Н. Клюев: Творчество в годы гласности. Часть 4.
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Н. Клюев: Творчество в годы гласности. Часть 4..
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Несмотря на незавершенность, «Песнь о Великой Матери» потрясает и мощью авторской мысли, и силой поэтического чувства, и самобытностью клюевского слова. Наряду с «Погорельщиной» это вершина творчества Н. Клюева. Бессмертное творение русского искусства.
Помимо «Песни о Великой Матери», в ссылке Н. Клюева работал над поэмой «Нарым», которая до нас не дошла. Переведённый на новое местожительство – в Томск, 5 июня 1937 года по ложному обвинению поэт был арестован и приговорён к смерти.
Последнее из известных ныне произведений Н.
Клюева – стихотворение «Есть две страны; одна – Больница» (1937). Это предсмертная исповедь парализованного поэта на койке тюремной томской больницы. Она передаёт состояние заживо погребённого человека, предвидящего близкое расставание с землёй, надеющегося найти избавление от страданий и награду за свою мученическую жизнь на небесах. Скорбный мотив прощания с жизнью, обернувшейся для поэта «мраком, изгнанием, Нарымом», доносит до читателя печальную правду о его последних днях, о том, чем полна душа. От начальных строчек стихотворения веет бесконечным одиночеством, отверженностью, безнадёжностью. Но ни одной жалобы не слетает с уст поэта. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Он приемлет свои несчастья и неминуемую смерть с достоинством стоика, мужеством страстотерпца. Его дух не сломлен, хотя перед мысленным взором встаёт зловещее видение:
(…) тётушка Могила
Ткёт жёлтый саван.
Сознание выполненного долга придаёт герою-поэту внутреннюю силу и какое-то отрешённое спокойствие. В противовес своему гробовщику, внушающему:
«Весна погибла, в космы сосен
Вплетает вьюга седину…, - »
Художник верит в возрождение жизни, которое олицетворяет для него весна. Конечная победа света над тьмой, добра над злом для Клюева несомненна. Она соотносится с торжеством Царства Божьего на земле.
Звуки ангельского пенья, колокольный звон различимы в ликующих строках:
(…) «Буди, буди!
Благословен родной Овсень!
Его, как розаны в сосуде,
Блюдет Христос на Оный День!»
«Слово, Овсень» в заключительной строфе в старину звучало несколько по-иному – «овесень» и означало встречу весны, приуроченную к марту». Новая, светлая жизнь, по представлениям Н. Клюева, неотделима от утверждения христианского гуманизма, милосердия, нравственной чистоты. И наконец собственного пути художник прозревает как начало иного – вечного, блаженного, райского бытия, которое выстрадал всей своей многотрудной жизнью. Время подтвердило его предвидение. Сегодня Н. Клюев – одна из ключевых фигур литературных дисскусий и обсуждений. Особое внимание к личности и творчеству поэта объясняется не только реальной значимостью его вклада в литературу, но и созвучием поднимаемых им проблем задаче национального возрождения России. Поэзия Н.Клюева способствует росту национально-патриотического самосознания, напоминает об утраченных ценностях, исчезнувших вместе с патриархальной деревней, просуществовавшей века, зовёт современников к раздумью и ответу.
Беспощадной оказалась эпоха сталинизма не только по отношению к крестьянским поэтам, но и к тем, кого можно было бы назвать их противоположностью, - плеяде обэриутов, ориентировавшихся в своём творчестве не только на исканные национальные традиции, сколько на «левое», авангардное искусство. Это члены существовавшего в Ленинграде в 1927-1931 года «Объединения реального искусства» А. Введенский, К. Вагинов, И. Бахтерев, Н. Заболоцкий, Д. Хармс, Б. Левин и примыкавшие к нему Н. Олейников, Я. Друскин, Л. Липавский, за немногими исключениями репрессированные в 30-е – начале 40-х годов. Их наследие известно, пожалуй, ещё меньше, чем творчество крестьянских поэтов, хотя интерес к нему велик. Одна за другой появляются публикации в различных толстых и тонких журналах, из печати вышли книги Д. Хармса «Полёт в небеса» (1988), Н. Олейникова «Я муху безумно любил» (1990), «Пучина страстей» (1991), К. Вагинова «Опыты соединения слов посредством ритма. Репринтное изд. 1931 года» (1991). Современным литературоведением обэриуты рассматриваются как предтечи литературы абсурда, театра абсурда, сыгравших немаловажную роль в искусстве 20 столетия. В формах абсурдистского гротеска отразили обэриуты все усиливающуюся уродливость, анормальность жизни тоталитарного государства, выразили протест против унификации мышления и общественного поведения, культивирования упрощённо – вульгаризаторских догм, идиологического диктата, насилия и страха. Эстетика ОБЭРИУ – это прежде всего эстетика «Юродствования», балансирования «на грани между смешным и серьёзным», олицетворяющего «трагический вариант смехового мира». Её важнейшие элементы – «странность», алогизм, примитивно-лубочная поэтика, карнавально-балаганное начало, пародийность, «чёрный юмор», ирония, гротеск. Обэриуты строили из «мелкого», сугубо «личного» материала – от уличного происшествия до дурного сна, и однако же сегодня, отдалённые временами, мы способны осознать, что именно этот глубоко личный способ восприятия и воспроизведения мира, настолько личный, что искусство и жизнь сливаются воедино, обеспечивает общечеловеческую значимость мировоззренческих проблем, «вечных вопросов», над которыми они бились. Абсурд повседневного существования «маленького» человека-винтика бездушного, тупого государственного механизма находил в их произведениях зримое, самоочевидное выражение.
Полезный материал по теме: