Готическая литература, роман, новелла. А. А. Бестужева Замок Эйзен
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Готическая литература, роман, новелла. А. А. Бестужева Замок Эйзен.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!В готической новелле А. А. Бестужева «Замок Эйзен» перед читателем предстает весь арсенал ужасов, о которых говорится в пародии О. Сомова, — подземелья, убийства — одно страшнее другого. Действие происходит в средневековом замке — страшном символе насилия и зла. И здесь вновь возникает столь любимый русской новеллистикой начала XIX века мотив — мотив оживающего мертвеца.
Однако именно он в финале придает неожиданно прозаическое звучание ультраромантической повести Бестужева. Оказывается, «оживший» барон Бруно фон Эйзен — не мертвец, не мистическая кара, посланная молодым преступникам. Но это и не романтический мститель, каким явился Алонзо у Карамзина. Он — всего лишь брат умершего барона, заурядный авантюрист, который, расправляясь с Регинальдом и Луизой, преследует свои, вполне прозаические и корыстные интересы. Так в новелле смыкаются две линии: романтическая и авантюрно-бытовая.
Неожиданно решается в новелле Бестужева и тема ливонского рыцарства. С одной стороны, с ним связывается представление о доблестных турнирах, пылких страстях, культе прекрасной дамы, а с другой — воспоминание о деспотическом произволе средневековых феодалов. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Оба эти представления в новелле парадоксальным образом совмещаются, подчеркивая историческую противоречивость рыцарского прошлого. Это отражается и на стиле повествования. Словно бы в насмешку, картины грабежа и насилия «украшены» былинно-сказочным слогом: «ни в сказке сказать, ни пером описать», «конь... летит, инда искры с подков сыплют» и т. д. А в облике главного героя, барона фон Эйзена, смешиваются то черты удалого русского молодца, то отпетого разбойника. Причем читателю так, собственно, и не дано до конца уразуметь, где кончается одно и начинается другое. «Прискакал к утесу, а река рвет и ревет, как лютый зверь. Что ж бы вы думали? «За мной, ребята!» — и бух в воду первый. Кто выплыл — хорошо, потонул — туда и дорога! Скажет только, бывало, отряхиваясь: «Скотина»...» В известной мере романтикой «наоборот» в новелле Бестужева предстает все рыцарское прошлое. Регинальд, племянник барона, рыцарски мстя за поруганную честь, в сущности, остается плоть от плоти мира зла, против которого восстает. По мысли Бестужева, зло порождает зло (идея эта станет чрезвычайно важной для всей русской литературы XIX века, пройдет через творчество Лермонтова, прозу Толстого и Достоевского). Отсюда и первоначальное название повести — «Кровь за кровь». Отсюда и ее финал: рыцарский мир исчезает с лица земли и «срытому до основания» замку Эйзен уже более не суждено воскреснуть.
Источники:Нечаянная свадьба: Русская новелла конца XVIII — начала XIX в./Сост., авторы предисл., очерков и коммент. Е. Дмитриева и С. Сапожков; Худож. Е. Мешков и В. Соловьев.— М.: Дет. лит., 1991.— 270 с
Аннотация:
В сборник входят новеллы В. Жуковского, К. Батюшкова, А. Бестужева, Н. Нарежного, О, Сомова, В. Панаева, О. Сенковского, А. Вельтмана, А. Шаховского, В. Одоевского и других русских писателей того времени. Новеллы, как правило, построены на изображении житейских и любовных перипетий, они остросюжетны и представляют собой занимательное чтение.
Полезный материал по теме: