О.Мандельштам: Творчество в годы гласности. Часть 2

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать О.Мандельштам: Творчество в годы гласности. Часть 2.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» По авторам» » О.Мандельштам: Творчество в годы гласности. Часть 2

средств к существованию, «наказанного» голодом за нежелание снова возвращаться в крепостное состояние. Поэт даёт почувствовать, что крымский разор, запустение – ещё не самый страшный вариант обрушившихся на народ страданий. Здесь ещё живы, не съедены овчарки, охраняющие дома, у жителей можно выпросить какое-то подаяние. В крымский пейзаж включены люди-тени – символы Украины и Кубани, по которым прокатился каток коллективизации и организованного голода, унесший миллионы жизней.


Поэт не конкретизирует внешний вид несчастных беженцев, - видимо, это выше человеческих сил. Не случайно посвящённая им строка обрывается многоточием, как будто гордо поэта сдавливает спазм. Но метафора «тени страшные» заключает в себе всё. Она не только даёт представление о предельной степени истощения, когда люди уже не похожи на людей, но и вызывает ассоциации с тенями загробного мира. Живые мертвецы, живые скелеты, - вот кого видел перед собой О. Мандельштам как неотъемлемую часть общей картины Крыма в то время, как газеты, захлёбываясь, сообщали о победе колхозного строя. Нейтрально-сдержанный характер описания призван передать привычность изображаемого – никого не ужасающего, не вызывающего стремления немедленно оказать гибнущим людям помощь. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.


Не впрямую – опосредованно – О. Мандельштам свидетельствует о полном равнодушии государства к своим жертвам, ни на что не надеющимся, не смеющим роптать. Если они и ищут спасения, то у таких же простых тружеников, которые часто сами ничего не имеют, да и не в состоянии накормить всех обездоленных. Заключительные строки стихотворения концентрируют в себе весь ужас обречённости, униженности, бесправия, который не менее страшен, чем сама смерть. При этом, как и во всём произведении, очевиден контраст между внешне бесстрастной манерой повествования, обыденностью изображаемых явлений и душераздирающим подтекстом. Так художник выразил ещё одну характерную черту страшного времени: утаивание боли, трагедии, не смеющих себя высказать, похороненных в душе, бесследно исчезающих вместе с человеком. О. Мандельштам считал своим долгом «говорить за всех», чем бы это ему ни грозило.


Особенно глубоко – изнутри – раскрыл поэт драматическое мироощущение интеллигенции, признанной тоталитаризмом «социально неполноценной», сживаемой с лица земли, загоняемой в «подполье». О. Мандельштам знал психологию новых «отверженных» досконально. Он отразил и трагизм их судеб, и душевную пытку дамокловым мечом террора над головой.


В стихотворении «Дикая кошка – армянская речь» (1930) поэт воспроизводит фрагмент разговора встретившихся на жизненных перепутьях гонимых интеллигентов, в немногих словах раскрывающих горькую надсаду измученных душ:


«Долго ль ещё нам ходить по гробам,


Как по грибы деревенская девка?»


В отличие от крестьянского безмолвия здесь ещё слышится ропот – но слабый, угасающий, что точно передаёт пауза, как будто фиксирующая жест махнувшего на себя рукой человека, за которой следует безнадёжное:


«Были мы люди, а стали людьё»


«Людьё» - антитеза понятия «люди»: отбросы общества, парии сталинизма. Уничижительно-пренебрежительный оттенок в окраске слова в полной мере соответствует реальному положению тем, в ком не видят больше людей. Жертвы классовой дискриминации выталкиваются из нормальной жизни, обрекаются на мучения и гибель. В раннем варианте стихотворения появлялся «Чудный чиновник без подорожной, // Командированный к тачке острожной». В окончательном варианте изображается больной лихорадкой ссыльный. Вид его «страшен», но не пробуждает у других сострадания. Над ним можно безнаказанно измываться, к живому относиться как к падали:


«Пропадом ты пропади, говорят,


Сгинь ты навек, чтоб ни слуху, ни духу».


О. Мандельштам даёт понять, что это общая судьба многих и многих. Воссоздавая окружающую обстановку, поэт не разграничивает яви от бреда, между которыми, нет принципиальной разницы. В самом ли деле с потолка вниз падают пауки, а по простыне ползают мухи или это такая же галлюцинация, как и полки марширующих птиц, так до конца и остаётся неясным. Атмосфера полуяви-полукошмара соответствует кошмару реальной жизни, безжалостно разбивающей сердца. Поэт отделяет себя от других «отверженных», так же раним бесчеловечностью, угнетён мрачной жизненной перспективой. Он напоминает, что природа людей одна – человеческая, абсурдно, негуманно делить их на «разряды», лишать того, чем богата и прекрасна жизнь. О. Мандельштам не мог не откликаться на её светлые проявления, но нервное напряжение, тоска, страх никогда не отпускали его полностью. В собственной квартире поэт чувствовал себя заключённым задолго до ареста («Я вернулся в мой город, знакомый до слёз», «Квартира тиха, как бумага»). Стихотворения 1930 – 1937 годов с колоссальной силой передают драматические переживания человека, на которого «кидается век-волкодав», в индивидуальном преломлении отражаю трагедию общенародной судьбы.




Полезный материал по теме:
  1. О. Мандельштам: Творчество в годы гласности. Часть 1
  2. Н. Клюев: Творчество в годы гласности. Часть 1.
  3. М. Волошин: Творчество в годы гласности. Часть 2.
  4. Н. Клюев: Творчество в годы гласности. Часть 3
  5. Н. Клюев: творчество в годы гласности. Часть 2


О.Мандельштам: Творчество в годы гласности. Часть 2 Стр. 1
О.Мандельштам: Творчество в годы гласности. Часть 2
Литература XX века
Стр. 1
О.Мандельштам: Творчество в годы гласности. Часть 2 Стр. 2
О.Мандельштам: Творчество в годы гласности. Часть 2
Литература XX века
Стр. 2
Отправить на email или скачать О.Мандельштам: Творчество в годы гласности. Часть 2 можно с помощью кнопок ниже.

Похожие сочинения