«Последняя лирика» Н. С. Гумилёва

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать «Последняя лирика» Н. С. Гумилёва.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» По авторам» » «Последняя лирика» Н. С. Гумилёва

Николай Степанович Гумилёв (1886 – 1921) необычен и ярок и как личность, и как лирик, так как сочетает в себе отвагу, мужество, поэтическую способность предсказывать будущее, детское любопытство к миру, страсть к путешествиям, интерес к оккультизму. Трагична судьба поэта, которого расстреляли в августе 1921 года, несправедливо и ложно обвинив в участии в контрреволюционном заговоре.


Анна Ахматова в заметках о Гумилёве, которые вела в последние годы жизни, написала о своём первом муже: «Гумилёв – поэт ещё не прочитанный. Визионер и пророк. Он предсказал свою смерть вплоть до осенней травы…


Невнимание критиков (и читателей) безгранично.


Что они вычитывают из молодого Гумилёва, кроме озера Чад, жирафа, капитанов и прочей маскарадной рухляди? Ни одна его тема не прослежена, не угадана, не названа. Чем он жил, к чему он шёл? Как случилось, что из всего вышеназванного образовался большой замечательный поэт, творец «Памяти», «Шестого чувства», «Трамвая»…» [Хейт А. 1: 311. ]


Гумилёв – основатель второго после символизма модернистского течения – акмеизма, который возник в противовес символизму. Глава акмеистов Гумилёв и его сторонники провозгласили, что необходимо освободить поэзию от символистских призывов к идеальному, возвратить ей ясность, вещность, радостное любование бытием. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.


Акмеисты стремились придать слову определённое, точное значение, создавать в своих произведениях конкретную образность, требовали от поэзии «прекрасной ясности». Они обращались к человеку, к естественности и подлинности его чувств. Представители акмеизма поэтизировали мир первозданных эмоций, первобытно- биологическое природное начало, доисторическую жизнь земли и человека.


Задача нашей работы – проанализировать три последние книги стихов


Н. Гумилёва: «Костёр» (1918; стихи 1916 – 1917 г. г.); «Шатёр» (1921; стихи 1918 г.); «Огненный столп» (последняя книга стихов, подготовленная к печати Гумилёвым; вышла осенью 1921 года, после его смерти; стихи 1919 – 1921 г. г. ), выявить основные мотивы, образы этих сборников, раскрыть поэтическую философию поэта.



1. Сборник стихов Н. С. Гумилёва «Костёр».



Книга «Костёр» включает в себя стихи, написанные в 1916 – 1917 годах, и вышла в свет в 1918 годах. Это были самые драматические события в истории России: первая мировая война, революция, гражданская война.


Спустя чуть больше месяца после объявления Германией войны России поэт становится добровольцем лейб-гвардии уланского полка, а уже через полгода награждён Георгиевским крестом 4-й степени и затем произведён унтер-офицером. В мае 1915 Гумилёв был признан негодным к строевой службе по состоянию здоровья, но переубедив врачей, продолжал находиться на фронте и получил Георгиевский крест 3-й степени. В это же время он выпускает книгу стихов «Колчан», образует 2-й «Цех поэтов». Эти сухие биографические факты как нельзя лучше характеризуют личность поэта, его патриотизм, храбрость, верность России и офицерскому долгу чести. Оказавшись во время революции за границей, он в 1918 году добивается возвращения в Россию, хотя был противником власти большевиков.


Сборник стихов «Костёр» относится к поздней лирике Н. Гумилёва и знаменует собой качественно новый этап его лирики, отличающийся философской глубиной. Ключевой мотив его творчества – мотив странничества претерпевает изменения. Теперь его поэтический взгляд обращён не на экзотические страны, а в самое сердце России в попытке понять, «куда несёт нас рок событий», говоря словами С. Есенина.


«Поэт-конквистадор, поэт-воин, поэт-рыцарь – эти определения Н. С. Гумилёва, как поэта, давно стали ходячими». [2. Струве Г. П. :5]. Известный критик Ю. И. Айхенвальд, за свою статью памяти расстрелянного Гумилёва поплатившийся тюрьмой, а затем высланный за границу, так начинал свой этюд о Гумилёве в книге «Поэты и поэтессы»: «Последний из конквистадоров, поэт-ратник, поэт-латник, с душой викинга, снедаемый тоской по чужбине, «чужих небес любовник беспокойный, Гумилёв – искатель и обретатель экзотики». Несомненно, муза Гумилёва – это Муза Дальних Странствий и экзотические образы и темы, мотивы кочевья и странствий действительно проходят через всю поэзию Гумилёва, но и очевидно то, что этими образами и мотивами она не исчерпывается, и доказательство тому – сборник «Костёр», являющийся вершиной творчества поэта, как и сборник «Огненный столп». Это свидетельство внутреннего роста поэта, показатель неуклонного роста его мастерства. Из этих сборников мы узнаём о том, какие глубокие возможности таились в поэте и как много он успел бы ещё создать, если бы его жизнь не оборвалась так рано и трагично.


Чтобы понять, в чём же состоит новаторский характер и своеобразие книги «Костёр», обратимся к стихотворению, открывающему сборник и, возможно, считающемуся программным. Это стихотворение «Деревья». Здесь поэт философски осмысливает тему человека и природы, подчёркивая превосходство деревьев перед человеком:


Я знаю, что деревьям, а не нам,


Дано величье совершенной жизни.


На ласковой земле, сестре звездам,


Мы на чужбине, а они – в отчизне.


Мотив совершенной жизни, которая дана только природе, и мотив временного пребывания человека на земле полны глубокого философского смысла. Ассоциативно вспоминаются строки другого поэта, современника Гумилёва – Сергея Есенина: «Я пришёл на эту землю, чтоб скорей её покинуть». Но это стихотворение глубинно связано и с поэзией девятнадцатого века, в частности с лирикой А. А. Фета и Ф. И. Тютчева.


У А. Фета есть стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы…», в котором лирический герой призывает учиться у деревьев стойкости, мужеству, терпению, умению преодолевать «жестокие морозы» судьбы. Эта же мысль звучит и в стихотворении Н. Гумилёва «Деревья». Следуя за Тютчевым, который утверждал, что природа – это «не слепок, не бездушный лик», что в природе есть «душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык», Гумилёв наделяет деревья живой душой.


Рассмотрим, образы каких деревьев создаёт в своём стихотворении поэт. Деревья – это «свободные зелёные народы», среди которых лирический герой находит дубы Моисеи, пальмы Марии, души которых «друг другу посылают тихий зов». Здесь же названы ещё два дерева: сломанный вяз и сикомора, одевшаяся листьями. Сравнение деревьев с персонажами Ветхого и Нового Завета не случайно: все четыре дерева упомянуты в Библии. Дуб символизирует прочность, твёрдость, мужество, крепость, силу воли. Пальма служит эмблемой праведности. Интересно, что пилигримы в Святую землю привозили ветви прииорданских пальм в свои страны, отсюда в русском языке и возникло слово «паломник».


Названная в стихотворении сикомора, дарящая тень путнику у дороги, всегда считалась символом приязни, гостеприимства и бескорыстия. А вяз (ильм» - это дерево-медонос; сухая древесина вяза быстро воспламеняется от трения, из неё легко получить огонь (Вспомним, что название сборника «Костёр», которое так или иначе предполагает мотив кочевья и странствий, ведь в дороге путники разжигают костёр).


Четыре дерева, изображённые в стихотворении, связаны со Святой землёй (Палестиной). Они олицетворяют собой святость, праведность, благочестие, являются символами щедрости, бескорыстия, братской солидарности, особенно важными для суровой жизни в пустыне или для путешествия.


Это стихотворение Гумилёва тесно связано с русской традицией, перекликается со стихотворениями М. Ю. Лермонтова «Ветка Палестины2, «Три пальмы», «Выхожу один я на дорогу…», со стихотворением Ф. Тютчева «Silentium!»


Идея стихотворения особенно ярко выражена в последнем катрене:


О, если бы и мне найти страну,


В которой мог не плакать и не петь я,


Безмолвно поднимаясь в вышину


Неисчислимые тысячелетья!


Лирический герой Гумилёва страстно мечтает о душевном покое и слиянии с природой, как и лирический герой стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»:


Я б желал навеки так заснуть,


Чтоб в груди дремали жизни силы,


Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь…


И у Лермонтова лирический герой мечтает о том, чтобы над ним «вечно зеленея, // Тёмный дуб склонялся и шумел».


Проанализировав только несколько названий, входящих в сборник («Осень», «Детство», «Ледоход», «Природа»), мы можем сделать вывод, что тема природы, философское осмысление связи человека с природой являются ведущими в сборнике, но этим не исчерпываются. Здесь есть и пророческие стихи, связанные с исторической судьбой России и с личной судьбой поэта, так пронзительно точно предугаданной поэтом. Стихотворение «Мужик», несомненно, навеяно образом Григория Распутина, который:


В гордую нашу столицу


Входит он – Боже спаси!-


Обворожает царицу


Необозримой Руси


Взглядом, улыбкою детской,


Речью такой озорной, -


И на груди молодецкой


Крест просиял золотой.


А в стихотворении «Рабочий» Н. Гумилёв описывает рабочего, «невысокого старого человека», который «занят отливаньем пули», приготовленной для лирического героя. Поэт пророчески предвидит свой расстрел:


Упаду, смертельно затоскую,


Прошлое увижу наяву,


Кровь ключом захлещет на сухую,


Пыльную и мятую траву.


Таким, образом, книга «Костёр» - это свидетельство творческого роста поэта, который философски осмысливает жизнь и смерть, взаимоотношения природы и человека, раскрывает тему творчества («Андрей Рублёв». «Творчество»). Кроме философской проблематики, в сборнике раскрывается и религиозная проблематика, поэт обращается к мотивам Ветхого и Нового Завета, в его стихотворениях всё чаще появляются реминисценции не только из европейской, но и русской культуры. Важно отметить, что изменяется и характер лирического героя, всё яснее и чётче звучит мотив трудного и страшного преображения, утверждаются христианские ценности, а поэтический стиль становится суровее и проще.



2. Книга стихов «Шатёр».


Сборник стихов «Шатёр» напечатан в 1921 году, в него вошли стихотворения, написанные в 1918 году. «Здесь новые мотивы переплетаются со старыми, но прежняя тема «дальних странствий» приобретает новую лирическую углублённость, утрачивая часто внешнюю экзотичность». [ Струве Г. П. 2: 26 ]


«Шатёр» пронизан страстной влюблённостью в экзотическую Африку, куда трижды отправлялся с экспедицией в путешествие Гумилёв, получив там яркие незабываемые впечатления, которые передал во многих своих произведениях. В сборнике не просто географическая романтика, в нём развивается личная лирическая тема. Перечислим только названия стихотворений, вошедших в сборник, чтобы понять его содержание: «Красное море», «Египет», «Сахара», «Суэцкий канал», «Судан», «Абиссиния», «Галла», «Сомалийский полуостров», «Либерия», «Мадагаскар», «Замбези», «Дамара», «Экваториальный лес». «Нигер».


Чтобы понять, что в этом сборнике не просто география путешественника, а новое философское осмысление темы Африки и жизни вообще, обратимся к стихотворению, открывающему сборник, которое называется «Вступление».


Образ Африки раскрывается с помощью эпитетов: «оглушённая рёвом и топотом», «облечённая в пламя и дымы», «безрассудной», «звериная душа». «на дереве древнем Евразии //Исполинской висящая грушей» (сравнение). Дополняет образ Африки следующий словесный ряд: «о вождях в леопардовых шкурах», «полчища воинов хмурых», «о деревнях с кумирами древними», «о львах». Создавая экзотический образ «дикой» Африки, автор использует религиозные мотивы, подчёркивая, что «дикость» и «безрассудство» Африки объясняется тем, что ангел, приставленный к Африке, «неопытный», а серафимы в небесах говорят об Африке в небесах «шопотом» (орфография сохранена). Но лирический герой чувствует неразрывную связь с Африкой и мечтает о последней милости:


Дай скончаться под той сикоморою,


Где с Христом отдыхала Мария.


Таким образом, мы видим, что прежняя тема экзотической Африки усилена религиозными мотивами, ярко выделено личностное начало.



3. Книга стихов «Огненный столп».


Это последняя книга стихов, подготовленная к печати Гумилёвым, в неё включены стихи 1919 – 1921 г.г.), а вышла она в свет осенью 1921 года уже после трагической смерти поэта. Название «Огненный столп» имеет много смыслов: это странствие, следование Божьей воле, судьба, чудо, участие в созидании «Небесного Иерусалима», стремление к святости, преображению. В Пятикнижии Моисея говорится о том, ка сам Господь шёл перед народом Израиля, скитающимся по пустыне в поисках Земли Обетованной, днём – в виде облачного столпа, ночью в виде огненного столпа. У Чёрмного моря евреям грозила гибель, так как их догнали египетские войска, но огненный столп встал позади израильтян и светил им, а египтян ослеплял.


«Огненный столп» открывается стихотворением «Память», к которому мы и обратимся, чтобы раскрыть основные мотивы, образы и проблематику сборника.


Стихотворение имеет кольцевую композицию, так как начинается и заканчивается одинаковыми строками: «Только змеи сбрасывают кожу, // Мы меняем души, не тела». Лирический герой относится к этому факту сначала с горечью и грустью, а в конце стихотворения эмоциональная тональность усиливается и чувства лирического героя доходят до грани отчаяния: «Крикну я… Но разве кто поможет…»


Как же объясняется в стихотворении смена душ? Личность рождается, развивается, проходит разные этапы, которые хранятся в памяти. Лирический герой даёт оценку каждому этапу человеческой жизни. Первый - это «колдовской ребёнок», который полюбил «сумрак рощ, //Лист опавший». Он «некрасив и тонок», но мог словом остановить дождь. В друзьях у ребёнка только «дерево да рыжая собака». Второй – это некто под «вывеской поэта», «хотел стать богом и царём», но он совсем не нравится лирическому герою. Лирический герой любит третьего – «избранника свободы, //Мореплавателя и стрелка». Но, к сожалению, этот третий, который «как вино, впивал … воздух сладкий //Белому неведомой страны», «променял весёлую свободу //На священный долгожданный бой». Четвёртая метаморфоза оказывается последней. Четвёртому лирическому «я» достаются биографические факты поэта: «святой Георгий тронул дважды //Пулею нетронутую грудь». «Я – угрюмый и упрямый зодчий // Храма, восстающего во мгле…» Мотивы, возникающие в описании «четвёртого», тесно связаны с названием сборника «Огненные столп»: мотив храма, восстающего во тьме, мотив стремления к славе «как на небесах, и на земле», мотив борьбы, «священного долгожданного боя», «Нового Иерусалима».


Кульминация стихотворения – появление неведомого путника, рядом с которым изображены лев и орёл. Это апокалиптические звери, изображённые в Откровении Иоанна Богослова (4: 6-8): «И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, и четвёртое животное подобно орлу летящему». Путник – это Христос, свершающий путь крестной жертвы, полного отречения от себя.


Таким образом, в последнем сборнике Гумилёва звучат мотивы жертвенного пути, полного отречения от себя, нравственного преображения.



Заключение.


«Последняя лирика» Н. С. Гумилёва – вершина его творчества. Стихи поэта приобретают философскую глубину. Мотив странничества по экзотическим землям часто трансформируется в путешествие лирического героя в пространстве и времени («Заблудившийся трамвай»). Лирический герой проходит путь от страдания к нравственному очищению. Н. С. Гумилёв в позднем творчестве раскрывает вечные темы жизни и смерти, природы и человека, смысла жизни. Он размышляет об исторической судьбе России, пророчествует свою гибель. Усиливается религиозная тематика, раскрываются христианские ценности.




Полезный материал по теме:
  1. «Навстречу утру, заре, счастью.» (А. Бочаров) Предисловие к «Дети и деревья тянутся к солнцу».
  2. Анализ 2 сонета В. И.Иванова «Сон развернул огнеязычный свиток...» из цикла «Золотые завесы»
  3. Филологический анализ рассказа В. М. Шукшина «Чудик»
  4. Анализ рассказа Дины Рубиной «Бессонница»
  5. Сопоставительный анализ стихотворений «Пророк» А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова


«Последняя лирика» Н. С. Гумилёва Стр. 1
«Последняя лирика» Н. С. Гумилёва
*Общие критические статьи
Стр. 1
«Последняя лирика» Н. С. Гумилёва Стр. 2
«Последняя лирика» Н. С. Гумилёва
*Общие критические статьи
Стр. 2
«Последняя лирика» Н. С. Гумилёва Стр. 3
«Последняя лирика» Н. С. Гумилёва
*Общие критические статьи
Стр. 3
«Последняя лирика» Н. С. Гумилёва Стр. 4
«Последняя лирика» Н. С. Гумилёва
*Общие критические статьи
Стр. 4
«Последняя лирика» Н. С. Гумилёва Стр. 5
«Последняя лирика» Н. С. Гумилёва
*Общие критические статьи
Стр. 5
«Последняя лирика» Н. С. Гумилёва Стр. 6
«Последняя лирика» Н. С. Гумилёва
*Общие критические статьи
Стр. 6
Отправить на email или скачать «Последняя лирика» Н. С. Гумилёва можно с помощью кнопок ниже.

Похожие сочинения