Художественное своеобразие комедии Грибоедова «Горе от ума»

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Художественное своеобразие комедии Грибоедова «Горе от ума».

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» По авторам» » Художественное своеобразие комедии Грибоедова «Горе от ума»

XIX век – расцвет русской литературы; время, когда появилось множествго замечательных писателей. Один из них-А.С.Грибоедов. Самым же впечатляющим и открывающим глаза на современную автору действительность является комедия «Горе от ума». Датой начала работы над комедией принято считать 1820 год, датой завершения - год 1824. Это время отличалось, с одной стороны, консерватизмом мышления правящего большинства, с другой - зарождением и развитием прогрессивной мысли тех, кого после известных событий 1825 года назовут декабристами.


К сожалению, не многие современники сумели прочитать комедию из-за ее запрета правительством. Кроме того, часть из них не сумела оценить новаторство Грибоедова в построении произведения. Попытаемся понять, в чем же заключалось художественное своеобразие пьесы, поставившее в тупик многих именитых критиков того времени.


Чтобы приблизить свою комедию к современности и показать Россию со всеми ее нарождающимися конфликтами, драматург совместил особенности целых трех литературных направлений: классицизма, романтизма и реализма.


Это, очевидно, и шокировало более всего современников.


В те времена главенствующие позиции в искусстве занимал классицизм, не предполагающий отступлений от выдвинутых теоретиками норм. Грибоедов, используя его черты, идет дальше. Во-первых, он расширяет и усложняет задачу комедии - высмеять и наказать порок. Следуя за жизнью, драматург не наказывает порок. Его Чацкий уезжает из столицы, «сломанной количеством силы старой». Во-вторых, драматург отказывается от языка «низкого стиля» и включает в комедию много слов высоких, помогающих оценить высокий патриотический настрой главного героя пьесы. В-третьих, Грибоедов нарушает единство действия, добавляя к любовному сюжету общественно-политическую линию. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.


В-четвертых, он разрушает систему традиционных амплуа классицистической комедии: исчезаю! роли удачливого и неудачливого любовников ( ни Чацкий, ни Молчалин в финале не торжествуют): герои становятся шире своих амплуа. Так, Фамусов не только отец, не догадывающийся о романе своей дочери, но он и идеолог «века минувшего». Роль резонера теперь выполняет не второстепенный персонаж, а главный герой комедии. Наконец, Грибоедов отказывается от деления персонажей на отрицательных и положительных.


Кроме того, в комедии «Горе от ума» явно прослеживаются черты романтизма. Во- первых. одним из центральных мотивов пьесы является мотив одиночества, характеризующий именно романтического героя. Во-вторых, главный персонаж вступает в открытое противоборство со всем обществом, со всей «фамусовской Москвой». В-третьих, налицо мотив путешествия. В-четвертых, основополагающим принципом построения комедии выступает принцип контраста, который прослеживается не только на уровне вступающих в противоборство персонажей, но и на уровне всей образной системы. Особенно показательна антитеза холода, стужи и огня, жары для обрисовки консерваторов и прогрессивно мыслящей молодежи.


Третьим направлением, черты которого Грибоедов внес в свою комедию, стал реализм. В ней мы видим типичную картину того времени. Во-первых, она характеризуется общим отношением к чинам и службе. Так. формулой жизни для все барской Москвы становятся слова Скалозуба: «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы...» - или Молчалина, обращенные к Чацкому: «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И на границе брать и весело пожить...» Во-вторых, общим является отношение к деньгам. «Золотой мешок» - цель всей фамусовской столицы. Каким же образом получают чины и деньги, никого не интересует. Именно поэтому Фамусов готов отдать свою дочь за недалекого и грубого Скалозуба. В- третьих. показательно общее отношение к крепостным. Здесь могут выменять слуг, которые «и честь и жизнь» спасали, на «борзые три собаки». В-четвертых, характерно для консервативного общества и отношение к образованию: « Ученость - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений». Однако, кроме общих черт, герои обладают и чертами индивидуальными. Например, совершенно по-разному говорят Фамусов и Скалозуб. Первый - оратор, второй - образец солдафонского о косноязычия. Кроме того, система персонажей вся ориентирована на реалистическую манеру. Ни в классицистическом, пи в романтическом произведении не могло появиться такого огромного количества внесценических персонажей. Но именно они помогают Грибоедову показать масштабность назревшего в России конфликта и необходимость борьбы за преобразования в Отечестве.


Прошло много времени с момента появления на свет великой комедии Грибоедова. Но и сегодня мы с удовольствием читаем книгу, в которой находим золотую россыпь мыслей, облеченную в форму пословиц, поговорок, фразеологизмов. Именно их концентрация в значительной степени отличает «Горе от ума» от других произведений, заставляет вновь и вновь обращаться к тексту.




Полезный материал по теме:
  1. Критическая статья по произведению А. С. Грибоедова «Горе от ума»
  2. Художественное своеобразие сказок Чуковского (на примере сказки «Мойдодыр»)
  3. Своеобразие прозы В.П. Астафьева
  4. Сюжет комедии И. А. Крылова«Модная лавка»
  5. Филологический анализ эпизода «Князь Андрей на Праценской горе»


Художественное своеобразие комедии Грибоедова «Горе от ума» Стр. 1
Художественное своеобразие комедии Грибоедова «Горе от ума»
*Общие критические статьи
Стр. 1
Художественное своеобразие комедии Грибоедова «Горе от ума» Стр. 2
Художественное своеобразие комедии Грибоедова «Горе от ума»
*Общие критические статьи
Стр. 2
Отправить на email или скачать Художественное своеобразие комедии Грибоедова «Горе от ума» можно с помощью кнопок ниже.

Похожие сочинения