1917 – 1924 Стихи Маяковского. Часть 2.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать 1917 – 1924 Стихи Маяковского. Часть 2..

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» По авторам» » 1917 – 1924 Стихи Маяковского. Часть 2.

Имя этой теме



В начале двадцатых годов Маяковский написал две поэмы о любви.


Некоторыми критиками и читателями они были восприняты как «отступление» поэта, отход в область «абстрактных» переживаний. Поэту напоминали его же слова:


Кому это интересно,


что — «Ах, вот бедненький!


Как он любил


и каким он был несчастным...»?


Казалось бы, для упреков были все основания: страна жила трудно, не хватало самого необходимого: хлеба, одежды, металла, бумаги... Каждый шаг вперед требовал неимоверных, героических усилий, огромного напряжения всех человеческих возможностей — физических, волевых, духовных.


И все-таки не правы были суровые критики.


Маяковский уловил насущнейшую потребность эпохи.


В атмосфере трудовых будней уже жило радостное ощущение: «Мы победили!» Мы строим и построим социализм, создадим новое, небывалое общество свободных людей. Именно это ощущение владело поэтом, но оно вызывало не безмятежную успокоенность, а напряженные раздумья. В незавершенной поэме «IV Интернационал», предвидя, что «будет час жития сытого, в булках, в калачах», поэт ставил далее «огромнейший знак вопроса»:


Коммуна!


Кто будет пить молоко из реки ея? Кто берег-кисель расхлебает опоен? Какие их мысли? Любови какие? Какое чувство? Желанье какое?


Молочные реки и кисельные берега не насытят духовной жажды, материальное изобилие неизбежно поставит перед человечеством проблему других ценностей — идейных, нравственных, эстетических. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.


Кажется, что поэт через головы своих современников обращается прямо к нам, в семидесятые годы!


Маяковский решал задачи своего времени, когда мещанская, мелкобуржуазная психология только начинала отступать — монолит собственнического мировоззрения был расколот молниями революции, но до основательного его разрушения было еще далеко... Впереди была напряженнейшая борьба за душу человека, за величие его идеалов и красоту помыслов? за благородство чувств и поступков.


Особенно много споров, дискуссий и обсуждений возникало в те годы вокруг «проблемы пола»: так чаще всего именовали область интимнейших отношений мужчины и женщины — любви, брака, семейного быта. Появились ужасно «р-р-революционные», а на деле мелкобуржуазные теории «свободной любви», «стакана воды», «бескрылого Эроса». С полной серьезностью доказывалось, что любовь в ее идеально-духовном проявлении — с мечтами, восторгами, сложными переживаниями — это ненужная роскошь. Пролетарий-де должен «экономить» душевные силы для общих дел.


Отношение к любви как к чему-то необязательному, третьестепенному, даже излишнему, проникло в художественную литературу, на страницы массовых молодежных изданий.


Маяковский не мог молчать. Он выступил в защиту любви, воспев ее как великое, исключительное, всепоглощающее чувство, как самое великолепное приобретение человека.


Поэма «Люблю» (1922) — это первое после революции обращение к теме, занявшей так много места в ранней лирике Маяковского. И это первое произведение о любви, в котором слышится радость, господствует ликующее настроение освобождения от страданий, душевной исцеленности.


Как и раньше, «любовь» у поэта — понятие (и чувство!) всеохватывающее, это отношение к женщине и отношение к миру, это жизнь, свобода, поэзия.


Радужные краски, счастливые интонации, торжественные клятвы в любви и верности отразили не мимолетное настроение, а социальный оптимизм поэта, его веру в реальность высокого коммунистического идеала.


Эта вера никогда уже не оставит Маяковского, но он не мог ждать. Поэт страстно хотел, чтобы идеальные человеческие отношения сложились немедленно, сейчас. И в то же время он прекрасно видел трудноодолимые препятствия, возникавшие на пути к новому человеческому «общежитию»: отсталость, бедность, цепкую власть мещанской психологии над душами людей. Романтический максимализм опровергался доводами разума, нетерпение сердца отвергало рациональный расчет... Эта драматическая коллизия легла в основу второй поэмы.


«Про это» (1923) — пожалуй, самое сложное, самое трудное для понимания произведение Маяковского. В поэме много замысловатых метафор, реальные ситуации то и дело переходят в фантастические, живые люди соседствуют с литературными персонажами — все это создает целую систему аллегорий, иносказаний и символов.


В сложности повествования отразилась мучительность поисков. Читатель найдет здесь лишь пролог и эпилог поэмы. В начале первой части поэт формулирует тему:


«Он» и «она» баллада моя. Не страшно нов я. Страшно то,


что «он» — это я и то, что «она» —


моя.


Вечное и сегодняшнее, общее и индивидуальное, «алгебра» любви и живое, трепетное, не поддающееся рациональным запретам чувство! Каждый любит «по-своему», но разве в этом «своем» не присутствует общее — социально-историческое, классовое, уровень общественного развития? «И полно, Таня! В эти лета мы не слыхали про любовь...» — отвечает няня пушкинской Татьяне на вопрос, была ли она «влюблена». Дело здесь, конечно, не в различии характеров: чувство подневольной девушки не могло вылиться в те же формы, что и чувство образованной дворянки. «По-своему» любит не только каждый отдельный человек, но и каждая социальная группа, каждое поколение человечества.


Герой поэмы «Про это» жаждет любви, достойной человека нового общества — высокой, чистой, свободной от мелочных расчетов и мещанских предрассудков. Однако его чувство — большое, бурное, неукротимое — не находит ответного отклика, и герой обнаруживает в себе древнее, «времен троглодитских» чудище, физически ощущает, как сквозь него, «мозг поборов, проскребается зверь» — ревность.


Метафора «ревность-зверь» реализуется далее в картину плачущего человека-медведя, слезы героя соединяются с водами рек и океанов, а сам он на подушке-льдине выплывает из своей комнатки на просторы пространства и времени...


Герой поэмы «Про это» встречается с героем поэмы «Человек», который, как мы помним, «сердце флагом поднял», чудо любви и человечности противопоставил обычаям и нормам буржуазного общества. Человек удерживает героя поэмы «Про это» от малодушной попытки найти счастье только «вдвоем»:


— Стой!


Я пришел из-за семи лет,


из-за верст шести ста,


пришел приказать:


Нет!


Пришел повелеть:


Оставь!


Оставь!


Не надо


ни слова,


ни просьбы.


Что толку '—


тебе


одному


удалось бы?!


Жду,


чтоб землей обезлюбленной


вместе,


чтоб всей


мировой


человечьей гущей.


Семь лет стою,


буду и двести стоять пригвожденный,


этого ждущий.


Для достижения личного счастья герой вступает в борьбу со вселенским мещанством, он зовет за собой других, молит, просит, грозит, агитирует... И терпит полное поражение, снова, как и в ранних поэмах, отправляясь в межзвездное плавание.


Но терпит поражение герой, а не поэт. Написанное с огромной лирической силой и убежденностью письмо в будущее («Прошение на имя...») снова утверждает идеал высокого соединения любви и жизни, человека и человечества.



Нынче нами шар земной заверчен.



Не только тема любви, но и другие «вечные» лирические темы насыщаются у Маяковского воздухом


современности, традиционно-литературное вступает в контакт с повседневностью, с нуждами и заботами текущего дня.


Все чаще в лирике поэта возникают патриотические мотивы, гордость своей Родиной, вырвавшейся вперед. «Вот моя рабочая страна, одна в огромном мире», — восклицает Маяковский в стихотворении «Киев».


Стихи «Моя речь на Генуэзской конференции», «Универсальный ответ», «О том, как у Керзона...» написаны в тот период, когда международный капитализм, потерпев неудачу в вооруженных схватках, организовал дипломатическую войну против СССР. Ноты, ультиматумы, клеветнические обвинения, наглые претензии и угрозы сыпались со всех сторон — от президента буржуазной Франции Пуанкаре, от английского премьера Ллойд-Джорджа, от разных правительств и государств. Министр иностранных дел Великобритании Керзон за один месяц (май 1923 года) умудрился предъявить Советскому правительству два провокационных ультиматума! Хлесткие «речи» и «ответы» Маяковского отразили общий взрыв негодования советского народа. Голосом поэта революционная Россия говорила со всем миром, отстаивая свое достоинство и свою независимость.


Все важные, крупные события в жизни молодого государства получали прямой или косвенный отклик в лирике Маяковского. Развитие молодежного движения, рост рядов юных строителей социализма он приветствовал «Маршем комсомольца» и «Молодой гвардией» — громкими, задорными стихами, предназначенными для чтения вслух, коллективной декламации (стихи тогда часто читали хором на митингах и демонстрациях, в концертных залах и на сценических площадках).


Но были события и явления, которые выходили на первый план, захватывали душу и воображение, становились главными предметами лирики Маяковского. В громаду любви Маяковского все крепче входит образ его великого современника — образ Ленина.


Первое стихотворение о Ленине поэт написал в апреле 1920 года, когда отмечалось 50-летие со дня рождения вождя революции. В поэтической биографии Маяковского это произведение занимает важнейшее место: оно стало связующим звеном между собирательным образом Человека, созданным в ранней лирике, и самым «человечным человеком» — в поэме «Владимир Ильич Ленин». Но по пафосу и поэтике стихотворение, названное конкретно-уважительно «Владимир Ильич!», еще довольно абстрактно. Оно построено на олицетворении-гиперболе: Ленин — голова мира, мозг мира.


Между тем мысль о великом Человеке, который на практике осуществил то, о чем поэт мог только мечтать, постоянно жила в сознании Маяковского. Об этом свидетельствуют черновики незаконченной поэмы «Пятый Интернационал» и «Про это» —- они сохранили упоминания и наброски эпизодов, в которых появляется образ Ленина. Судя по всему, поэт не спешил обнародовать свои размышления — слишком серьезной и ответственной была задача.


В 1923 году, в дни, когда состояние здоровья Ленина стало угрожающим, в газетах, на стенах домов и учреждений появились правительственные бюллетени. Вся страна затаив дыхание ежедневно следила за ходом болезни, горестно внимая сообщениям о температуре, частоте пульса, самочувствии...


Стихотворение «Мы не верим!», написанное в те дни, по эмоциональному накалу, экспрессии выражения, какой-то большой человеческой взволнованности, бесспорно, принадлежит к числу лирических шедевров.


Грандиозность метафор оправдана силой переживания, интонацией предельного горя, отчаянным упреком всему мирозданию: «Как же так?! Весна и... болезнь!!!» Какой исполинский образ в строках:


Вечно будет ленинское сердце клокотать


у революции в груди.


Революция и ее вождь выступают здесь как одно целое, причем целое пульсирующее, живое, человечное, вызывающее симпатии и любовь.


Смерть Ленина потрясла поэта. Маяковский бродил по улицам морозной Москвы, присоединялся к людскому потоку, нескончаемой чередой вливавшемуся в двери Дома Союзов, шел вместе со всеми на Красную площадь — смотрел, слушал и думал, думал...


С этих раздумий началась поэма о Ленине. «Началась» для поэта и начинается для читателя. «Что он сделал? Кто он и откуда? Почему ему такая почесть?» — вот вопросы, которые формулируются сразу же, на первых страницах. Как и в предшествующей поэме, задача огромной сложности, проблема, над которой будут размышлять еще многие поколения художников, выражена четко и лаконично.


Современному читателю может показаться, что ответы нашлись легко, что поэма написана сразу, в один присест. Впечатления тяжелых январских дней, когда Москва, страна, все человечество прощались с Ильичей, переданы необычайно ярко, зримо, в сиюминутной свежести. Однако прошло много месяцев, прежде чем поэт счел работу оконченной и написал вступительную фразу: «Российской Коммунистической партии посвящаю».


Три части поэмы — это три этапа истории: до Ленина, при нем и после смерти вождя революции. Но это и три ступени художественного познания Ленина, три разных подхода к постижению тайны его величия.


В первой части дается общее, логико-публицистическое решение проблемы. Образы здесь крупны и плакатны — «худой и горба-стый... рабочий класс», «каменные туши заводов», «капитализма портрет родовой». История выступает пока в тенденциях и закономерностях, «ленинское» еще не соединилось с Лениным.


Вторая часть сохраняет обобщенные образы-категории, но они все более конкретизируются, срастаются с индивидуально очерченными образами-персонажами. Вместо «класса» появляются люди, выражающие классовое сознание («Я знал рабочего», «Я слышал рассказ крестьянина-сибирца»), «ленинское» прорастает в живом человеческом облике Владимира Ильича Ульянова. Повествование приобретает эпический характер, в поступи истории слышатся шаги Человека.


Ленин как эпический персонаж выступает в нескольких экспрессивных зарисовках Каждая деталь, любой штрих, напоминание, включенные в поэтический текст, становятся необычайно весомыми, выпуклыми, заметными Совсем немного места занимает картина «взбудораженного Смольного» и «незаметного Ленина», бочком прошедшего по гудящему коридору, но впечатляющая сила ее так велика, что она стала зерном советской драматургической Ленинианы Известный драматург Николай Погодин рассказывал, что работу над пьесой «Человек с ружьем» он начал со сцены, в которой солдат Иван Шадрин случайно встречается с Лениным в коридоре Смольного Сопоставьте эту хорошо известную по спектаклям и фильму сцену с емкими строками поэмы Маяковского, В какого-то парня


в обмотках,


лохматого,


уставил


без промаха бьющий глаз, как будто сердце


с-под слов выматывал,


как будто


душу


тащил из-под фраз.


Погодин в своей пьесе блестяще разработал предложенную поэтом ситуацию — и живой Ленин вышел на театральные подмостки, заговорил с экрана...


Столь же емки другие лаконичные эпизоды и описания, в которых создается поэтический портрет Ленина. Маяковский не обстоятельно живописует, а намечает черты, грани, аспекты ленинского облика — обыкновенный человек с характерным прищуром глаз, величественный народный трибун и, наконец, гигант, исполин, фигура которого будет всегда выделяться из круга его современников:


И оттуда,


на дни


оглядываясь эти,


голову Ленина


взвидишь сперва...


Лирика-любовь живет даже в сугубо публицистических и описательских строках поэмы, ее напор возрастает в эпической части, и, наконец, в финале, который публикуется в этом сборнике, — поток, лавина, эмоциональный взрыв. На едином дыхании, на одном порыве чувства Маяковский рисует картины народного горя и передает собственные ощущения; скорбь страны и личная скорбь сливаются в поэтический реквием. Ленинское после Ленина остается жить, оно породнилось с человеческим, личным, вошло в умы и сердца миллионов.




Полезный материал по теме:
  1. 1917 – 1924 Стихи Маяковского. Часть 1.
  2. 1909 – 1917 Стихи Маяковского. Часть 3.
  3. 1909 – 1917 Стихи Маяковского. Часть 2.
  4. 1909 – 1917 Стихи Маяковского. Часть 1.
  5. 1927 – 1930 Стихи Маяковского. Часть 1.


1917 – 1924 Стихи Маяковского. Часть 2. Стр. 1
1917 – 1924 Стихи Маяковского. Часть 2.
Маяковский В. В.
Стр. 1
1917 – 1924 Стихи Маяковского. Часть 2. Стр. 2
1917 – 1924 Стихи Маяковского. Часть 2.
Маяковский В. В.
Стр. 2
1917 – 1924 Стихи Маяковского. Часть 2. Стр. 3
1917 – 1924 Стихи Маяковского. Часть 2.
Маяковский В. В.
Стр. 3
1917 – 1924 Стихи Маяковского. Часть 2. Стр. 4
1917 – 1924 Стихи Маяковского. Часть 2.
Маяковский В. В.
Стр. 4
1917 – 1924 Стихи Маяковского. Часть 2. Стр. 5
1917 – 1924 Стихи Маяковского. Часть 2.
Маяковский В. В.
Стр. 5
1917 – 1924 Стихи Маяковского. Часть 2. Стр. 6
1917 – 1924 Стихи Маяковского. Часть 2.
Маяковский В. В.
Стр. 6
1917 – 1924 Стихи Маяковского. Часть 2. Стр. 7
1917 – 1924 Стихи Маяковского. Часть 2.
Маяковский В. В.
Стр. 7
1917 – 1924 Стихи Маяковского. Часть 2. Стр. 8
1917 – 1924 Стихи Маяковского. Часть 2.
Маяковский В. В.
Стр. 8
Отправить на email или скачать 1917 – 1924 Стихи Маяковского. Часть 2. можно с помощью кнопок ниже.

Похожие сочинения