Несмертельный голован рассказ
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Несмертельный голован рассказ.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Рассказ написан в 1880 году и опубликован впервые в том же году в № 12 «Исторического вестника».
Работал над ним писатель основательно. Об этом свидетельствует его замечание в письме 16 октября 1880 года редактору журнала «Исторический вестник» С. Н. Шубинскому: «"Голован" весь написан вдоль, но теперь надо его пройти впоперек».
Как видно из заголовка, рассказ относится к циклу произведений о «праведниках». Его связывают с другими произведениями этого цикла и некоторые внешние детали. Так, Ивана Флягина, героя повести «Очарованный странник», тоже называли Голованом.
В отличие от Флягина у Голована нет собственных имени и фамилии. Это, по словам писателя, «почти миф, а история его — легенда». И в то же время прообраз Голована — вполне реальная личность: орловский крестьянин, откупившийся на волю.
С.
298. ...«часть его большая, от тлена убежав, продолжала жить в благодарной памяти»...— не совсем точная цитата из стихотворения Г. Р. Державина «Памятник». У Державина: «...часть меня большая, от тлена убежав, по смерти станет жить...»
С. 302. «Шпанский» — испанский.
С. 303. Зелейник — лекарь, лечащий травами.
С. 305. Молокане — религиозная секта в России, придерживав шаяся аскетических правил жизни и не признававшая обрядов официальной церкви.
С. 306. Бердо — гребень в ткацком ручном станке. С. 308. «Прохладный вертоград» — рукописный лечебник, относящийся к XVI—XVII векам. Переведен с польского языка в конце XVII века Симеоном Полоцким для царевны Софьи. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Популярен был в народе до начала XIX' века. Здесь и дальше Лесков цитирует рекомендации лечебника по изданию: Флоринский В. М. Русские простонародные травники и лечебники: Собрание медицинских рукописей XVI и XVII столетий. Казань, 1879. В лечебнике органы человека обозначены в самом общем виде, приблизительно. Например, сафенова жила находится «промеж большого перста и другого», жила спа-тика — на правой стороне тела, а жила базика — на левой. Рекомендуемые медикаменты по преимуществу с использованием трав: ан-тельпроскурняк, сворбориновый (или своробориновый) уксус — настоянный на шиповнике и т. д. Митридат — сложное лекарственное средство, составлявшееся из пятидесяти четырех элементов; рекомендовалось в качестве универсального врачебного средства. Сахар мо-нюскристи — сорт сахара.
С. 308. Пелынею — полынью.
С. 309. «Веред» — чирей, нарыв.
Червена — красная.
Во удесех — в членах.
С. 310. Дондеже — пока.
Дягилева корьние — лекарственное растение. Жохатъ — здесь: зажимать.
С. 311. Оленьи слезы или безоар-каменъ — камень из желудка козы, ламы, употреблявшийся как народное лекарство.
С. 313. Егорий светлохрабрый — религиозный праздник, день Егория храброго, 23 апреля.
Комолая — безрогая.
С. 314. Подполица — подполье.
Никодим — орловский епископ в 1828—1839 годах.
...иметь еще одну кавалерию...— стать кавалером ордена еще раз.
Аполлос — орловский епископ с 1788 по 1798 год (гражданская фамилия Байбаков).
С. 317. Юрьева роса — роса в юрьев день (23 апреля).
С. 319. Староверы — приверженцы старых церковных обрядов, существовавших до раскола, то есть до реформы патриарха Никона 1660 года.
Федосеевцы — старообрядческая секта, выделившаяся из беспоповцев в начале XVIII века; федосеевцы проповедовали безбрачие не признавали молитв за царя.
«Пилипоны» (филипповцы) — старообрядческая секта, распространявшая культ самосожжения; отделилась от беспоповцев в 30-х годах XVIII века.
Перекрещиванцы (анабаптисты) — религиозная секта, в которой обряд крещения производился над взрослыми людьми с целью «сознательного» приобщения их к вере.
Хлысты — религиозная секта, возникшая в России в XVII веке. Обряд моления сопровождался ударами хлыстом, исступленными песнопениями и прыжками.
«Зодия» — одна из двенадцати частей зодиака (греч.) — солнечного пояса, древнего астрономического указателя. Каждая из двенадцати частей круга (равна одному месяцу) носила имя того созвездия, в котором пребывало Солнце при своем годичном движении (например, март назывался и обозначался знаком Овна и т. д.). Плезирная трубка — здесь: подзорная труба.
С. 320. ...не признавал седъмин Даниила прореченными на русское царство...— то есть не распространял на Россию библейское пророчество Даниила о пришествии мессии через 70X7 лет («седьмины»).
С. 321. Поппе (Поп А.) (1688—1744) — английский поэт, автор поэмы «Опыт о человеке».
Алексей Петрович Ермолов (1772—1861) — русский генерал, соратник Суворова и Кутузова. Командовал кавказскими экспедиционными войсками. Сочувственно относился к декабристам.
С. 322. Стогны — площади (древнеславянск.).
...при открытии мощей нового угодника...— Предположительно речь идет о мощах воронежского епископа Тихона Задонского, «открытых» в августе 1861 года.
С. 324. ...нахождение стени (древнеславянск.) — приступ боли
(стенаний).
С. 325. Пах — резкий запах.
С. 326. Корчемство — торговля спиртными напитками (корчма — кабак), независимая от государственной.
С. 328. Лубковый окат — здесь: крыша над телегой, сделанная (окатанная) из лубка (древесной коры).
Остракизм (греч.) — изгнание, ссылка.
Иподиакон — помощник дьякона.
С. 329. «Болячки афедроновы» — геморрой.
С. 330. Одрец — носилки.
Покровец — плат, покрывало.
С. 331. Пупавки — ромашки.
С. 332. «Жертовки» — пожертвования.
С. 333. Архитриклин (греч.) — старейшина, хозяин,
С. 335. Непримиримых .. нетерпеливцы и выжидатели.— Имеются в виду политические группировки революционных демократов, радикалов и либералов.
...служил совестным судъею.— Совестный суд — учреждение в старой России, где спорные дела решались не по закону, а по совести судей.
С. 336. Эмансипации хотел... такой, как в Остзейском крае — то есть освобождения крестьян без земли (оно было осуществлено в Прибалтике в 1817—1819 годах).
Буерак — овраг.
«Китратъ» — тетрадь.
С. 337. Номады (греч.) — кочевники.
СерЗовые — средних лет люди.
Белый — старый (человек).
С. 343. ...бороться с видениями, терзавшими св. Антония.— Святой Антоний (III в. до н. э.), согласно преданиям, многие годы боролся с искушениями и видениями.
Источники:Лесков Н. С. Повести и рассказы / Сост. и примеч. Л. М. Крупчанова.— М.: Моск. рабочий, 1981.— 463 с.
Аннотация:В книгу вошли: «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник» и другие произведения Н. С. Лескова.
Полезный материал по теме: