Анализ 1-го сонета «Лучами стрел Эрот меня пронзил» из сборника «Золотые завесы»

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Анализ 1-го сонета «Лучами стрел Эрот меня пронзил» из сборника «Золотые завесы».

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» По авторам» » Анализ 1-го сонета «Лучами стрел Эрот меня пронзил» из сборника «Золотые завесы»

Анализ 1-го сонета В. И. Иванова «Лучами стрел Эрот меня пронзил» из сборника «Золотые завесы».


Вячеслав Иванович Иванов (1866 – 1949) – русский поэт Серебряного века. Как и А. Блок и А. Белый, он относится к группе «младших символистов», возникшей в 1900 году. Этих поэтов называли ещё и «соловьёвцами» и «теургами». На мировоззрение младших символистов сильнейшим образом повлияли поэзия, личность и философия Владимира Сергеевича Соловьёва, который первым предпринял попытку раскрыть христианские истины на языке философии. Одна из важнейших идей символистов связана с понятием «теургия» - общение с высшим миром посредством творческой деятельности. Они верили, что поэт – символист – связующее звено между двумя мирами – земным и небесным. Прозрения и откровения позволяют им по слабым отражениям представить себе иные миры.


Основные черты символизма как литературно-философского направления заключаются в следующем: во-первых, использование поэтики намёка и иносказания; во-вторых, эстетизация смерти как бытийного начала; в-третьих, знаковое наполнение обыденных слов; в-четвёртых, апология мига, мимолётности, в которых отражается вечность. Цель символистов – создать картину идеального мира, существующего по законам вечной Красоты, расшифровать тайнопись, воплощённую в слове, пророчество. Символисты относятся к слову как к многосмысленному посланию. Слов для них – шифр некой духовной тайнописи. Для символистов характерна изысканная образность, музыкальность, лёгкость слога. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.



Особенность лирики В. Иванова заключается в том, что она ориентирована на культурно – философскую проблематику античности и средневековья. Сборник «Золотые завесы» создавался в 1906 году, в период влюблённости В. Иванова в Маргариту Сабашникову, известную художницу, которая стала появляться на «средах» Вячеслава Иванова вместе с мужем Максимилианом Волошиным в знаменитой «башне» - доме на углу Таврической и Тверской (дом № 1) в Петербурге. В. Иванова поразил тот факт, что художница очень хорошо понимает его произведения.


В сборник «Золотые завесы» входит 16 сонетов, которым предшествует эпиграф из лирики Петрарки. В переводе он звучит так: «От мысли к мысли, от горы к горе ведёт меня любовь». Эпиграф помогает понять, что тема любви – главная в сборнике.


Наша задача – проанализировать первый сонет цикла. Но прежде разберёмся, что такое сонет. Слово «сонет» итальянского происхождения, от глаголов «звучать», «звенеть». Это итальянская форма стихотворения в 14 строк, возникшая в 13 веке в Сицилии. Как каноническая форма сонет достиг совершенства у Петрарки. Сонет является строгой формой четырнадцатистишия. Первая часть сонета состоит из двух катренов (четверостиший), а вторая из двух терцетов (трёхстиший). Стихотворный размер – обычно пятистопный, реже шестистопный ямб. Каноническая форма рифмовки: для катренов две равнозвучные рифмы (опоясанная и смежная), для терцетов – две или (реже) три рифмы, отличающиеся от рифм в катренах. Большую роль играет внутренняя композиция, где каждая строфа – это законченное целое. Первый катрен – экспозиция, где утверждается основная тема стихотворения. Во втором катрене развиваются положения, выраженные в первом катрене. После линии подъёма начинается нисхождение темы: в первом терцете намечается развязка, во втором быстрое завершение развязки. Заключительная строка должна быть самой сильной по мысли и образности.


Рассмотрим, как соблюдаются эти требования в сонете В. Иванова. В первой строфе заявлена тема любви, тема её возникновения, рождения. Ключевыми здесь являются два образа: образ Эрота и образ святого Севастьяна. Эрот (или Эрос, Купидон, Амур) – божество любви в древнегреческой мифологии, безотлучный спутник и помощник Афродиты, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение рода на земле. Эрота изображали красивым кудрявым мальчиком с крыльями, позднее его изображали с цветком и лирой, а затем и со стрелами любви и пылающим факелом. Святой Себастьян (Севастьян) – римский легионер, живший в 3 веке, христианский святой, почитаемый как мученик. Император Диоклетиан, узнав из доноса, что Севастьян тайно является христианином, приговорил его к казни. Святого привязали к дереву и пронзили стрелами. Образ Севастьяна воплощён на многих полотнах художников именно так: он пригвождён к дереву, а его тело пронзили стрелы.


О чём говорит первая строка сонета? «Лучами стрел Эрот меня пронзил…» О том, что любовь приходит мгновенно и не по нашей воле, судьбу решают боги, и их решению и воле нельзя противиться. Обращаем внимание на метафору «лучами» (стрел) – уже в ней звучит мотив солнца и огня, связанный с любовной страстью. Сравнение лирического героя с Севастьяном, которого «влачат» на казнь, не случайно. Оно подчёркивает, что любовь – это пытка, мука, страдание, невольная казнь. Но «горючий сноп колчана» (очень яркая метафора – стрелы, торчащие из колчана, похожи на золотистый сноп ржи или пшеницы; но здесь «жатва» другая – души плавятся и сливаются в единое целое) растрачен, «расточён» не только на лирического героя, но и на героиню. Эрот «угрозил», то есть приказал с угрозой этому «снопу» «с другим снопом примчаться».


Итак, первый катрен как экспозиция утверждает основную тему любви как судьбы и страдания, которым невозможно противостоять. Соблюдается каноническая рифма: смежная (Севастьяна – колчана) и опоясывающая (пронзил – угрозил). Использован канонический размер – пятистопный ямб.


Рассмотрим, как во втором катрене развиваются положения, выраженные в первом катрене. Во-первых, развивается мотив судьбы:


Так вещий сон мой жребий отразил


В зеркальности нелживого обмана…


«Жребий» - судьба предсказана в «вещем сне», словно в зеркале. Оксюморон «нелживый обман» подчёркивает, что сны не всегда лживы и обманчивы, они могут быть откровениями и предсказывать судьбу. Усиливается мотив страдания от любви – «И стал я весь – одна живая рана». Интересно, что второй катрен не имеет синтаксической завершённости, а плавно перетекает в первый терцет с помощью анжанбемана (переноса одной строки на другую):


И каждый луч мне в сердце водрузил


Росток огня и корнем врос тягучим…


Мотив луча и огня дополняется мотивом цветка с помощью метафоры «росток огня». Любовь, словно огонь, разгорается в сердце, пускает ростки и корни, пронизывает лирического героя, и он «расцветает» - превращается в «златоцвет мечей». Здесь, возможно, метафорически высказана мысль о том, что любовь пробуждает душу к жизни, словно весенний цветок, облагораживает человека, «и с каждою весною» он расцветает вновь.


Лирический герой «расцвёл» «одним из солнц». Солнце – это символ любви и Христа, который олицетворяет собой любовь совершенную. «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем», - так говорит Раскольникову в последнюю, третью, встречу Порфирий Петрович, предлагая идти с повинной, взять на себя страдание и искупить вину. «Будем как солнце» - так называется книга символов другого поэта Серебряного века К. Бальмонта. Любовь делает человека лучше, он становится более совершенным.


Наиболее загадочным и многозначным кажется последний терцет, в котором предполагается быстрое завершение развязки. Во-первых, здесь появляется местоимение «ты» - лирическая героиня точно обозначена, происходит слияние, соединение героев в единое целое. Он – это «волна…ключей», которая стекла «багрецом текучим». Она «погребла в пурпурном море тело». «Багрец» и «пурпурный» - ярко-красный, тёмно-красный цвет, цвет крови. Слова «погребла», «урна, «тлела» связаны с мотивом смерти. У Ф. И. Тютчева есть стихотворение «Близнецы», где он называет близнецами Смерть и Сон, которые схожи, как брат и сестра, только она «угрюмей», а он «кротче». Но есть и ещё два близнеца – это Самоубийство и Любовь. Искушения этих близнецов ведают те, в ком «кипит и стынет кровь».


Метафора в конце сонета «роза дня» символизирует любовь, которая не может быть вечной, она трагична.


Обратим внимание на лексику сонета. В нём много старославянских и архаичных слов, таких как «влача», «расточа», «связня». «угрозил», «вещий», «жребий». «водрузил», «багрец», что делает речь торжественной и даже высокопарной. Для стиха В. Иванова характерна медлительность, тяжёлая неторопливость, «густота», как отмечал исследователь С. Аверинцев. А достигается эта тяжеловесность, во-первых, тем, что ямбы уснащены «преизобилием» ударных односложных слов в неударной позиции; во-вторых, накоплением согласных.


Подведём итог. Мы убедились в том, что сонеты составляют центр поэтического творчества В. Иванова и в них он достигает вершины своего мастерства. Любовь в изображении поэта трагична, исполнена страданий и в то же время высокой человечности.




Полезный материал по теме:
  1. Анализ 2 сонета В. И.Иванова «Сон развернул огнеязычный свиток...» из цикла «Золотые завесы»
  2. Анализ сонета Стефана Малларме «Гробница Эдгара По»
  3. Анализ сборника стихотворений Символы Мережковского Д.С.
  4. Анализ сборника стихотворений "Новые стихотворения" Мережковского Д.С.
  5. Отзыв о произведении В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»


Анализ 1-го сонета «Лучами стрел Эрот меня пронзил» из сборника «Золотые завесы» Стр. 1
Анализ 1-го сонета «Лучами стрел Эрот меня пронзил» из сборника «Золотые завесы»
*Общие критические статьи
Стр. 1
Анализ 1-го сонета «Лучами стрел Эрот меня пронзил» из сборника «Золотые завесы» Стр. 2
Анализ 1-го сонета «Лучами стрел Эрот меня пронзил» из сборника «Золотые завесы»
*Общие критические статьи
Стр. 2
Анализ 1-го сонета «Лучами стрел Эрот меня пронзил» из сборника «Золотые завесы» Стр. 3
Анализ 1-го сонета «Лучами стрел Эрот меня пронзил» из сборника «Золотые завесы»
*Общие критические статьи
Стр. 3
Отправить на email или скачать Анализ 1-го сонета «Лучами стрел Эрот меня пронзил» из сборника «Золотые завесы» можно с помощью кнопок ниже.

Похожие сочинения