Поэтика хронотопа в романе Грэма Грина «Тихий американец»
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Поэтика хронотопа в романе Грэма Грина «Тихий американец».
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Грэм Грин (1904 – 1991) – английский писатель, журналист, британский сотрудник секретной службы в годы Второй мировой войны, в 1951 – 1955 годах был во Вьетнаме и стал очевидцем драматических событий, происходящих в этой многострадальной стране, заняв активную антивоенную и антиколониальную позицию. Роман «Тихий американец» написан в 1955 году.
Историческое время в романе Грэма Грина связано с борьбой вьетнамского народа против французских и американских колонизаторов. Действие происходит во Вьетнаме, в 50-е годы, когда страна была французской колонией. Художественное время в романе развивается не линейно, а ретроспективно, рассказчик постоянно в своих воспоминаниях возвращается в прошлое. Цель ретроспекции – наиболее полно, постепенно и последовательно раскрыть образ «тихого американца» Олдена Пайла и показать взаимоотношения повествователя с ним.
В создании хронотопа используется художественная условность, автор смещает исторические события: большая бомба взорвалась возле «Континенталя» раньше, а не вслед за велосипедными бомбами.
Но в предисловии Грэм Грин подчёркивает, что он допускает такие хронологические отклонения, так как написал не исторический очерк, а роман.
Повествование начинается с того момента, когда рассказчик сидел у себя в комнате на улице Катина после ужина в напряжённом ожидании приятеля Олдена Пайла, хотя впоследствии мы поймём, что Фаулер знал о покушении на друга, ведь он сам навёл на него вьетнамских коммунистов. Напряжённость усиливается точным обозначением времени. Англичанин Фаулер ждал Пайла к 10 часам вечера, но уже наступила полночь, и рассказчик вышел на улицу. Художественное пространство расширяется, и его дополняют фигуры старух в чёрных штанах, сидящих на корточках у входа на площадке, объясняя это тем, что в феврале в домах жарко. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Длинная улица пуста (очевидно, действует в военной обстановке комендантский час). Ещё одна деталь говорит о военном времени: велорикша, едущий к реке, где разгружают новый американский самолёт. Ждёт Олдена в соседнем от рассказчика подъезде и его «туземная» возлюбленная Фуонг («Феникс»), дочь местного высокопоставленного чиновника, «мандарина», которая раньше жила с Фаулером. Рассказчик предлагает девушке подняться к нему наверх, так как ждать на улице небезопасно – может арестовать полиция (комендантский час). Художественное пространство сужается, мы снова к комнате героя, где выразительна одна деталь, свидетельствующая о времени действия: по случаю китайского Нового года в комнате стояло дерево, с которого облетели жёлтые лепестки и застряли между клавишами пишущей машины. Фуонг разливает горячий чай, как полгода назад, только причёска у неё другая: она изменила её в угоду новому возлюбленному Пайлу, сыну обеспеченных американских родителей, который обещал на ней жениться.
Героев вызывают в полицейский участок на допрос, где следователь Виго сообщает, что Пайла нашли под мостом в тине в Дакоу: его утопили в тине. Виго спрашивает Фаулера, как тот познакомился с Олденом, и рассказчик возвращается в прошлое – в утро знакомства, когда за его столик присел «тихий, скромный и очень серьёзный» молодой американец, начитавшийся книг Йорка Гардинга и свято уверовавший в идеи этого пропагандиста, особенно в книгу «Наступление красного Китая» с его основной мыслью о том, что Востоку нужна третья сила.
Затем повествование возвращается в настоящее – наутро после смерти Пайла. Фуонг вместе с Фаулером идёт на квартиру погибшего возлюбленного за вещами и застаёт там Виго, производящего обыск. За эпизодом разговора с американским атташе следует снова ретроспекция: воспоминание о том, как месяца через два после своего приезда Пайл, постоянно краснеющий от смущения, в том же «Континентале» впервые встретил Фуонг.
Таким образом, мы убедились, что основной приём создания хронотопа – это ретроспекция; пространство и время постоянно смещаются, настоящее и прошлое чередуются, чтобы создать полную картину событий.
Полезный материал по теме: