Проблема человека и власти в рассказе А. И. Солженицына «Абрикосовое варенье»
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Проблема человека и власти в рассказе А. И. Солженицына «Абрикосовое варенье».
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей.
О. Мандельштам
Проблема взаимоотношений человека и власти в эпоху трагических перемен занимает главное место в прозе А. И. Солженицына. Жестокое бескомпромиссное время выдвинуло свой лозунг: "Кто не с нами, тот против нас!" Человек становится не целью революционных преобразований, а средством построения "светлого будущего".
Центральный вопрос, который волнует Солженицына: способен ли человек в эпоху "расчеловечивания" противостоять бездушному механизму власти?
В рассказе "Абрикосовое варенье", написанном в 1994 году после возвращения из вынужденной эмиграции, Солженицын исследует два пути взаимоотношений человека с властью. Новелла входит в сборник "Двучастные рассказы".
В первой части помещено письмо строителя ХПЗ (Харьковского паровозоремонтного завода) знаменитому писателю. Прочитав книгу его статей, в которой утверждается, что героизм в стране становится жизненным явлением и цель и смысл жизни - труд в коммунистическом обществе, он решил рассказать правду: "вещество того героизма и труда- слякотное, заквашено на "изнемоге" строителей коммунизма. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Перед нами исповедь человека, потерявшего в ходе революционной переделки общества всё: дом, семью. Житие его - это "хождение по мукам".
Жил он в крестьянской семье в селе Лебяжий Усад Курской губернии. Семью раскулачили за то, что крыша дома была из оцинкованной жести, за то, что имела 4 лошади, 3 коровы и хороший сад при доме. Украшением этого сада было раскидистое абрикосовое дерево - "и туча на нём абрикосов каждый год". В детстве герой вместе с младшими братьями залезал на дерево и лакомился абрикосами. Мать варила варенье из абрикосов, и крестьянские ребятишки "пенками обслащались". Раскулачники срубили это дерево, а семью отправили в ссылку. На станции герою удалось бежать. Начались его странствия, бродяжничество беспризорника. . Среди бездомных детей он был заметен:"здоровый...уже не ребёнок и не так обтрёпанный", мог стать "паханом", но "сердце мягкое" не позволяло ему начальствовать над другими.
Во время облавы оперативной группы ГПУ его выделили и отправили в тюрьму. Добившись признания в том, что он кулацкий сын, отправили на строительство ХПЗ. Невыносимые условия, в которых находились рабочие, копавшие котлован для трёх цехов, ужасают. Спали в деревянных холодных бараках на матрацах из древесных стружек, копали круглые сутки, в обед давали только тёпленькую похлёбку; ветхую одежду, наполненную вшами, не меняли. "От такой зачумливой работы" герой стал болеть фурункулёзом, но врач отправлял на работу. Вскоре попал наш герой в больницу, откуда и написал письмо о "героическом труде". А в конце письма содержится жалкая просьба "невольника в предельных обстоятельствах": "Может, вам недорого будет прислать мне посылку продуктовую? Смилосердствуйтесь..."
Герой, поставленный в предельно невыносимые условия жизни, сохранил в себе правду, добро, простоту, живёт "не по лжи".
Во второй части рассказа мы ожидаем ответа от прославленного писателя на это душу раздирающее письмо И что же?
Вместе с профессором киноведения Василием Киприановичем мы попадаем на роскошную дачу знаменитого писателя. Характеристика именитого писателя даётся через несобственно-прямую речь. Профессор киноведения в глубине души не уважает писателя за его цинизм, за ложь, которая сквозит во всех его статьях, за то, что он с лихостью импровизатора "красочно, складно" плетёт с трибун "требуемую пропаганду", за его несбыточные грёзы: "будем выращивать абрикосы в Ленинграде под открытым небом". Но в то же время он завидует писателю, хотелось бы и ему иметь такую благоустроенную, даже круглогодичную дачу. Он и оправдывает знаменитость, трезво рассуждая: "Кто сегодня не мерзавец? На том держится вся идеология и искусство".
За чайным столиком между критиком и писателем идёт беседа о задачах современной литературы. А на столе в хрустальной вазе - абрикосовое варенье, и "каждый абрикосовый плод лежал как сгущённое солнце". И писатель, переливая из чайной ложки над малым стеклянным блюдечком густую влагу абрикосового варенья, нравоучительно вещает: "...вот такая прозрачная янтарность, такой неожиданный цвет и свет должны иметь и в литературном языке".
Письмо строителя Харьковского завода для писателя лишь образец "первозданного языка". Анализируя "своевольное, а вместе с тем и покоряющее сочетание слов", знаменитый литератор ничего не говорит о его содержании. Что это - нравственная глухота? И мы понимаем, что знаменитость не ответит бедному измученному человеку, для него всё дело - "в языковой находке". И не смилосердствуется этот проповедник марксистского подхода к литературе и не вышлет посылку голодному человеку. Во взаимоотношениях с властью он выбрал второй путь - путь нравственных компромиссов, путь сделок со своей совестью, и ничто не пробьётся уже в его душу, закрытую для добра и правды.
Писатель Солженицын - нравственный максималист, он предъявляет к человеку высокие требования. Человек несёт ответственность за свои поступки, какими бы ни были обстоятельства.
Полезный материал по теме: