Анализ произведения «Лёгкое дыхание»
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Анализ произведения «Лёгкое дыхание».
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Что может сказать, или, точнее, первоначально подумать человек, прочитавший это рассказ И. Бунина? Я могу рассказать о том, что чувствовала я, исходя из личного опыта.
Почему рассказу дано такое название? Можно утверждать, что название – это лейтмотив всей истории, поведанной в нём. Рассказ повествует нам о лёгком дыхании. Но лёгком дыхании кого? Или чего?
Давайте первоначально прочитаем сам рассказ и попытаемся сделать первые выводы из воспринятого.
Мои первые впечатления были смешанными. Я, как это водится, начала читать «с разбегу», быстро летая глазами по строчкам. И многое, естественно, было для меня непонятным даже в сюжете. Одно, помню, действительно ощутила – это холодный весенний ветер. И грусть и сожаление об этой девушке.
Разумеется, пришлось вернуться к началу и прочитать рассказ ещё раз вдумчиво, представляя и визуализируя каждое слово, без чего невозможно, на мой взгляд, читать Бунина.
И опять же, я прочитала о таком поступке молодой девушки, за который вполне могла осудить её, испачкаться об него. Могла сказать: «Как возможно, чтобы эта прелестная, «беззаботная и самая счастливая» Оля через страницу спокойно рассказывает о своём поступке «маленькой женщины»? Осуждение начинает закрадываться в сердце. Но мы читаем рассказ дальше и что-то не очень получается нам быть безжалостными моралистами. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Нам становится жаль Олю Мещерскую тихим сожалением. И мы словно взмываем над всеми этими сиюминутными человеческими дрязгами и моральными установками. Шлейф, который этот рассказ оставляет за собой – неприметный, ненавязчивый, прохладный, действительно лёгкий.
Что же делает его нам напоминанием о лёгком дыхании жизни, которое есть всегда вокруг нас, которое возникло после чьей-то жизни, но в котором и есть вся жизнь?
Несомненно, за разъяснением этого стоило бы обратиться к самому автору, но, к сожалению, мы не имеем такой возможности. У нас есть всего лишь то, во что Бунин облек свой замысел – текст. И придётся отвечать на все вопросы исходя из ближайшего его рассмотрения.
Во-первых – сразу бросается в глаза различие фабулы и сюжета. Композиция рассказа выстроена так, что мы с самого начала знаем о том, что «гимназистка с радостными, поразительно живыми глазами, Оля Мещерская» - уже лежит под дубовым крестом на апрельском просторном холодном кладбище. Это сразу задаёт необходимую тональность всему произведению. Мы уже будем смотреть другими глазами на всё, что будет происходить, зная, что жизнь этой девушки сложится трагически.
Прямая, хронологическая раскладка событий показала бы нам всю жизнь главной героини от и до; и мы, оценивая и отпуская одно событие, переходили бы к другому, выстраивая у себя в голове определённые цепочки, умозаключения, ожидали бы многого и смотрели бы вперёд уже предвзято.
Бунин же делает совершенно другую вещь. Ведь здесь он ставит и совершенно другие цели. Исходя из уже прочитанного рассказа становится совершенно понятно, что его цель, естественно, - не рассказать историю, какие, к сожалению, обыденны и повседневны. Какие происходят, хотя лучше бы не происходили.
Бунин хочет поговорить о жизни. О жизни как воздухе, цвете, свете. Мимолетной улыбке и искрящейся радости в глазах. Непосредственности и детской чистоте. Именно для этого он «ломает» диспозицию фабулы, «играет» читателем, показывая ему одно, другое, третье событие Олиной жизни, тем самым, из осколков, обрывков, лоскутков, дуновений у нас, вследствие прочтения, складывается не умозаключение, но ощущение. Одно наслаивается на другое, третье опережает первое. Поначалу приходится скомпановывать и соотносить друг с другом эти пазлы.
Как гром среди ясного неба проносится выстрел на платформе вокзала «среди большой толпы народа». Неожиданно, ниоткуда, негаданно. Этот эффект, используемый Буниным, по ожиданию – разорвавшаяся бомба, но в тексте он проходит мимо, прижавшись к стенке в череде произносимых слов. Не происходит оглушающего эффекта, эмоциональный накал, столь ожидаемый, потушен, снят. Не получается мыльной оперы или древнегреческой трагедии. Это трагедия, но не кричащая. Всё как будто проплывает мимо в клубах белесоватого дыма паровоза, на котором должен был уехать казачий офицер, и утекает куда-то. Читатель, прочитавший эти слова, сначала не понял что произошло, а потом просто замолчал и ему не хотелось больше говорить. Это и есть пример того, как автор хочет сберечь свою героиню и ее светлую для него память.
Более того, если говорить об отношении автора к своей главной героине, то можно подметить, что он любит её. Он находит и подчеркивает в ней те черты, которые представляются ему истинной ценностью, сокровищем. Оля Мещерская в описании себя – настоящая. Это главное её достоинство по мнению автора. Она не пыталась быть кем–то, она была самой собой и ничего не боялась. Ни «чернильных пятен на пальцах…< >…ни растрёпанных волос». «Шли толки», что она ветрена, что играет чувствами влюбленных в неё людей, но, стоит подчеркнуть, что, исходя из текста, - это именно толки других, сплетни, разговоры. Это не достоверная информация. Мы не знаем, была ли настоящая Оля – такой. «Её любили дети» – это ли не положительнейшая из характеристик?
Автор в рассказе достигает лёгкости, неприземлённости, а читатель, прочитав, не окунается в грязь. Не пускается в морализаторство. Думается, что Бунин написал рассказ с мыслями «а что ещё можно написать об этой девочке, кроме того, что она поступила неправильно».
Ведь пожить, судя других нашими правилами, мы всегда успеем, а успеем ли мы за нашу жизнь удивиться другому человеку, восхититься его красотой и цельностью? В рассказе, казалось бы, восхищаться-то и нечем, но мы восхищаемся, всплакиваем и грустим. И слышим звон фарфорового венка у подножия креста в серых днях Апреля. Чувствуем Олино лёгкое дыхание.
Полезный материал по теме: