Образ территории острова как пространства для культурной, цивилизаторской и колонизаторской деятельности Робинзона в романе Миш
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Образ территории острова как пространства для культурной, цивилизаторской и колонизаторской деятельности Робинзона в романе Миш.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Второй этап в жизни Робинзона Турнье на острове (главы 3-6) вполне соответствует сюжету и просветительским идеям романа Даниэля Дефо. В это время главный герой стремится «любой ценой найти в себе силы вырваться из дьявольских тенёт… Он начнёт работать. Он бросит мечтать о несбыточном и заключит брак с неумолимой супругой - Одиночеством». [10; 46]
В начале романа капитан Питер ван Дейсел с помощью гадания на картах предсказывает молодому Робинзону удивительную судьбу, но для читателя, да и для самого героя значение этого гадания непонятно. Только когда эти предсказания начинают сбываться, становится понятен смысл предсказаний.
В соответствии с этой первой картой и её расшифровкой преодолевший отчаяние герой изучает остров, составляет его карту, переименовывает его; из острова Скорби он становится Сперанцей (в переводе с итальянского это слово означает «надежда»).
«Самозабвенный труд Робинзона» преобразовал остров, превратил его в цивилизованную колонию.
Бесспорно, решающим моментом в эволюции Робинзона можно назвать встречу с Пятницей. Этот персонаж, которого поначалу колонизатор острова Робинзон воспринимает как дикаря, человека, находящегося на низшей ступени развития человечества, появляется на страницах произведения в седьмой главе, ровно в середине произведения, и это очень важно в определении этапов эволюции Робинзона. Именно с появлением на страницах романа Турнье Пятницы начинается полное и последовательное переосмысление того, что было описано в первых шести. Писатель словно отталкивается от содержания предыдущих шести глав и приходит к полному отрицанию истин и принципов классического просветительского романа и его системы идей. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Во второй половине своего произведения писатель-постмодернист словно выворачивает сюжет Дефо наизнанку.
Пятница для Турнье представляет собой прежде всего носителя совершенно иной культуры, олицетворяя совершенно иные, чем европейский человек, отношения с миром и природой.
Нулевая отметка в существовании Робинзона на острове – это попадание в болото и осознание того, что он должен преодолеть своё отчаяние и начать трудиться, чтобы преобразовать остров. С этого момента начинается духовный подъём в островной жизни героя. Он устанавливает над собой строгую дисциплину дисциплин, страстно, неустанно и самозабвенно работает, и его «территория» и преобразуется в образцовую английскую колонию. Важную роль в духовном возрождении героя является не только земледельческая деятельность, но и духовный труд: Робинзон ведёт «судовой журнал», записывает в него свои рассуждения, анализирует движения своей души.
Создание Робинзоном Хартии острова и Уголовного кодекса свидетельствует о том, что «островитянин» пытается привести в порядок и осмыслить своё существование и деятельность на острове. В своей деятельности Робинзон руководствуется разумом и рационализмом.
Второй этап эволюции Робинзона связан с рационалистическим познанием, с осознанием огромной роли в развитии жизни научной и технической мысли. Этот этап олицетворяет собой дух пуританской морали и буржуазности, который наиболее отчётливо выражен в романе Даниэля Дефо. В этот период своей островной жизни Робинзон Турнье почти ничем не отличается от своего литературного предшественника, потому что видит цель своего существования в упорном труде, в производстве ма¬териальных благ. На этом этапе пребывания Робинзона Турнье на острове именно в деятельности по благоустройству Сперанцы он видит непременное условие своего нравственного здоровья.
Но наступает момент, когда «администратор» острова, находясь в полном одиночестве, вдруг начинает задумываться, а в чём смысл его материального производства, для кого он всё это припасает, складывая в пещере.
Именно в этот период переосмысления прежних целей деятельности и жизненных ценностей Робинзон изменяет своё отношение к острову. Если раньше Сперанца была лишь объектом приложения его деятельности, выступая безликой, неодушевлённой территорией, то спустя некоторое время Сперанца превращается в живое, равноправное с Робинзоном существо. Робинзон начинает понимать, что Сперанца – это одушевлённое существо, живущее по каким-то своим, недоступным человеку законам.
Остров носит женское имя, потому что Робинзон видит в нём женское начало. Причём Сперанца последовательно выступает в двух ипостасях: сначала это мать-земля, затем возлюбленная, супруга, с которой «губернатор» острова хочет соединиться в единое целое, раствориться в таинственной и загадочной природе Сперанцы.
Таким образом, во второй период жизни Робинзона на острове происходит перелом в его мироощущении: от восприятия Сперанцы как неодушевлённой и бездушной территории, которую он призван колонизировать и обустроить по примеру той цивилизации, откуда он явился на остров, колонизатор переходит к осознанию того, что земля, находящаяся вроде бы в его распоряжении, на самом деле живёт по каким-то своим природным законам, которые он пока не в состоянии осмыслить. Второй эволюционный период можно считать переломным, так как именно в этот отрезок времени происходит внутренняя подготовительная работа по решительному разрыву с прошлым, в результате которого должен родиться новый человек.
Полезный материал по теме:
- Образ острова Сперанцы в Тихом океане как «Острова Скорби» в романе Мишеля Турнье «Пятница, или Тихоокеанский лимб»
- Образ Сперанцы как Города Солнца в романе Мишеля Турнье «Пятница, или Тихоокеанский лимб»
- Образ Сперанцы в романе Мишеля Турнье «Пятница, или Тихоокеанский лимб»
- Философский роман Мишеля Турнье «Пятница, или Тихоокеанский лимб» как литературное явление постмодернизма
- Поэтика названия романа М. Турнье «Пятница, или Тихоокеанский лимб»
*Общие критические статьи
Стр. 1