Анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза» для представления на сцене (экспликация).

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза» для представления на сцене (экспликация)..

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» По авторам» » Анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза» для представления на сцене (экспликация).

Александр Николаевич Островский – создатель русского национального театра. Впервые на сцене главными действующими лицами являются не дворяне, помещики и интеллигенция, а люди из народа, средний класс, купечество, ещё сохранившее русские национальные обычаи, живую русскую разговорную речь. Пьеса написана в 1859 году, в переходный исторический период перед отменой крепостного права в 1861 году, когда начинал рушиться патриархальный уклад жизни, наступали его «последние времена».


И, как всегда, в такой период появляются неясные надежды на что-то новое, прекрасное и светлое, возникают мечты о воле, о счастье.


Прошло полтора века с момента выхода пьесы. Чем она может быть интересна современному зрителю? Интерес к классике никогда не умрёт, потому что в ней правда жизни, она всегда будет актуальна, и всегда режиссёры, стремясь не отойти от замысла автора, будут искать новые, свежие, оригинальные трактовки пьесы.


Сверхзадача, которую может поставить режиссёр, - показать на сцене русскую национальную народную социально-бытовую драму, усиливая в ней фольклорные мотивы. Уже само название пьесы звучит поэтично и многозначно. «Гроза» - это и стихийное природное явление, о котором все в пьесе говорят, но каждый понимает его по-своему. Это и любовь-стихия в душе Катерины, с которой она пытается бороться. Гроза – это, по религиозным понятиям, и Божье наказание за грехи. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.


В пьесе отражаются два конфликта: внешний, социально-бытовой. Всех действующих лиц условно делят на «самодуров» и их жертв. По сути, это борьба за свободу, за волю. Внутренний конфликт – в душе Катерины: борьба между чувством и долгом, между любовью и осознанием греховности этой любви.


Атмосфера спектакля меняется от светлого поэтического настроения, заданного в начале пьесы до мрачной и трагической развязки, которая несёт с собой и катарсис – очищение.


Действие происходит в городе Калинове, расположенном на высоком берегу Волги. Название вымышлено и связано с устным народным творчеством. Калина, символ горькой женской судьбы, ассоциируется с образом Катерины, замужней женщины, полюбившей другого человека. В сказках и былинах на Калиновом мосту происходят сражения русских богатырей с чудом-юдом, поэтому можно утверждать, что в названии городка звучит не только поэтический мотив, но и мотив борьбы. Действие спектакля должен двигать не внешний конфликт – противостояние гордой Катерины, не терпящей «напраслины», и её свекрови Марфы Петровны Кабановой, которая «поедом ест своих домашних». Сюжетной пружиной спектакля нужно сделать внутренний конфликт – борьбу Катерины со своим грехом. Этот трагический конфликт героини с самой собой неразрешим и связан с идеей покаяния. Измену мужу Катерина ощущает как грех, в котором надо каяться, который не избыть «до гробовой доски». Она не прощает прежде всего саму себя, поэтому не способна простить другого. Отчаявшаяся женщина даже не может представить себе, что кто-то может её простить. О простившем её муже, готовом всё забыть, Катерина говорит: «Ласка-то его мне хуже побоев». Возможно, что христианская позиция Тихона вызывает новые внутренние муки героини. Она ещё с большей силой ощущает свою виновность. Нравственные гонения Кабанихи, наоборот, в какой-то мере облегчают для Катерины сознание вины. Она думает, что страдание в земной жизни искупает её грехи в будущей жизни.


В пьесе пять действий. Для представления на сцене в первом акте спектакля можно объединить 1-ое и 2- ое действия до кульминационного момента – сцены Катерины с ключом, где она делает нравственный выбор: бороться и дальше со своей любовью или пойти на свидание с Борисом, ведь другого случая может и не представиться. В 1-ом акте переход от первого действия ко второму технически можно оформить с помощью круга, когда с высокого берега Волги мы переходим в дом Кабановых. Во 2-ом акте можно объединить 3, 4 и 5 действия.


