Анализ рассказа Ю. Казакова «манька»
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Анализ рассказа Ю. Казакова «манька».
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Анализ рассказа Ю. Казакова «Манька»
1. Относится к эпическому роду литературы, так как объективно рассказывает о реальной действительности, раскрывает взаимоотношения людей и события во всей сложности жизненных процессов. Жанр – рассказ – малая форма эпической прозаической литературы; дано небольшое количество героев, изображается небольшой по времени отрезок времени, чаще всего в основе рассказа лежит одно событие.
2. Заглавная героиня рассказа – семнадцатилетняя деревенская девушка, сирота, письмоносец Манька, рассказ назван по имени этой героини.
Главным персонажем можно назвать и Перфилия – молодого рыбака, только что отслужившего в армии, предмет душевных переживаний девушки. К второстепенным героям можно отнести мать девушки, которая «дикая была»: не выдержала гибели мужа, утонувшего в шторм, и наложила на себя руки, зимой утопилась в полынье. Бабка Маньки, тоже покойная, которую девушка не раз вспоминает, особенно её заговор, приворот суженого. Ленка – предмет страсти и переживаний Перфилия, не отвечающая ему взаимностью.
3. Литературный герой – это образ человека в художественной литературе. Его иногда называют действующее лицо, персонаж. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Образ представляет собой художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя. Литературный тип – это единство индивидуального и типического. Характер – это человеческая индивидуальность, которая складывается из определённых душевно-нравственных психических черт.
4. Характер литературный отличается от характера в жизни и в быту, в психологии, так как это художественный образ прежде всего, в котором ярко сочетаются индивидуальные и типичные черты характера и свойства личности.
5. Антропоморфизм – это частный случай олицетворения, когда предмет изображения уподобляется человеку, либо наделяется человеческими свойствами. Примеры антропоморфизма в рассказе: «А море ревело, будто громадный буйный зверь, и, будто зверь, поднимало, опускало на своей спине опрокинутый карбас, всё ближе поднося его к берегу. Уже через полчаса, поблёскивая круглыми боками, карбас плясал в ревущем прибое». Море сравнивается с ревущим зверем, карбас наделяется свойствами одушевленного существа.
6. Фабула – это события рассказа в хронологической последовательности. Сюжет- это то, как эти события, в какой последовательности, излагаются в рассказе. Фабула и сюжет в произведении Ю. Казакова почти совпадают.
Остановимся на сюжете. В первой главе экспозиция – знакомство с героиней и её судьбой. Мать хоронили четыре года назад, два года Манька работает письмоносцем, ежедневно от Вазинцев до Золотицы туда и обратно проходит расстояние дважды в тридцать вёрст, приносит рыбакам почту и посылки, и в такие дни рыбаки оказывают девушке всяческий почёт. В второй главе завязка действия: Манька понимает, что влюбилась в Перфилия. В 3 главе развитие действия, когда в сентябре во время шторма Манька решается идти с Перфилием, чтобы «выбрать» в море ловушки. Перфилий спасает Маньку, когда карбас перевернулся и девушка оказалась в воде, потеряв сознание. В 4 главе кульминация и развязка, противостояние героев: Перфилия, у которого «сердце слабое», и Маньки, которая отстаивает своё девичье достоинство.
Развязка – Манька уходит от Перфилия, шепча про себя бабкин приворот.
7. Основной конфликт в рассказе внутренний – это борьба чувств в душе Маньки, и внешний: противостояние Маньки и Перфилия. Но есть и внешний конфликт между Перфилием и коварной красавицей Ленкой.
8. Психологические детали, подчёркивающие трагизм конфликта: когда Манька, после стыдного предрассветного сна, проснулась и поняла, что любит Перфилия, - «содрогаясь от жалости к себе, к своему худому, детскому ещё телу, от ненависти к красивой Ленке, от мысли, что пропала, загублена теперь вся её жизнь».
Пейзажные детали: «Море было неподвижным, шелковистым, едва заметно поднималось и опадало, будто дышало». «Лето стояло прекрасное, радостное, необычно тёплое…» Пейзаж контрастен внутреннему состоянию Маньки: «Жутко становилось ей, громко стучало сердце, потели ладони, и особенно желанным, особенно недоступно-красивым был для неё в эти минуты Перфилий!»
9. Экспозиция – это элемент композиции, повествовательная часть сюжета, в которой изображается общественная среда, жизненная обстановка, где складывались и развивались черты характера действующих лиц. Предыстория – это повествовательный приём экспозиции, из которой мы узнаём историю героя. Предыстория героини Ю Казакова - гибель отца, самоубийство матери, начало работы письмоносцем. В рассказе большая пространная экспозиция, которая помогает понять, как складывался и формировался характер Маньки, подчёркивается трагичность её судьбы, показан её неутомимый труд, связь с природой, отношение к ней рыбаков.
10. Завязка основного конфликта в рассказе начинается с изменения внутреннего состояния героини, когда она, влюбившись, утрачивает душевный покой.
11. Кульминацией основного конфликта является эпизод 4 главы после шторма, когда Перфилий целует Маньку, но девушка берёт себя в руки и отчаянно сопротивляется.
12. Развязка в конце рассказа, когда Манька, уходя от Перфилия, шепчет бабкин заговор.
13. За развязкой следует эпилог – изображение того, что произошло через некоторое время после завершения событий, то есть следствие, вытекающее из этих событий. В рассказе Ю. Казакова нет эпилога, нет завершения основного конфликта, финал произведения открыт.
14. Компоненты эпического изображения жизни: портрет, пейзаж, интерьер, диалог, монолог. Портрет: «Худая, высокая, голенастая, ходит Манька легко и споро, почти не уставая. Выгорают за лето ей волосы, краснеют, а потом темнеют ноги и руки, истончается, худеет лицо, и ещё зеленей, пронзительнее становятся глаза». Детали портрета подчёркивают, что героиня постоянно находится на воздухе, в движении. Пейзаж: «Дует в лицо ровный морской ветер, несёт удивительно крепкий запах водорослей, от которого сладко ломит в груди». Пейзаж подчёркивает гармоническое единство природы и героини. Интерьер почти отсутствует, так как героиня чаще всего в дороге, на воздухе. Пример: «Она спала в Золотице, в душной, натопленной избе, где ночевали ещё восемь человек – бригада плотников». Подчёркивается скромный, нищенский быт героини. «Дома неприглядно, пусто, скучно: скотины нет, сквозь давно не чиненную крышу повети глядит небо, печь полгода не топлена».
15. Пейзаж в рассказе помогает раскрыть переживания героини: «А иногда выходила к морю, садилась на камень, сжималась в комок, смотрела на чаек, на сине-зелёную гладь моря, раскачивалась и бормотала: «Чаечки, чаечки… Донесите вы к нему мою любовь!»
16. Психологические детали в рассказе раскрывают внутреннее состояние героев. «…торопясь, опуская глаза, стесняясь мужской одежды» - подчёркивается стыдливость, стеснительность героини; «…дрожа от ярости и какого-то сладкого, мстительного чувства, взяла сумку и, низко наклонив голову, не простясь с топтавшимся в сенях и курившим Перфилием, пошла». Психологические детали передают сложное и противоречивое состояние Маньки. С одной стороны, она возмущена «вольностью» Перфилия, посмевшего её поцеловать, с другой стороны, торжествует в душе, интуитивно чувствуя, что понравилась Перфилию.
17. Автобиографизм образа рассказчика проявляется в том, что он хорошо знает жизненный материал, который лежит в основе его рассказа, так как лично был знаком с бытом рыбаков и с деревенской жизнью.
18. Автор с сочувствием и симпатией изображает свою героиню: «И краснея, опуская глаза, Манька садится и ест, стараясь не глотать громко, с благодарностью чувствуя заботу и любовь к себе рыбаков». Для характеристики своей героини автор использует эпитеты, метафоры, сравнения. «Сердце падало», «мягко ныло в груди» (метафоры).
19. Заглавие помогает понять, кто главный герой рассказа.
20. Для характеристики героев автор использует следующие синтаксические средства: ряды однородных членов предложения («Когда года четыре назад хоронили её мать. Манька, скучная, равнодушная, упорно смотревшая себе под ноги, вдруг поднимала ресницы и разглядывала провожавших такими лениво-дерзкими, странными глазами, что мужики только смущённо откашливались, а бабы переставали выть и бледнели – пугались».)
21. В рассказе раскрывается тема первой любви, тема внутреннего достоинства и девичьей гордости. Идея – нужно быть верным себе и никогда не терять своего достоинства.
Полезный материал по теме: