Анализ поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Анализ поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Анализ поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» написана в 1837 году. Это произведение знаменовало новый этап в творчестве поэта: никогда ещё он не приближался так к народной поэзии. Конкретного фольклорного источника, на который опирался Лермонтов нет, нет прямого заимствования из какого-либо фольклорного источника, поэт творчески использовал народную поэзию, опираясь на её форму, главное в «Песне…» - воспроизведение народного сознания.
Создавая образ Ивана Грозного, Лермонтов опирался на народные исторические песни, где царь показан противоречиво: в нём сочетаются как черты справедливости, так и деспотизм.
Историческим источником послужила «История государства Российского» Н. М. Карамзина: конкретные факты, бытовые эпизоды, относящиеся к эпохе Ивана Грозного. У Карамзина есть рассказ о чиновнике Мясоеде Вислом и его красавице жене, обесчещенной опричниками. У Лермонтова купец Степан Парамонович Калашников и его жена Алёна Дмитриевна, которую опозорил опричник Кирибеевич.
Идея произведения – восхищение героической личностью прошлого и горечь при мысли о ничтожестве нынешнего поколения. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Причина обращения к прошлому – недовольство современностью. В поэме противопоставлены две силы: народная правда в лице купца Калашникова и самодержавное своеволие, честь и бесчестие.
Поэма состоит из трёх частей. В первой главе изображён царский пир, на котором царь подозревает своего любимого опричника Кирибеевича в «нечестивых мыслях», в измене только лишь потому, что тот не пьёт со всеми «зелена вина» и не улыбается, а хмурится. Узнав истинную причину грусти-тоски опричника, царь обещает помочь его горю, выслать сватов. Но «лукавый раб» Кирибеевич не сказал всей правды царю, не признался, что красавица в церкви Божией перевенчана, потому что знал, что царь не может нарушить церковный закон.
Во второй главе мы знакомимся с купеческим бытом. «Статный молодец» Калашников работает в лавке, зазывает гостей «речью ласково», а потом приходит домой и очень удивляется тому, что жены ещё дома нет, она не вернулась с вечерней церковной службы. Увидев жену с непокрытой головой, купец начинает её укорять в том, что она гуляла «с сынками всё боярскими» и грозит закрыть её за дубовую дверь. Здесь взаимоотношения мужа и жены можно соотнести с правилами «Домостроя»: «Жена добрая, и трудолюбивая, и молчаливая – венец своему мужу… За хорошую жену похвала мужу и честь». «Жена да убоится мужа своего». Мужчина – глава семьи, отвечает и за поведение жены, а жена должна во всём слушаться своего мужа. Алёна Дмитриевна не боится угроз мужа и наказания, а тяжела ей его немилость, потому что она любит его. Из рассказа жены Калашников узнаёт, что Кирибеевич опозорил её при соседях, она вырвалась из его рук, а узорный платок и фата бухарская «остались в руках у разбойника».
В третьей главе показан кулачный бой между Кирибеевичем и Калашниковым. Опричник выходит на кулачный бой только лишь для того, чтобы потешить царя-батюшку, и поэтому он кланяется в пояс только царю. Калашников сначала кланяется царю, затем белому Кремлю да святым церквям, а потом и всему народу русскому. Это означает, что он выходит не для потехи, «не шутки шутить», а отстоять православную и народную правду. Не случайно Кирибеевич побледнел, когда узнал имя Калашникова, в нём проснулась совесть и он понял, что расплата за его бесчестный поступок близка. В этом поединке звучат былинные мотивы: русский богатырь Степан Калашников выходит на бой с «бусурманским сыном», то сеть с человеком, который нарушает христианские законы, не чтит веру. Символичен первый удар Кирибеевича: он ударил Калашникова в грудь, в то место, где висел медный крест «со святыми мощами из Киева», и крест погнулся и вдавился в грудь, «как роса из-под него кровь закапала». В этом бою победу одерживает Калашников, потому что нравственная правда на его стороне. Не признался богатырь Степан Парамонович царю, почему он «вольной волею» убил любимого царского опричника, и казнён был смертью «лютою, позорною». Но в народе сохранилась память о честном и смелом купце, отстаивавшим народную правду.
Лермонтов в образе Калашникова создал яркий, сильный духом и благородный характер.
Полезный материал по теме:
- Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
- Краткое содержание Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова в сокращении
- Как я оцениваю подвиг Калашникова в произведении М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодом опричнике и удалом купце Калашникове»
- Характеристика Ивана Васильевича из поэмы «Песня по царя Ивана Васильевича...»
- Поединок чести и бесчестия в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича...»
Лермонтов М. Ю.
Стр. 1