Рассказ Суходол. Древний человек. Ночной разговор.
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Рассказ Суходол. Древний человек. Ночной разговор..
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Суходол
Стр. 291. Шестая книга — родословная книга, в которую были внесены Бунины, принадлежавшие к дворянам древнего рода. Стр. 293. Комолая корова — безрогая.
Стр. 294. Меркурий Смоленский. — Легенда о Меркурии Смоленском, древнее народное предание, содержится в русской житийной литературе; икона безглавого Меркурия, как пишет В.
Н. Бунина, хранилась у Буниных с дедовских времен.
Стр. 295. Трошин лес действительно был в ближайших к Глотову местах.
Стр. 310. Огинский — М. К. Огиньский (1765 — 1833), польский композитор.
Стр. 313. «Людмила» — баллада В. А. Жуковского.
...Ты мертвецу святыней слова обручена... — Неточная цитата in стихотворения М. Ю. Лермонтова «Любовь мертвеца».
Будылястый. — От слова будыль: голень, кость, то есть костистый.
...Парс. — Парсы — огнепоклонники, выходцы из Персии, ныне живущие в Индии, последователи пророка Зороастра (не позднее 1000 г. до н. э.); в его учении — противопоставление двух вечных начал: добра и зла. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Бунин, говоря о парсах, подчерки вает этим приверженность Герваськи всему злому, что было в жизни.
Стр. 315. Мартын Задека. — Имеется в виду, вероятно, толкователь снов «Гадательный, древний и новый оракул...».
Стр. 328. На море, на окияне...— Заклинание, схожее с заклинанием Клима Ерохина, есть среди фольклорных записей Бунина (опубликовано в ЛН, кн. 1, с. 402).
Стр. 331. Юшка, «провиненный монах»...— Лицо реальное. Бунин записал в дневнике 20 мая 1911 г., будучи в д. Глотово: «Был довольно молодой мужик из Домовин. Говорит, был четырнадцать лет в Киеве, в Лавре, и хвастается: «выгнали... Я провиненный монах, значит». Почему хвастается? Думаю, что отчасти затем, чтобы нам угодить, уверен, что это должно нам очень нравиться. Вообще усвоил себе (кому-то на потеху или еще почему-то?) манеру самой цинической откровенности. «Что ж, значит, ты теперь так и ходишь, не работаешь?» — «Черт меня теперь заставит работать!»—В подряснике, в разбитых рыжих сапогах, женский вид, — с длинными жидкими волосами, — моложавость от бритого подбородка (одни русые усы). Узкоплеч и что-то в груди — не то чахоточный, не то слегка горбатый. «Нет ли, господа, старенькой рубашечки, брючишек каких-нибудь?» Я подарил ему синюю косоворотку. Преувеличенный восторг. «Ну, я теперь надолго житель!» («Подъем». Воронеж, 1979, № 1, с. 114).
Древний человек
Стр. 340. Таганок. — Крестьянин д. Глотово, которого хорошо знал Бунин. Он писал в дневнике 3 июля 1911 г.:
«Только что вернулись от Таганка, ставосьмилетнего старика. Весь его «корень» — богачи, но грязь, гнусность, нищета кирпичных изб и вообще всего их быта ужасающие...
Таганок милый, трогательный, детски простой. За избой, перед коноплями, его блиндаж; там сани, на которых он спит, над изголовьем шкатулочка, где его старый картуз, кисет. Когда пришел, с трудом стащил перед нами шапку с голой головы. Легкая белая борода. Трогательно худ, опущенные плечи. Глаза без выражения, один, левый, слегка разодран. Темный цвет лица и рук. В лаптях. Ничего общего не может рассказать, —только мелкие подробности. Живет в каком-то другом, не нашем мире. О французах слабо помнит — «так, — как зук находит». Ему не дают есть, не дают чаю, — «ничтожности жалеют», как сказал Григорий.
Говорит с паузами, отвечает не сразу.
— Что ж, хочется еще пожить?
— А бог ё знает... Что ж делать-то? Насильно не умрешь.
— Ну, а если бы тебе предложили прожить еще год или, скажем, пять лет? Что бы ты выбрал?
— Что ж мне ее приглашать, смерть-то? (И засмеялся, и глаза осмыслялись.) Она меня не угрызет. Пускай кого помоложе, а меня она не угрызет — вот и не идет.
— Так как же? Пять лет или год? Думает. Потом нерешительно:
— Через пять-то годов вошь съест...» («Подъем». Воронеж, 1979, № 1, с. 115). 29 июля: «...О Таганке: какой редкий, ни на кого не похожий человек! И он — сколько этого однообразия пережил и он! За его век все лицо земли изменилось и как он одинок! Когда умерли его отец и мать? Что это были за люди? Все его сверстники и все дети их детей уже давно-давно в земле... Как он сидел вчера, когда мы проходили, как головой ворочал! Сапсан! (сокол.— /!. Б.). Из жизни долголетнего человека можно написать настоящую трагедию» (там ж е, с. 116).
Ночной разговор
Бунин сообщал Н. С. Клестову: «Рассказ для вас готов. Он о мужиках, называется «Ночной разговор». Позавчера я читал его у Горького (был Коцюбинский и еще кое-кто) и теперь спокоен — рассказ имел большой успех...» (И. А. Бунин, Собр. соч., т. 2, М., изд-во «Правда», 1956, с. 407).
Французский писатель Анри де Ренье писал, что рассказ «Ночной разговор» «преисполнен трагической и своеобразной красоты» (ЛН, кн. 2, с. 376).
Стр. 350. Ливингстон Давид (1813 — 1873) — английский путешественник. Беккер Самуэль Ваш (1821 — 1893) — английский путешественник и исследователь, открывший один из истоков Нила.
Стр. 352 — 355. Рассказ Пашки об убийстве арестанта очень близок по содержанию записи Бунина в дневнике 29 июля 1911 г. о глотовском крестьянине Илюшке:
«Поразительно рассказывал на днях Илюшка, как он убил человека. Умывался у водовозки — пошла кровь носом, косил на солнце. Возле него малый... Малый Илюшке: «Полей мне». Илюшка: «Ай я тебе прачка?» Милый смех, умное лицо. Заговорили о его молодой бабе. Спокойно, громко говорит при всех... Потом о том, как убил — и все так же весело, бодро, легко. «Неужели правда убил?» — «Ей-богу, , правда, об этом даже в газетах писали и к приказе по полку. Нас с Козловым дивизии начальник за это убийство арестанта, во время препровождения, к медали хотел представить, да нас в Киев перевели. На смотру по рублю дали». А убили так. Три солдата препровождали несколько арестанте-:: из Ново-Сенак в Зухдены. По дороге ночевка, припоздали. Один арестант лежал в телеге, больным прикинулся. Привели в пересыльную казарму. Дождь, темь. Сторож пошел с солдатом пробовать окна — крепки ли решетки. Арестант сидел на крыльце. Вдруг вскочил и за угол. «Козлов за ним, я наперерез». Стреляли на звон кандалов. По пяти зарядов выпустили. «Я еще зарядил — раз! — слышу, потишал звук. Я еще раз. Слышу — стихло, упал. Я подбежал — он сел на ж..., на руки: добей меня, ради бога! Я приложил штык и вот в это место, где бронхит бывает — так штык в спину и выскочил... А он как бежал? Разрезал кандальный пояс и деру, на бегу его рукой держал. Мы в него попадали, — два зуба выбило, в десны и в сустав, в пальцы попали. А тут подбежал Козлов, взяли за кандалы и поволокли...» — «И тебе не грех?» — «Какой же тут грех? Мне за него год пришлось бы сидеть».-«Да лучше год...» («Подъем». Воронеж, 1979, № 1, 116).
Полезный материал по теме: