Анализ эпизода смерти Грушеньки в романе «Очарованный странник»
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Анализ эпизода смерти Грушеньки в романе «Очарованный странник».
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Судьба… Непостижимая сила, что на протяжении всей жизни преподносит нам невероятно сложные испытания. Найти в себе волю для их преодоления или же опустить руки, поддаться соблазну и плыть с манящей легкостью по реке жизни – вот он, главный выбор, вот основа человеческого пути.
Определенно произведение Н.С. Лескова «Очарованный странник» является сказом о судьбе простого крестьянина Ивана Флягина. Его жизненный путь загадочен, нередко наполнен таинственными событиями и испытаниями.
В образе Ивана нашли своё воплощение положительные и отрицательные черты русского национального характера.
Иван Флягин подобен проходящим через разные испытания героям былин. Флягин так же силён, как древнерусские богатыри, так же искусно обращается с лошадьми, даже бранит коня на сказочный манер.
Повествователь также подчёркивает и портретное сходство крестьянина с богатырём: «он был в полном смысле слова богатырь", а также "типический, простодушный, добрый». Богатырь, которому свойственна «откровенность простой души», он отличается детским простодушием, тонко чувствует красоту природы. Однако, вместе с тем, он довольно чёрств: он не понимает, почему ужасаются слушатели, которым он рассказывает о состязании насмерть с «татарином». Жестокость Ивана проявляется в его «мести» кошке, ограниченность его сознания видна в отношении к собственным детям: Флягин не признаёт их своими, потому что они некрещёные. В этом герое уживаются антагонистичные черты: бессмысленная жестокость — доходящая до самопожертвования доброта; импульсивность, вспыльчивость — терпение; подверженность искушениям — интуитивное чувство правды, бескомпромиссность в ее отстаивании.
Автор показывает процесс вытеснения из души героя низменных, животных инстинктов высокими моральными ценностями: путешествуя по необъятной Руси, Иван Северьяныч движется от собственного эгоизма к пониманию нужд других людей и готовности пострадать за них.
Одно из самых ярких и переломных моментов в произведении стало страшное испытание чувством.
Данное с рождения Ивану чувство прекрасного, разви¬ваясь, постепенно перестает быть только внутренним переживанием — оно обогащается чувством горячей привязанности к предмету любования. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Точкой начала развития этих чувств является роковая встреча Флягина с цыганкой Грушей. Этой встрече предшествует крайняя степень духовной пустоты, выражающаяся в бессмысленных и диких запоях, потому странник и отдается чувству без остатка.
Знакомство происходит в трактире. Нельзя не восхититься мастерством писателя, нарисовавшего образ, который поистине можно считать самым ярким и метафорическим в этой повести. Не раз чудно сказывается о «красе, природы совершенстве» девушки. Но она обладает необычной красотой. Не просто так Лесков многократно сравнивает ее с «яркой змеей» - опасной, неприрученной, но до ужаса прекрасной. И глаза у той змеи говорящие – живые, дурманящие: «черные, так и жгущие огнем», с длинными ресницами, взмах которых подобен «шевеленью птичьих крыльев». И пальцы ее - «как осы, ползают и рокочут».
Неспроста оба животных, которым уподобляется цыганка, смертельно опасны именно своими укусами, которыми в аллегорическом смысле является восхитительное пение Грушеньки. Ее голос «уязвляет», «сводит с ума», «то томит, просто душу из тела вынимает, а потом вдруг как хватит совсем в другом роде, и точно сразу опять сердце вставит».
Она кажется ему идеальной внешне, но и внутренняя красота не скрывается от глаз Флягина. И эта неукротимая красота отнимает свободу и разум у Ивана.
Лесковскому герою, долгое время увлеченному красотой коня, неожиданно открыва¬ются новые горизонты красоты: красота женщины, таланта, красота челове¬ческой души. Пережитое очарование Грушей дает возмож¬ность раскрыться душе Ивана в полной мере. Он сумел понять другого человека, почувствовать чужое страдание, проявить братскую самоотверженную любовь и преданность.
Но события разворачивается в трагическую историю женской судьбы, вынужденной любить безответно. Поначалу цыганка охвачена взаимным романтическим чувством к князю. Но любовь Флягина безусловно сильнее и значительнее. Чувства героя настолько глубоки, а в самой любви столько самоотречения, что становится совершенно очевидно превосходство этого высокого чувства над суетливой увлеченностью князя. И правда: вскоре его чувства остывают - он оскорбляет и бросает цыганку ради дамы благородного происхождения.
А Груша - тонкая натура, что неотделима от окружающего ее мира и стремится жить в гармонии с ним. Вместе с разрушением окружающей гармонии происходит и разрушение ее личности. Из-за своих переживаний Грушенька потеряла былую красоту, легкость характера, превратилась в одержимую тень. Её судьба в чем-то пересекается с судьбой Бэлы из романа «Герой нашего времени».
И, оставленная князем, она находит только в его слуге – Иване подлинное душевное, дружеское участие. Бесчестье для цыганки – более страшный грех, чем смерть, поэтому она не может спокойно жить после такого предательства, и видит выход из своего положения только в смерти.
Лесков подчеркивает, что женщина – всего лишь игрушка в руках мужчин, в руках общества, родственников, которые продали девушку князю, даже не задумываясь о ее дальнейшей судьбе. Что остается ей, оставленной всеми, один на один со своей ревностью и жгучей ненавистью к сопернице и осознанием собственной безысходности? Смерть - единственный выход для героини, ведь она, в силу своей горячей цыганской крови, не может «успокоиться смирением» и «простить ради прошлых минут счастья».
Поэтому, встретившись с Иваном, увидев в нем родную душу, она просит его: «Больше нет сил так жить да мучиться, видючи его измену и надо мной надругательство… Ударь меня раз ножом против сердца».
Груша не может решиться на самоубийство. Она – христианка, поэтому знает, что совершит большой грех. Кроме того, героиня боится совершить еще больший грех: «Если я еще день поживу, я и его, и ее порешу, а если их пожалею, себя решу… убью свою душеньку».
«Один ты любил меня, мил сердечный друг мой» — сказала она Флягину перед смертью. Это была не любовь мужчины к женщине, а христианская любовь брата к сестре, полная самоотверженного сострадания.
Глубоко прочувствав горе Груши, Флягин убивает ее, чтобы спасти от тяжкого греха: самоубийства и убийства того ребенка, что она носила под сердцем, убийства вероломного князя и его молодой жены. Тем самым он взял на себя самый страшный смертный грех. Однако смерть цыганки, так или иначе, остается самоубийством, и Ивана Северьяновича мучает одна мысль: "Грешна душа теперь погибшая, и моя обязанность за нее пострадать и ее из ада выручить”.
Вспомним историю о «попике-запивашке», который молился за спасение душ грешников-самоубийц. Какова ее связь с данной историей? Для Ивана Северьяновича важно убеждение в заступничестве за таких несчастных грешников, как Грушенька. То есть самый первый рассказ Флягина – красноречивый признак того, что герой будет помнить о своей любви всю жизнь.
Но примечательно, что герой не смог ударить ножом в сердце девушки, потому и столкнул ее со скалы в реку. Возможно, он хотел тем самым облегчить ее участь. Или же у него не хватило духа совершить непосредственное убийство. Но более интересна другая версия. В христианстве пролитие крови является символом суда, искупления грехов. Нежелание Ивана проливать кровь является показателем его духовного развития: если в самом начале его молодая и грубая душа была готова вершить суд над кошкой, обидевшей птенцов, то в этом эпизоде его душа проявила свою зрелость, свое нравственное богатство. Река же может выступать символом духовного очищения. Вода рек является священной в библейской мифологии: ею крестят при первом посвящении, омывают грехи, очищают тело и душу, она снимает усталость — физическую и душевную. Падение Груши в реку в символическом смысле означает ее духовное исцеление.
Душераздирающий момент Ивана Северьяныча с девушкой является переломным в жизни героя, он может быть назван кульминацией нравственного пласта повести, потому что все предыдущее в жизни Флягина эта святая любовь «зачеркнула», и сделала его другим человеком, который строит свою жизнь согласно иным, нравственным законам. Эта христианская любовь человека к человеку, отреченная от эгоистических побуждений, указала герою его дальнейший путь — прямой путь к любви, еще более широкой и всеобъемлющей, любви к народу, к Родине. Нравственный подвиг самопожертвования, совершенный Иваном ради Грушеньки, является только первым шагом на пути к самоотречению. Великая жертвенная любовь к одному человеку заложила в душе Ивана Северьяныча любовь ко всему свету, в том числе к своему народу и ответственность за его судьбу.
Полезный материал по теме:
- Анализ и структура «Очарованный странник». В чем смысл названия «Очарованный странник»? Темы и проблемы «Очарованный странник»
- «Очарованный странник»
- Очарованный странник повесть
- Почему повесть Лескова названа «очарованный странник»?
- Грехи и их искупление Иваном Флягиным в повести «Очарованный странник»