Сатирические мотивы поэзии В. В. Маяковского (на примере стихотворений «Нате!», “Моё к этому отношение”, “Внимательное отношение
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сатирические мотивы поэзии В. В. Маяковского (на примере стихотворений «Нате!», “Моё к этому отношение”, “Внимательное отношение .
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Владимир Маяковский — поэт, чья “лесенка” становилась поводом восхищения или насмешек, чьи произведения удостаивались похвалы советских властей или запрещались, чьи произведения можно либо любить, либо ненавидеть, третьего не дано. Творчество В. Маяковского — это вызов обществу. Неудивительно, ведь поэт был членом группы футуристов — авторов таких сборников, как “Пощечина общественному вкусу”, “Дохлая луна”.
В историю русской литературы поэт вошел прежде всего как певец Октябрьской революции. Но творчество его многогранно и разнообразно.
Помимо того Маяковского, что прославлял революцию, был и другой — поэт-бунтарь и сатирик. Особенно часто “второй” Маяковский стал писать после гражданской войны 1918-1921 годов. Сатирические мотивы, тем не менее, присутствовали и в ранней лирике поэта.
Стихотворение “Нате!” 1913 года — яркий пример сатиры в творчестве Маяковского. Посвящено оно тем людям, которые не понимают поэта и его стихи, для которых увлечение поэзией — это лишь дань моде. Очевидно, такое потребительское отношение оскорбляет Маяковского. И уже название стихотворения — просторечное и даже немного грубое “Нате!” — настраивает нас на то, что автор будет давать кому-то отпор. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Маяковский высмеивает тех, кто ценит только материальное:
… вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Маяковский использует такой прием, как синекдоха: он обращается к конкретным мужчине и женщине, но нам понятно, что таких людей огромное множество. Поэт выражает неуважение к ним и даже угрожает “плюнуть в лицо”. Маяковский, скорее всего, обращается к капиталистам, которые “смотрят устрицей из раковин вещей”. К вещице, которой можно воспользоваться и выбросить, они приравнивают творчество поэта. Маяковскому стыдно, что его творчество попадает и к таким капиталистам, поэтому дважды в стихотворении называет он себя “бесценных слов транжир и мот” (метафора). Слово для него — высшая ценность, которая обладает огромной силой. Ему жаль растрачивать свой дар на стихи, если их не понимают и даже не пытаются понять.
Высмеивает капиталистов Маяковский и в стихотворении “Моё к этому отношение” 1915 года. Поэт пишет об одном человеке, но он, очевидно, является собирательным образом всей буржуазии (синекдоха):
Брюшком обвисшим и гаденьким
лежит на воздушном откосе,
и пухлые губы бантиком
сложены в 88.
Автор создает образ, который противен читателю, чтобы вызвать отвращение к буржуазии. Он сравнивает “пухлую морду” (именно так автор называет героя стихотворения) с поэтом Апухтиным, над которым насмехались из-за его тучности.
Маяковский поднимает тему социального неравенства и несправедливости. Антитеза: бездельник-капиталист противопоставляется рабочим, которые “внизу суетятся”. Стоит отметить, что капиталист изображен отдельно ото всех, — он думает только о своих интересах, его не заботят чужие проблемы. Рабочие же объединены одной проблемой — бедностью, нищетой, причем не своей. Их задача — не только прокормить себя и свои семьи, но и помочь государству и обществу.
В том же 1915 году было написано стихотворение “Внимательное отношение к взяточникам”. Даже в названии слышится ирония: едва ли можно внимательно относиться к взяточникам, которые воруют то, что заработано честным трудом других людей. В стихотворении тоже поднимается тема социального неравенства: в то время как одни “от холода не попадают зубом на&讹 зуб”, другие воруют. Маяковский использует такой прием, как гротеск: согласно его словам, взяточники воруют чуть ли не все подряд. Чувствуется сарказм: Маяковский просит взяточников присвоить все, что можно, за один раз, чтобы поэту больше не приходилось о них писать:
Взломайте шкапы, сундуки и ларчики,
берите деньги и драгоценности мамашины,
чтоб последний мальчонка в потненьком кулачике
зажал сбереженный рубль бумажный.
Ярчайшим примером сатиры в послереволюционном творчестве Маяковского является стихотворение “О дряни” (1920-1921). Главный герой стихотворения — обыватель (“иная мразь”, как пишет Маяковский), который мечтает о материальных ценностях (“о тихоокеанских галифищах”). Чем же опасны подобные люди, если Маяковский обратил на них внимание?
Со всех необъятных российских нив,
с первого дня советского рождения
стеклись они,
наскоро оперенья переменив,
и засели во все учреждения.
Герои стихотворения — приспособленцы; они поддержали революцию, лишь чтобы получить места в государственных учреждениях. Портреты Маркса в домах их лишь для красоты; сама же личность для них ничего не значит. “Известия” — газета, которая освещает политическую жизнь России — нужна, чтобы на ней грелся котёнок. Маяковский иронично призывает истреблять канареек, называя их угрозой коммунизму, тогда как настоящую угрозу представляют “товарищ Надя” и ее муж. В стихотворении для усиления сатирического звучания служат гиперболы (“пятилетнее сиденье”, “зады, / крепкие, как умывальники…”), экспрессивная лексика (“мразь”, “мурло”, “зады”), слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (“спаленки”, “потолочек”).
Больше всего мне понравилось стихотворение “Прозаседавшиеся”. В нем Маяковский высказывается против бюрократизма, который мешал построить социализм. Поэт прибегает к гротеску, чтобы показать, насколько проблема злободневна. Иногда заседаний бывает так много, что работникам в буквальном смысле приходится разделяться на две части. Можно наблюдать, как лирический герой всего за день волокиты превращается из спокойного человека во “взъяренного” (авторский неологизм).
Высмеивает Маяковский и любовь большевиков к аббревиатурам: “кто в глав, / кто в ком, / кто в полит, / кто в просвет…”, “на заседании а-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома”. Гиперболы: “исколесишь сто лестниц”, “В день заседаний на двадцать / надо поспеть нам” — помогают автору передать нелепость всего происходящего. С этой же целью автор использует литоту: “покупка склянки чернил / Губкооперативом”. Кажется абсурдным, что работники большой и важной организации тратят свое время на такую мелочь!
Таким образом, можно разделить сатирические стихотворения Маяковского на две группы: те, что написаны до революции и гражданской войны, и те, что написаны после. Первые в большинстве своем посвящены темам социального неравенства, несправедливости, капитализма и социализма. Во вторых же высмеиваются те явления, которые мешали построить коммунизм в России. Но чему бы ни было посвящено стихотворение Маяковского, что бы он в нем ни высмеивал, он делает это с ему одному присущими юмором, иронией, сарказмом, используя авторские неологизмы и свой, особый стиль написания. Маяковский — это поистине потрясающий поэт, чьи произведения — в том числе и сатирические — не будут забыты никогда. Многие проблемы, высмеянные поэтом в стихотворениях, актуальны и по сегодняшний день.
Полезный материал по теме:
- Тема поэта и поэзии в лирике В. Маяковского. ( Анализ стихотворений «Нате!» «Разговор с фининспектором о поэзии» «Необычайное приключение…» )
- Сатирические произведения. Что высмеивает, осуждает автор? (Стихотворения «О дряни» «Прозаседавшиеся» )
- Маяковский о любви: анализ любовной лирики Маяковского на примере стихотворений «Лиличка!»,«Письмо товарищу Кострову»,«Письмом Татьяне Яковлевой»
- Какие черты гротесковой лирики В. В. Маяковского нашли воплощение в стихотворении "Нате!"?
- Тема поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского («Разговор с фининспектором о поэзии»)
Маяковский В. В.
Стр. 1
Маяковский В. В.
Стр. 2