Поэзия в годы гласности. Часть первая
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Поэзия в годы гласности. Часть первая.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Параллельно социальный демократизации
общества должно идти его духовное
облагораживание, т.е. духовная аристократизация.
Н. А. Бердяев.
Политическое и духовно-психологическое раскрепощение нашего общества, начавшееся в года гласности, создало уникальную, не имевшую аналогов в прошлом ситуацию в литературе. В короткий временной промежуток на читателя обрушился мощный поток ранее запрещённых, по различным причинам не опубликованных произведений.
Среди них – книги, накопившиеся за десятилетия в спецхранах, рукописи, заточенные в архивах, романы, повести, рассказы, пьесы, поэмы, стихи, похороненные в письменных столах писателей, «самиздат», издания, вышедшие за границей. Это «Мы» Е. Замятина, «Чевенгур» А. Платонова, «Реквием» Ахматовой и «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына, «Факультет ненужных вещей» Ю. Домбровского, «Москва – Петушки» Вен. Ерофеева, «Пушкинский дом» А. Битова, «Школа для дураков» С. Соколова, «Мандат» Н. Эрдмана, «Россия» М. Волошина, «Погорельщина» Н. Клюева, «Нетеперь» Д. Хармса, «Стихи о неизвестном солдате» О. Мандельштама, «Гефсиманский сад» Б. Пастернака, «Большая элегия Джону Донну» И. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Бродского, и другие произведения, впервые опубликованные на родине в конце 80-х – начале 90-х годов.
Вернувшаяся литература несёт в себе колоссальный трагедийный заряд и одновременно колоссальную нравственную силу – силу сопротивления злу непомерных масштабов и коварства. Её духовная мощь, свобода, богатство ошеломляют. В отличие от монокультуры официального советского искусства мы имеем дело с явлением поликультуры, объемлющей разные направления, методы, школы, группы, эстетические концепции, что во многом меняет представление о развитии отечественной литературы ХХ столетия. Рушится прежняя иерархия авторитетов, происходит переоценка ценностей. Духовная жизнь общества получает мощный приток энергии. Новооткрытая литература способствует развенчанию социально-исторических мифов, приобщает к миру гуманистических ценностей, удовлетворяет эстетические запросы современников. велико её воздействие на саму литературу, которая переживает в годы гласности сложные, кризисные процессы. это связано прежде всего с упадком «государственной литературы», исчерпанностью задач определённых литературных направлений, нелёгкими поисками новых духовных и эстетических горизонтов. Наиболее жизнеспособным оказалось творчество писателей, не нуждавшихся в «перестройке», органично вписавшихся в новую социокультурную ситуацию. Волею истории оно стало завершающим звеном целого периода развития русской литературы, начинающегося в 1917 году. Творческая деятельность «завершителей» - живое, хотя и противоречивое явление литературы II пол.80-х – начала 90-х годов. Заявляющие о себе разнонаправленные тенденции отражают многообразие самой жизни, которая «движется не однолинейно, а сразу по всем направлениям и только так, с учётом всех вариантов, может быть понятна».
Свои достижения, равно как и неудачи, есть и у прозы, и у поэзии, и у драматургии наших дней. Но, пожалуй, именно поэзия – в силу самой своей природы – наиболее полно отвечает потребности в обретении возвышенных идеалов, делающих жизнь осмысленной, нравственно оправданной, в тот исторический момент, когда на смену рухнувшему единомыслию пришли разобщённость и безверие. Поэзия способна «приподнимать» человека над действительностью, в форме прекрасного передать ему представление о совершенстве. Самое эмоциональное из искусств слова, поэзия с наибольшей силой воздействует на чувства людей, воспитывает культуру чувства, разрушает покрывающую душу корку равнодушия, чёрствости, цинизма. Она способствует аристократизации духовного облика человека, без которой демократизация общества может обернуться властью охлократии. И если суждено когда-нибудь сбыться пророчеству Г. Федотова: «Рано или поздно, народ весь будет интеллигенцией», - свою роль в этом процессе духовно-нравственного совершенствования сыграет и поэзия.
Конечно, о поэтическом буме, как когда-то в годы «оттепели», нет и речи – интересы людей слишком дифференцировались, находят преломление в разнообразных сферах интеллектуальной и практической деятельности. Меняется и сама поэзия, меняются её эстетические установки.
Прежде всего, современная поэзия становится более разнообразной. В ней находят место и реализм, и романтизм, и модернизм, и постмодернизм, разрабатываются различные литературные традиции.
Социалистический реализм утрачивает свою роль ведущего метода, перерождается в «лже-соцреализм» (В. Топоров). К нему обращаются, в основном, люди, продолжающие воспринимать мир сквозь стереотипы старого мышления, нормативной эстетики, не способные к творческим открытиям.
Многие произведения, получившие известность в годы гласности, «содержат мощный заряд отрицания. Это критический реализм в точном смысле слова». Критический пафос роднит творчество поэтов различной идейно-эстетической ориентации. Параллельно с отрицанием, однако, ведутся поиски нового общественного идеала, обнаруживая несходство позиций, разноголосицу мнений, противоборство взглядов. Почвенничество, христианский гуманизм, общечеловеческий гуманизм, демократический социализм и другие социальные и философские концепции исторического прогресса и так или иначе проявляют себя в художественных произведениях. Преобладает ориентация «на человеческую индивидуальность, рассматриваемую в качестве высшей ценности бытия».
Полезный материал по теме: