Проза рассказы Бунина 1900—1914 годов. Часть 1

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Проза рассказы Бунина 1900—1914 годов. Часть 1.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» По авторам» » Проза рассказы Бунина 1900—1914 годов. Часть 1

Настоящее трехтомное издание Сочинений Бунина составлено на основе последнего Собрания сочинений, тома I —XI, изд. «Петрополис». Берлин, 1934—1936, подготовленного самим автором. Оно начинается с наиболее значительных произведений, написанных после ранней его прозы — с цикла рассказов «Тень Птицы» и повести «Деревня».


В ранний период творчества Буниным было создано немало прекрасных рассказов, таких, как «Антоновские яблоки», «Святые горы», «Сны», «Золотое дно» и др.


Однако, как позднее признавал он сам, его литературная деятельность обнаружилась более ярко и разнообразно лишь в 1908 — 1909 годы.


Повесть «Деревня», опубликованная в 1910 году, вызвала большие споры и была началом огромной популярности Бунина. За этой первой крупной вещью последовали другие повести и рассказы, как писал Бунин, «резко рисовавшие русскую душу, ее светлые и темные, часто трагические основы. В русской критике и среди русской интеллигенции, где, по причине незнания народа или политических соображений, народ почти всегда идеализировался, эти «беспощадные» произведения мои вызвали страстные враждебные отклики. В эти годы я чувствовал, как с каждым днем все более крепнут мои литературные силы» (И. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.


А. Бунин. Собр. соч. М., 1956, т. 2, с. 403). В «Деревне» Бунина, как в «Мужиках» Чехова, ничего не было от привычных народнических прикрас русской деревни. И это дало повод критикам упрекать писателя в пессимизме, в незнании народа и проч. И в то же время другие критики отмечали богатство наблюдений Бунина в его «Деревне»; в повести, по их словам, «дух земли, крепкий, настоящий» («И. А. Бунин», с. 151).


Впоследствии, когда споры утихли, он записал в дневнике: «Думал о своей «Деревне». Как верно там все! Надо написать предисловие: будущему историку — верь мне, я взял типическое. Да вообще пора свою жизнь написать...» («Подъем». Воронеж, 1979, № 1, с. 113).


Горький проницательно понял значение повести. Он писал Бунину в декабре 1910 года: «...Так глубоко, так исторически деревню никто не брал... Я не вижу, с чем можно сравнить вашу вещь, тронут ею — очень сильно. Дорог мне этот скромно скрытый, заглушённый стон о родной земле, дорога благородная скорбь, мучительный страх за нее — и все это — ново. Так еще не писали... Вы, может быть, и сами не знаете, как это глубоко и верно сказано... Я почти уверен, что московские и петербургские всех партий и окрасок Иваны Непомнящие и Незнающие, кои делают критические статьи для журналов, — не оценят «Деревню», не поймут ни существа, ни формы ее... Но я знаю, что когда пройдет ошеломленность и растерянность, когда мы излечимся от хамской распущенности — это должно быть или — мы пропали! — тогда серьезные люди скажут: «Помимо первостепенной художественной ценности своей, «Деревня» Бунина была толчком, который заставил разбитое и расшатанное русское общество серьезно задуматься уже не о мужике, не о народе, а над строгим вопросом — быть или не быть России? Мы еще не думали — о России, как о целом — это произведение указало нам необходимость мыслить именно обо всей стране, мыслить исторически» («Горьковские чтения». М., 1961, с. 52-53).


Горький также говорил о «большом знании быта» Буниным в «Деревне» и в то же время находил, что слишком «густо» написано — «каждая страница — музей! Перегружено знанием быта, порою — этнографично, местно» (там же, с. 50).


Бунин признавал справедливость оценки повести как слишком «густо» написанной, сам повторял это определение много позднее в своих беседах с друзьями. Он, по его выражению, «полжизни прожил в деревне», подлинное знание этой жизни, людей, поразительная наблюдательность питали его художественное мышление. Так, бунт крестьян, описанный в «Деревне», он мог наблюдать в Огневке, в имении брата Евгения Алексеевича и в других деревнях Орловской и Тульской губерний. Он писал 7 июня 1906 года М. П. Чеховой, что крестьяне сожгли в Огневке скотный двор, погорели лошади, свиньи, птица, и, «вероятно, запалят еще разок, ибо волнуются у нас мужики и серьезно, в один голос говорят, что ни единому человеку из помещиков не дадут убрать ни клока хлеба» (сб. «Время». Смоленск, 1962, с. 102).


В деревне Глотово, где обычно Бунин проводил лето у двоюродной сестры С. Н. Пушешниковой, и в окрестных деревнях он знал крестьян, которые стали персонажами его повестей и рассказов. 26 мая 1909 года он записал в дневнике: Евгений Алексеевич «чудесно рассказывал о Доньке Симановой и о ее муже. Худой, сильный, как обезьяна, жестокий, спокойный. «Вы что говорите?» И кнутом так перевьет, что она вся винтом изовьется. Спит на спине. Лицо важное и мрачное».


В этих лицах нетрудно узнать персонажей повести «Деревня» — Молодую и ее мужа Родьку.


«Много было разговоров у Яна (И. А. Бунина. - А. Б.) с родными, — пишет Вера Николаевна Бунина, — что ему хочется написать длинную вещь, все этому очень сочувствовали, и они с Евгением и братьями Пушешниковыми вспоминали мужиков, разные случаи из деревенской жизни. Особенно хорошо знал жизнь деревни Евгений Алексеевич, много рассказывал жутких историй. Он делился с Яном своими впечатлениями о жизни в Огневке, вспоминал мужиков, их жестокое обращение с женщинами. У Евгения Алексеевича был огромный запас всяких наблюдений. Рассказывал он образно, порой с юмором».


Н. А. Пушешников отметил в дневнике имена крестьян, которых Бунин, по его выражению, «изучал»: «Яков Никитич предмет изучения. В «Деревне». Лысый, необычайно жадный, кривоносый богатый мужик. Никогда не отвечал на вопросы прямо, все шутил. Любимая его фраза: «Как сказать?» Он не мог ни о чем говорить и ни о чем не думал, кроме хозяйственных расчетов. Одет всегда был в армяк-поддевку и белую, длинную, из мужицкого холста рубаху. На бледном лице кривой розовый нос. Николай Мурогий. Тоже в «Деревне». Высокий, нескладный. Что-то забавно-детское поблескивало в лице. Сашка Копченка. Нежный овал лица, сероглазая» («И. А. Бунин», с. 133).


Яков Никитич — прототип Якова Микитича, богатого и жадного мужика из Дурновки. Двое других, наряду с упомянутыми выше Донькой Симановой и ее мужем, — дали Бунину некоторые характерные черты для Родьки и Молодой.


Прототипом Кузьмы Красова послужил поэт-самоучка Е. И. Назаров. «Озерский кабатчик как-то сказал мне, — пишет Бунин в письме к С. А. Венгерову, — что в Ельце появился «автор». И я тотчас же поехал в Елец и с восторгом познакомился в базарном трактире с этим Назаровым, самоучкой-стихотворцем из мещан (с которого списан отчасти Кузьма в моей «Деревне»)».


В 1911 году Бунин говорил корреспонденту газеты «Московская весть», что он не стремится «описывать деревню в ее пестрой и текущей повседневности. Меня занимает главным образом душа русского человека в глубоком смысле, изображение черт психики славянина. В моем новом произведении «Суходол» рисуется картина жизни следующего (после мужиков и мещан «Деревни») представителя русского народа — дворянства... Нигде в иной стране жизнь дворян и мужиков так тесно, близко не связана, как у нас... Выявить вот эти черты деревенской мужицкой жизни, как доминирующие в картине русского поместного сословия, я и ставлю своей задачей в своих произведениях. На фоне романа я стремлюсь дать художественное изображение развития дворянства в связи с мужиком и при малом различии в их психике» (Бунин, т. 9, с. 536-537).


В замыслах Бунина было также написать роман об интеллигенции «обеих столиц», под заглавием «Зима», но планы эти не осуществились. Он позднее говорил В. Н. Муромцевой-Буниной, что «в Москве остался неоконченный роман листов в шесть или повесть» (ЛИ, кн. 1, с. 371). Он предполагал также написать в 1912 году драму, «где будут затронуты и город, и деревня» (там же).


«Деревня», «Суходол», «Зима», драма должны были охватить все слои русского общества. В интервью, в речах, дневниках и письмах этих лет Бунин затрагивал важнейшие проблемы: о национальном русском характере, о судьбах современной литературы, о языке, о том, что именно касалось России в целом.


По мнению Горького, «Суходол» — «это одна из самых жутких русских книг» («Горьковские чтения», с. 92).


Семейная хроника обитателей Суходола создавалась по преданиям, сохранившимся в семье Буниных. В «суходольской летописи» нашли отражение черты отца Бунина — Алексея Николаевича и других лиц из рода Буниных. В. Н. Муромцева-Бунина писала мне 3 апреля 1958 года:


«Совершенно верно, что Суходол взят с Каменки, родового именья Буниных. От Глотова верст двенадцать, но от Озерок версты две, если я не ошибаюсь, их разделяет большая дорога, идущая в Елец... Я была в Каменке... От имения ничего не осталось... Вы правы, что и «Суходол» и «Жизнь Арсеньева» не хроника, не автобиография и не биография, а художественные произведения, основанные на биографическом материале». У деда А. И. Бунина, Николая Петровича, было трое детей: Николай, Алексей и Варвара. Все они были людьми незаурядными. Некоторые черты деда Бунин придал Петру Кириллычу («Суходол») и помещику Хвощинскому («Грамматика любви»). Дети Николая Петровича также являются прототипами изображенных в «Суходоле» лиц.


В. Н. Муромцева-Бунина писала: Алексей Николаевич Бунин рассказывал, что мать его (рожденная Уварова) была красавицей; «она рано умерла, и отец так тосковал, что даже тронулся, впрочем, говорят, что во время Севастопольской кампании, когда мы были на войне, он как-то лег спать после обеда под яблоней, поднялся вихрь, и крупные яблоки посыпались на его голову... После чего он и стал не вполне нормальным» (ср. гл. V «Суходола»),


Алексей Николаевич, отец поэта, был участником Крымской войны, куда отправился добровольцем вместе с братом Николаем со своим ополчением. Там встретился с Л. Н. Толстым. В «Суходоле» тоже братья «охотниками» пошли на войну.


Смерть Ивана Чубарова, брата матери Бунина, как писала В. Н. Муромцева-Бунина, перенесена в «Суходол» — смерть Петра Петровича, — «лошадь, шедшая сзади розвальней, убила его копытом».


В «Суходоле» выявились новые черты бунинской прозы. Эти черты обозначились еще в ранее написанных (1907 - 1911) рассказах «Тень Птицы». После «Тени Птицы», а также опыта в жанре путешествий-дневников, опубликованных позднее под заглавием «Воды многие», «деревенская» проза Бунина не могла оставаться прежней, произошло некоторое соединение, слияние различных стилей, которые можно условно назвать, с одной стороны, стилем, приближающимся определенными элементами к бытовой прозе («Деревня»), и, с другой — стилем прозы лирической. Это слияние и дало «Суходол».


Бунин говорил в 1912 году: «Надо быть широким и смелым в творчестве». Эта широта и смелость проявились в «Суходоле» самым поразительным образом. В повести выявились элементы стиля той прозы, в которой на переднем плане не историческая Россия с ее жизненным укладом, как в прозе начала 1910-х годов, а душевная жизнь людей.


Особенно глубоко Бунин исследует человеческую природу в прозе в 1920— 1940-х годов («Митина любовь», «Жизнь Арсеньева». «Темные аллеи» и др.). Но и «Суходол» — уже пример прозы глубоко психологической, с ее захватывающими страстями и с ее тайнами. Здесь не только «жизнь семьи, рода» таинственна и страшна. Таинственна и страшна своей непреоборимостью, непостижимостью и любовь, из-за которой трагически ломались судьбы суходольцев, от которой сходили с ума, как сошла тетя Тоня.


Что-то почти фантастическое в том, как в «Суходоле» филин ночью, томимый любовью, «ухал и плакал. Он неслышно носился вкруг риги, по саду, прилетал к избе тети Тони, легко опускался на крышу — и болезненно вскрикивал... Тетя просыпалась на лавке у печки», шептала молитву. «...Выйдя на порог, наугад запускала вверх, в звездное небо скалку»; филин перелетал на ригу, «внезапно принимался истерически ухать, хохотать и взвизгивать; опять смолкал — и разражался стонами, всхлипываниями, рыданиями».




Полезный материал по теме:
  1. Проза рассказы Бунина 1900—1914 годов. Часть 2
  2. Биография Бунина. Рассказы. Стихи. Часть 1.
  3. Биография Бунина. Рассказы. Стихи Часть 3.
  4. Биография Бунина. Рассказы. Стихи. Часть 2.
  5. «Разверните» высказывание литературоведа О.Н. Михайлова «Проза Бунина вспахана плугом поэта...»


Проза рассказы Бунина 1900—1914 годов. Часть 1 Стр. 1
Проза рассказы Бунина 1900—1914 годов. Часть 1
Бунин И. А.
Стр. 1
Проза рассказы Бунина 1900—1914 годов. Часть 1 Стр. 2
Проза рассказы Бунина 1900—1914 годов. Часть 1
Бунин И. А.
Стр. 2
Проза рассказы Бунина 1900—1914 годов. Часть 1 Стр. 3
Проза рассказы Бунина 1900—1914 годов. Часть 1
Бунин И. А.
Стр. 3
Проза рассказы Бунина 1900—1914 годов. Часть 1 Стр. 4
Проза рассказы Бунина 1900—1914 годов. Часть 1
Бунин И. А.
Стр. 4
Отправить на email или скачать Проза рассказы Бунина 1900—1914 годов. Часть 1 можно с помощью кнопок ниже.

Похожие сочинения