Анализ стихотворения Лермонтова. Часть 4.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Анализ стихотворения Лермонтова. Часть 4..

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» По авторам» » Анализ стихотворения Лермонтова. Часть 4.

1832


«Время сердцу быть в покос...» (с. 124).— Адресовано, по-видимому, Н. Ф. Ивановой. Текстуально связано со стихотворением «К*» («Я не унижусь пред тобою...»). Первая строфа — вольный перевод стихотворения Байрона «Lines, inscribed: On this day I complete my thirty-sixth уеаг» («В день, когда мне исполнилось тридцать шесть лет») (1824).


Заключительное восьмистишие восходит к поэме С. Колриджа «Cristabel» («Кристабель») (1816), Ср. стихотворение «Романс» («Стояла серая скала...»).


К* («Я не унижусь пред тобою...») (с. 125).—Обращено к Н. Ф. Ивановой.


< В альбом Д. Ф. Ивановой > («Когда судьба тебя захочет обмануть...» (с. 127).— Адресовано сестре Натальи Федоровны — Дарье Федоровне Ивановой (?—1872).


«Синие горы Кавказа, приветствую вас!..» (с. 127).— Навеяно воспоминаниями о пребывании Лермонтова на Кавказе в начале 1820-х годов, —Воздух там чист, как молитва ребенка.^ Эта фраза (с изменениями) введена в текст «Княжны Мери» (запись от 11 мая). Текстуально и стилистически отрывок в известной степени близок начальным строкам поэмы «Измаил-Бей».


Прелестнице (с. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.


129).—Представляет собой первоначальный вариант позднейшего стихотворения «Договор» (1841).


Эпитафия («Прости! увидимся ль мы снова?..») (с. 129).— Стихотворение посвящено памяти Ю. П. Лермонтова.


«Измученный тоскою и недугом...» (с. 130).— Адресовано Н. Ф. Ивановой.


«Нет, я не Байрон, я другой...» (с. 130).—О своей близости Байрону Лермонтов говорил неоднократно: «К***» («Не думай, чтоб я был достоин сожаленья...»), автобиографическая заметка 1830 г. («Еще сходство в жизни моей с лордом Байроном., .») — осознавая вместе с тем и собственную творческую самостоятельность, что наиболее определенно выразилось в комментируемом стихотворении.


Романс («Ты идешь на поле битвы...» (с. 131).— В романсе варьируются мотивы стихотворения Т. Мура «Go when glory waits thee» («Иди туда, где ждет тебя слава») из цикла «Ирландские мелодии» (1807—1834).


Сонет (с. 131); «Болезнь в груди моей, и нет мне и с ц е л е и ь я...» (с. 132).—Стихотворения обращены к Н. Ф. Ивановой.


К* («Мы случайно сведены судьбою...») (с. 133).—Обращено к В. А. Лопухиной.


К* («Оставь напрасные заботы...») (с. 134).—Обращено к В. А. Лопухиной.


«Я жить хочу! хочу печали...» (с. 134).—Первые восемь строк приведены в письме Лермонтова (август 1832 г.) к его приятельнице, воспитаннице Е. А. Арсеньевой Софье Александровне Бахметевой (1800—?) с примечанием, что стихи написаны «месяц тому назад».


«Приветствую тебя, воинственных славян...» (с. 135).—Написано в связи с посещением в августе 1832 г. Новгорода, где Лермонтов останавливался на пути из Москвы в Петербург. ...вольности одной Служил тот колокол на башне вечевой.— Лермонтов вслед за декабристами воспринимал вечевой колокол как символ древней вольности новгородцев, ассоциировавшейся с идеалом политической свободы.


Желанье («Отворите мне темнилу...») (с. 136).— Стихотворение известно в нескольких редакциях. Первые четыре строки позднее вошли в стихотворение «Узник».


К* («Мой друг, напрасное старанье!..») (с. 136); К* («Печаль в моих песнях, но что за нужда?..») (с. 137).— Вероятно, обращены к' В. А. Лопухиной.


Два великана (с. 137).— Написано по поводу двадцатилетней годовщины Отечественной войны 1812 г. В иносказательной форме изображено поражение Наполеона («трехнедельный удалец») в борьбе с Россией («старый русский великан»). Но упал он в дальнем море...— Наполеон был отправлен в ссылку на остров Св. Елены, где скончался в 1821 г.


К* («Прости! — мы не встретимся боле...») (с. 138).— Написано в августе 1832 г. перед отъездом Лермонтова из Москвы в Петербург. По-видимому, обращено к Н. Ф. Ивановой; по другому предположению — к В. А. Лопухиной. Есть звуки — значенье ничтожно... Но их позабыть невозможно.— В измененном виде эти строки повторяются в стихотворении «Есть речи — значенье...».


«Слова разлуки повторяя...» (с. 139).—Написано, так же как и предыдущее стихотворение, перед отъездом в Петербург в августе 1832 г.


«Безумец я! вы правы, правы!..» (с. 139).— В рукописи стихотворение имело первоначальное заглавие — «Толпе».— Слово толпа употреблено здесь в значении «свет» (близко понятию «светская чернь» у А, С, Пушкина).


«Она не гордой красотою...» (с. 140).—Обращено к В. А. Лопухиной.


«Примите дивное п ос ланье...» (с. 140).—Приведено в письме Лермонтова к С. А. Бахметевой, написанном в августе 1832 г. сразу после приезда в Петербург. ...Оно не Павлове пи-санье — Но Павел вам отдаст его.— Каламбур, в основе которого сопоставление имен апостола Павла, автора 14 посланий, вошедших в Новый завет, и Павла Александровича Евреинова (?—1857) — двоюродного дяди Лермонтова, офицера лейб-гвардии Измайловского полка. По просьбе Лермонтова он должен был отвезти письмо в Москву. Куда ни взглянешь, красный ворот, Как шиш, торчит перед тобой...— Лермонтов имеет в виду полицейские мундиры. И, наконец, я видел море, Но кто поэта обманул?.. Я в роковом его просторе Великих дум не почерпнул.— Лермонтов возражал против традиционно-романтического изображения моря. В полемических целях он использовал выражение из стихотворения Н. М. Языкова «Пловец» («Нелюдимо наше море...», 1829): «В роковом его просторе Много бед погребено».


Челнок («По произволу дивной власти...») (с. 141).—Написано в связи с переездом Лермонтова из Москвы в Петербург. Включено в письмо к С. А. Бахметевой (август 1832 г.). Существует более краткая редакция стихотворения (альбом А. М. Верещагиной, США).


«Что толку жить!.. Без приключений...» (с. 141).— Первоначальный текст приведен в письме Лермонтова (от 28 августа 1832 г.) к Марии Александровне Лопухиной (1802—1877), старшей сестре В. А. Лопухиной. В нем нет первой строфы, а после строки Названье ваше сохранит идет следующий текст:


С двумя плачевными стихами,


Которых, к счастию, вы сами


Не прочитаете вовек.


Когда ж чиновный человек


Захочет место на кладбище,


То ваше тесное жилище


Разроет заступ похорон


И грубо выкинет вас вон;


И, может быть, из вашей кости,


Подлив воды, подсыпав круп,


Кухмейстер изготовит суп


(Все это дружески, без злости).


А там голодный аппетит


Хвалить вас будет с восхищеньем;


А там желудок вас сварит,


А там — но с вашим позволеньем


Я здесь окончу мой рассказ;


И этого довольно с вас.


«Для чего я не родился...» (с. 143).— Включено в письмо Лермонтова к М. А. Лопухиной от 28 августа 1832 г. Написано 27 августа 1832 г. под впечатлением небольшого наводнения в Петербурге.


Парус (с. 143).—Написано в Петербурге. Первоначальный текст вошел в письмо Лермонтова к М. А. Лопухиной, датированное 2 сентября 1832 г. Белеет парус одинокой...— Эта строка совпадает с 19-м стихом первой главы поэмы А. А. Бестужева (Марлин-ского) «Андрей, князь Переяславский» (отд. изд. 1828). Образ белеющего в морском тумане паруса получил в творчестве Лермонтова и живописное воплощение —в акварельном рисунке, относящемся к концу 1820-х — началу 1830-х годов. Несколько лет спустя Лермонтов вновь вернулся к этому образу, использовав его в концовке «Княжны Мери».


Тростник (с. 144).—В стихотворении использован распространенный фольклорный мотив о волшебной свирели, вырастающей на могиле убитого и называющей убийцу.


Гусар (с. 147).— Последние два стиха, возможно, обращены к В. А. Лопухиной.


Юнкерская молитва (с. 148).— Относится ко времени пребывания Лермонтова в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Известно по воспоминаниям Александра Матвеевича Меринского (?—1873), товарища Лермонтова по юнкерской школе. Другая редакция стихотворения сохранилась в «Записках неизвестного гусара», принадлежащих другому соученику Лермонтова по Школе юнкеров — Александру Францевичу Тирану (1815—1865), позднее служившему вместе с поэтом в лейб-гвардии Гусарском полку. По воспоминаниям А. Ф. Тирана, «Юнкерская молитва» была помещена в рукописном журнале «Школьная заря». Пускай в манеже Алехин глас Как можно реже Тревожит нас.— Алексей Степанович Стунеев — командир кавалерийского эскадрона в Школе юнкеров (1832—1840). Известны два графических портрета Стунеева, принадлежащие Лермонтову. На одном из них Стунеев изображен в манеже с бичом в руках.


«На серебряные шпоры...» (с. 149).—Написано в годы учения в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.


«Опять народные витии...» (с. 149).—Отклик на посвященные польскому вопросу антирусские выступления французской печати в 1834 — 1835 г.; стихотворение близко пушкинскому посланию «Клеветникам России» (1831).


' («В Большом театре я сидел...») (с. 151).—Написано предположительно в 1835 г. в связи с постановкой драмы Н. Кукольника «Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский» (первое представление — в Александрийском театре 14 января 1835 г.). В Большом театре я сидел...— По-видимому, речь идет о петербургском Большом театре; 23 января там состоялось второе представление пьесы, вслед за которым прошло еще несколько спектаклей.


Пьеса получила одобрение консервативной журналистики, приветствовавшей официозного драматурга. С критикой драмы выступил В. Г. Белинский: «...драма совсем не изящна... когда ум творит без участия чувства и фантазии, то всегда делает нелепости и промахи против здравого смысла».


Умирающий гладиатор (с. 151).—Как следует из пометы в копии, стихотворение написано 2 февраля 1836 г. Две последние строфы зачеркнуты — возможно, в редакции «Отечественных записок», опубликовавших стихотворение без двух заключительных строф. Первые 20 стихов представляют собой свободное переложение строф 139—141 песни IV «Чайльд-Гарольда» Д. Байрона. Из этой же песни взят и эпиграф к стихотворению (строфа ПО, стих 1). Надменный временщик и льстец его сенатор.— Строка навеяна началом стихотворения К. Ф. Рылеева «К временщику» («Надменный временщик... Монарха хитрый льстец...»). Когда-то пламенных мечтателей кумир... Осмеянный ликующей толпою.— Речь идет о гибели надежд, возлагавшихся на революционные движения в Европе (конец XVIII в., первая треть XIX в.), о духовном кризисе, который переживал «европейский мир» в условиях послереволюционной реакции.


Еврейская мелодия («Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..») (с. 152).— Вольный перевод стихотворения Дж. Байрона «Му soul is dark» («Моя душа темна») из цикла «Еврейские мелодии» (1815).


В альбом («Как одинокая гробница...») (с. 152).— Вольный перевод стихотворения Дж. Байрона «Lines written in Aldum, at Malta* («Строки, написанные в альбом на Мальте») (1809).


«Великий муж! здесь нет награды...» (с. 153).— К кому обращено стихотворение, до сих пор не установлено (возможно, адресат был указан в начале текста, расположенном в верхней части листа, которая не сохранилась). Высказывалось предположение, что в стихотворении речь идет о Петре Яковлевиче Чаадаеве (1794—1856), писателе и ученом, авторе «Философических писем» (1829—1831). За публикацию в 1836 г. в журнале «Телескоп» первого письма, носившего резко обличительный характер, Чаадаев был официально объявлен сумасшедшим. Более вероятно, что Лермонтов имел в виду русского полководца Михаила Богдановича Барклая-де-Толли (1761 —1818), заслуги которого как главнокомандующего русской армией в начале Отечественной войны 1812 г.


не были оценены современниками (предложенная Барклаем тактика отступления была воспринята резко отрицательно - - и в войсках, и при дворе). В 1836 г. в третьей книжке пушкинского «Современника» появилось стихотворение Пушкина «Полководец», прямо посвященное прижизненной и посмертной репутации Барклая; стихи вызвали волну обсуждений, лишь отчасти проникших в печать из-за цензур, ных препятствий. Прочие версии, называющие имена А. П. Ермолова, И. Н. Раевского и др., не получили необходимого подтверждения.




Полезный материал по теме:
  1. Анализ стихотворения Лермонтова. Часть 6.
  2. Анализ стихотворения Лермонтова. Часть 8.
  3. Анализ стихотворения Лермонтова. Часть 3.
  4. Анализ стихотворения Лермонтова. Часть 2.
  5. Анализ стихотворения Лермонтова. Бородино. Смерть поэта. Часть 5.


Анализ стихотворения Лермонтова. Часть 4. Стр. 1
Анализ стихотворения Лермонтова. Часть 4.
Лермонтов М. Ю.
Стр. 1
Анализ стихотворения Лермонтова. Часть 4. Стр. 2
Анализ стихотворения Лермонтова. Часть 4.
Лермонтов М. Ю.
Стр. 2
Анализ стихотворения Лермонтова. Часть 4. Стр. 3
Анализ стихотворения Лермонтова. Часть 4.
Лермонтов М. Ю.
Стр. 3
Анализ стихотворения Лермонтова. Часть 4. Стр. 4
Анализ стихотворения Лермонтова. Часть 4.
Лермонтов М. Ю.
Стр. 4
Анализ стихотворения Лермонтова. Часть 4. Стр. 5
Анализ стихотворения Лермонтова. Часть 4.
Лермонтов М. Ю.
Стр. 5
Отправить на email или скачать Анализ стихотворения Лермонтова. Часть 4. можно с помощью кнопок ниже.

Похожие сочинения