Пьеса открывается прекрасным сельским пейзажем, который и задаёт высокую планку поэтичному настроению. Высокий берег Волги, за ней сельский вид. На заднем плане высокие деревья изображают общественный сад, на переднем плане бульвар, несколько кустов и две скамейки. Виднеются золотистые маковки церкви. На небе тучи вдали и ещё не закрыли солнца. Поэтому не стоит создавать с помощью декораций сразу же мрачную, тягостную атмосферу. Тем более, что пьеса начинается с песни на слова поэта А. Мерзлякова «Среди долины ровныя…», широко распространённую в девятнадцатом веке, которую поёт Кулигин – мещанин пятидесяти лет, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле. Это добрый, мягкий, наивный человек, мечтающий об общественном благе, начитавшийся Ломоносова, наизусть цитирующий стихотворения поэта 18 века. Он не пытается открыто вступать в борьбу с Диким, но осмеливается просить у этого «значительного лица в городе» небольшие средства, чтобы сделать солнечные часы для горожан. С Катериной его роднит чувство красоты. Он восхищается природой, но его собеседники Ваня Кудряш и мещанин Шапкин его не понимают и называют «антиком, химиком» (в просторечии химик – ловкий, тонкий специалист).


Характеристику действующих лиц начнём с «самодуров» - Дикого и Кабанихи. В характеристике этих состоятельных калиновцев большое значение имеет их первое появление на сцене, так называемая «визитная карточка». Дикой ещё не появился на сцене, но о нём сообщают Кулигин и Кудряш, что он «размахивает руками» и «племянника ругает». «Нашёл где место!» - с неодобрением замечает механик-самоучка Кулигин, только что восхищавшийся красотой волжского пейзажа. И действительно, поведение Дикого, резко размахивающего руками, распалившегося в гневе, на фоне привольной Волги, чудесного сельского вида, открывающегося с высокого берега реки, кажется безобразным. Красота природы и безобразие во взаимоотношениях людей – вот контраст, с которого начинается пьеса. Люди не понимают, «какая красота в природе разлита». Если бы калиновцы увидели эту красоту, почувствовали бы восторг, который пятьдесят лет испытывает «антик» Кулигин, глядя на Волгу, научились бы у природы покою, тишине и гармонии. Но в патриархальном мире городка нет «благолепия»: самодуры тиранят своих жертв, и те безропотно терпят,


За что Дикой ругает Бориса? Видя племянника, он каждый раз вспоминает о неприятности: по завещанию своей матери и бабушки Бориса он должен передать молодому человеку и его сестре часть наследства при условии, если те будут почтительны к нему. Денег жалко. А с другой стороны, кто запретит Дикому сказать, что Борис непочтителен, даже если это неправда? Ведь Дикой чувствует себя полноправным хозяином городка, и закон ему не писан. Самого городничего может запросто, по-приятельски потрепать по плечу, когда тот призовёт к порядку. На просьбу рассчитать хорошенько мужичков, Савёл Прокофьевич отвечает городничему: «Стоит ли, ваше благородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы поймите: недоплачу я им по какой-нибудь копейке, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!»


Кабаниха появляется на сцене в окружении своего семейства: сына Тихона, снохи Катерины и дочери Варвары. Общение Марфы Игнатьевны с близкими людьми оставляет тягостное впечатление. Она предчувствует, что «дети» хотят жить своей волей, боится, что они уйдут из-под её власти. «Не очень-то нынче старших уважают», - ворчит Кабаниха и упрекает Тихона в том, что ему «жена милее матери».


Мы видим, что Дикой и Кабаниха представляют собой два разных социально-психологических типа. Самодурство Дикого основано на власти денег и беззаконии. Стоит лишь заговорить о деньгах, как этот «ругатель» и «пронзительный мужик» становится неуправляемым, оскорбляет беззащитных людей, ведёт себя так, как будто он «с цепи сорвался», ему ничего не стоит «ни за что человека оборвать». Его поступками управляет своеволие. «Захочу – помилую, захочу – раздавлю», - говорит он Кулигину, когда тот просит всего десять рублей для общественной пользы, чтобы установить солнечные часы на бульваре.


Кабаниха воплощает в себе патриархальный тип купечества, но она требует лишь формального исполнения традиционного уклада. Например, жена обязательно должна бояться мужа. «Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего», - упрекает она Катерину. Она делает «всё под видом благочестия». Соблюдая «букву» домостроевского закона, выбирая из него самые суровые правила, она забывает об основном христианском законе – милосердии и прощении. В этом проявляется её ханжеская сущность. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», - говорит о Кабанихе Кулигин Борису.


Кабанова всегда уверена в своей правоте, всегда тверда и непреклонна, свою ворчливость и строгость объясняет любовью к детям. Чувства раскаяния и жалости не знакомы этой хранительнице патриархальных устоев.


В Диком же ещё брезжит тусклый свет нравственной истины. Однажды в великий пост «изругал» он мужика, пришедшего получить деньги за работу. Затем он в ноги кланялся этому мужику, просил прощения, осознавая свой грех. В Марфе Игнатьевне сознание своей греховности полностью отсутствует, она не способна покаяться и попросить прощения.


Теперь рассмотрим другую категорию персонажей. Тихона и Бориса можно отнести к «жертвам». Оба они люди зависимые, не имеющие своей воли. Борис находится в неволе, потому что связан со своим дядей завещанием бабушки Анфисы Михайловны. В какой-то мере он расплачивается за «грехи отцов». Отец Бориса женился не на купеческой дочери, а на девушке-дворянке без родительского благословения. Борис терпит унижения и оскорбления ради своей сестры, хотя в глубине души он понимает, что угодить Савёлу Прокофьевичу невозможно.


Тихон вместе со своей женой Катериной живёт в доме матери и страдает оттого, что никак не может угодить матери, которая вечно недовольна всем. Единственный выход из этой неволи Тихон видит в своих отъездах из Калинова, когда он может устраивать пьяные загулы.


Оба героя любят одну и ту же женщину. Их характер раскрывается через отношение к Катерине. Катерина не любит своего мужа Тихона, тайно страдает по Борису и признаётся в этом своей золовке Варваре.


Что отталкивает Катерину от мужа и влечёт её к Борису? Тихон жалок и беспомощен, так как не только жену, но и самого себя не может защитить от «напраслины». Он винит Катерину в том, что ему всегда из-за неё «достаётся от маменьки». Катерина жалеет Тихона и хочет его любить, но разве сердцу прикажешь? Он отталкивает её именно в ту минуту, когда она молит его о помощи, просит взять с собой в поездку. Тихон так объясняет свой отказ: «… а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь!» Эти слова ранят Катерину: «Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?»


Что же влечёт Катерину к Борису? Просто потребность настоящей любви. Она не знает Бориса, видит его только со стороны. Может быть, этот молодой человек хорош собой, он, как и Катерина, чужд миру «тёмного царства», чувствует своё одиночество. Он интеллигентен, образован, одет, в отличие от калиновцев, в европейское платье. Но, в сущности, он, по своему положению, ничем не отличается от Тихона. Так же робок, несмел, зависим, нет в нём решительности и воли, он не способен защитить любимую женщину. Но когда любят, не рассуждают – Катерину бросает к Борису её страсть, её мечта о любви.


В финале пьесы, после признания Катерины в своём грехе, Тихон выглядит более человечным и достойным, чем Борис. В минуту последнего свидания с Катериной Борис трусливо говорит: «Не застали б нас!» Во время первого свидания он уверял несчастную женщину, что не погубит её. В момент расставания он думает: «Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго!» Он только и может сетовать: «Эх, кабы сила!» Силы-то у него и нет, как и воли. «Нельзя мне, Катя, не по своей я воле еду…» - отвечает он любимой на её просьбу взять с собой.


После покаяния Катерины Тихон любит её и жалеет. Он признаётся Кулигину: «… мне её жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала». Он находит в себе силы простить «врага» своего Бориса и даже пожалеть его. А когда достают тело Катерины из реки, он бросает обвинения в лицо матери: «Маменька, вы её погубили! Вы, вы, вы…».


Тихон и Борис не герои, они оба жертвы «тёмного царства», оба находятся в неволе. Зависимые и робкие, они не способны на решительные поступки, не могут защитить и спасти любимую женщину. Но в финале пьесы Тихон оказывается нравственно выше Бориса. Он проявляет не только доброту и человечность, сочувствие и жалость к изменившей ему жене и прощает её и своего «обидчика» Бориса. Под воздействием трагических событий в его душе рождается протест. Робкий и покорный прежде во всём своей матери, он обвиняет её в гибели жены и впервые не боится угроз.


Среди «жертв» самодуров есть персонажи, которые занимают не пассивную, а активную позицию. Это Варвара и Кудряш.


Варвара не противостоит открыто своей матери, когда та читает наставления, точит своих домашних, словно ржа железо. Девушка только делает вид, что слушает свою мать, а сама поступает по-своему. В сцене на бульваре, когда Марфа Игнатьевна сетует на то, что «не очень-то нынче старших уважают» Варвара говорит про себя: «Не уважишь тебя, как же!»


Легкомысленная, весёлая и беззаботная девушка не отличается болезненной совестливостью и сосредоточенностью на серьёзных нравственных вопросах, не утруждает себя размышлениями о грехе. Катерина с её нравственными метаниями кажется ей «мудрёной». Её жизненная философия проста: «… делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Она приспосабливается к тем обстоятельствам, в которых находится, утверждая, что весь дом на обмане держится, значит, без него не проживёшь.


Ваня Кудряш такой же весёлый и беззаботный, как и его подруга Варвара. Он работает конторщиком у Дикого и очень гордится тем, что не даёт спуску этому «ругателю»: «… он – слово, а я – десять; плюнет да и пойдёт». На чём же основывается уверенность Кудряша, что он ни за что не станет «рабствовать» перед своим начальником? Ваня знает, что богатый купец нуждается в нём как в конторщике, грамотном человеке. Однако когда Шапкин предлагает отойти в сторону, чтобы «пронзительный мужик» не привязался, Ваня Кудряш благоразумно соглашается.


Таким образом, и Варвара, и Ваня Кудряш умеют вовремя «отойти в сторону», чтобы избежать «грозы». Это не очень сложные характеры, не склонные драматизировать ситуацию и умеющие приспособиться к обстоятельствам.


Любовная линия этих героев развивается параллельно истории взаимоотношений Катерины и Бориса. Если любовь Катерины к Борису – это и сильная страсть, и трагедия, то связь Кудряша и Варвары напоминает взаимоотношения супругов, которые уже привыкли давно друг к другу. Создаётся впечатление, что они проводят время вместе от скуки. На это указывают авторские ремарки: «Варвара прилегла к плечу Кудряша, который, не обращая внимания, тихо играет». Прощаясь с любимым, Варвара «зевает, потом целует холодно, как давно знакомого».


Если любовная история Катерины и Бориса заканчивается трагически, то Варвару и Кудряша ожидает довольно-таки благополучная развязка: они вместе бегут из города.


И Варвара, и Кудряш, при всей бесшабашности характера, по-своему добры, способны понять другого человека и посочувствовать ему. Например, дочь Кабанихи понимает, что Катерина не любит своего мужа, догадывается, что невестка влюблена в Бориса. Но легкомысленная девушка не может постичь глубины характера Катерины, её глубокой совестливости. Устраивая свидание Катерины с Борисом, она не задумывается, что подталкивает её к гибели.


Кудряш же, напротив, предостерегает Бориса от встреч с замужней женщиной: «Ведь это, значит, вы её совсем загубить хотите, Борис Григорьевич!»


Теперь о характере главной героини. Основное в Катерине – внутренняя чистота, глубокая совестливость, высокая поэтичность, чувство красоты, горячность и порывистость, её стремление к полёту («Отчего люди не летают?») ; религиозность, но не в полном христианском смысле, а в эстетическом, её страх предстать пред Богом без покаяния. Решительность, гордость, свободолюбие героини проявляется в одной фразе, которую и можно считать ключом к её характеру: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так и не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь». Катерина – это и есть сама гроза. Она так же, как и это природное явление, стихийна, непредсказуема и неуправляема, она свободна в проявлении своих чувств.


Музыкальное оформление пьесы с помощью русских народных инструментов. Музыкальные инструменты: гитара (мещанский романс) и балалайка (народный инструмент). Преобладание цвета красного и золотистого, сочного, яркого, как на иконах и лубке.




Полезный материал по теме:
  1. Анализ 2 сонета В. И.Иванова «Сон развернул огнеязычный свиток...» из цикла «Золотые завесы»
  2. Филологический анализ рассказа В. М. Шукшина «Чудик»
  3. Анализ рассказа Дины Рубиной «Бессонница»
  4. Сопоставительный анализ стихотворений «Пророк» А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
  5. Анализ стихотворения Ирины Корсунской «В конце романа»


Анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза» для представления на сцене (экспликация). Стр. 1
Анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза» для представления на сцене (экспликация).
*Общие критические статьи
Стр. 1
Анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза» для представления на сцене (экспликация). Стр. 2
Анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза» для представления на сцене (экспликация).
*Общие критические статьи
Стр. 2
Анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза» для представления на сцене (экспликация). Стр. 3
Анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза» для представления на сцене (экспликация).
*Общие критические статьи
Стр. 3
Анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза» для представления на сцене (экспликация). Стр. 4
Анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза» для представления на сцене (экспликация).
*Общие критические статьи
Стр. 4
Анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза» для представления на сцене (экспликация). Стр. 5
Анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза» для представления на сцене (экспликация).
*Общие критические статьи
Стр. 5
Отправить на email или скачать Анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза» для представления на сцене (экспликация). можно с помощью кнопок ниже.

Похожие сочинения