Лермонтов-психолог
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Лермонтов-психолог.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!В предисловии к роману «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов написал, что образ Печорина – «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения», и его ни в коем случае не следует отождествлять с личностью автора. В отличие от Печорина, не нашедшего достойного применения своим возможностям, М.Ю. Лермонтов осознавал и реализовывал своё предназначение поэта.
Однако автор наделил главного героя своим знанием человеческой натуры, жизненным опытом.
Повествование от первого лица в форме дневника как нельзя лучше подошло для описания не только событий, но и мыслей, чувств персонажей, мотивов их поступков. Точными наблюдениями, выводами, с которыми согласился бы любой психолог, изобилу-ет глава «Княжна Мери». Это одна из причин, по которой «Княжну Мери» можно считать центральной главой романа.
Постараемся умерить своё негодование по поводу того, что Печорин без нужды обрёк на страдания ни в чём не повинную девушку, и проанализируем, как он сумел превзойти конкурента (Грушницкого) и вызвать пламенную страсть у княжны Мери. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Всему произошедшему в дальнейшем виной лишь чувство зависти, которое ощутил Печорин, когда хорошенькая незнакомка в его присутствии обратила внимание на другого молодого человека. Любовь этой девушки была ему не нужна. Истинным удовольствием для Печорина было подчинить своей воле всё, что его окружает. Счастьем он считал «насыщенную гордость», проявлением честолюбия – жажду власти. Печорин не добивался любви княжны Мери, а хладнокровно применял свою «систему», чтобы обрести власть над другим человеком и тем самым успокоить своё самолюбие.
Ещё до знакомства с семейством Лиговских Печорин повёл себя иначе, чем его незадачливый соперник. В ответ на «мутно-нежный» взгляд Грушницкого княжна улыб-нулась из окна, в то время как «дерзкий лорнет» Печорина «рассердил её не на шутку».
Методично действуя согласно «системе», Печорин руководствовался знанием женской психологии. Напрасно он поучал Грушницкого, что «женщины любят только тех, которых не знают». Менее опытный приятель пренебрёг этим советом: повсюду искал общества княжны Мери, оказывал ей чрезмерное внимание, не оставил о себе ничего неизвестного, и, в конечном итоге, надоел.
Тем временем Печорин только подогревал внимание барышни к своей персоне, избегая её общества, лишая её привычного окружения обожателей. Плохо скрываемое недовольство Мери скоро переросло в негодование. Печорин же только ждал подходящего случая, поскольку настоящий герой не иначе знакомится с дамой, как спасая её от опасности. И такой случай не замедлил представиться.
«От ненависти до любви один лишь шаг, известно», - писал А.С. Пушкин. Избавив княжну Мери от нетрезвого кавалера во время бала, Печорин сменил роль дерзкого незнакомца на весьма галантное поведение достойного молодого человека, в котором, однако, всё остаётся загадкой, возбуждающей интерес.
Легко же было Печорину наблюдать за поведением бедной девушки, ведь он к ней ничего не испытывал. Другое дело – Вера. Это единственная женщина, постигшая характер Печорина совершенно. Ей он так же, как другим, ничего не дал, кроме страданий. Но «радости забываются, а печали никогда». Как он плакал в горах, загнав насмерть коня, желая перед расставанием ещё раз увидеть Веру. При возможности потерять её навеки она стала для Печорина дороже всего на свете.
Печорин глубоко несчастен от сознания того, что невольно разрушает судьбы людей, приносит горе даже тем, к кому относится с уважением. О том, как он стал «нравственным калекой», Печорин исповедовался княжне Мери во время прогулки к провалу – угасшему кратеру вулкана, что очень символично. Мощь и красота вулкана подобны любви и добру, которые Печорин в юности был готов дать всему свету. Но окружающие читали в его лице «признаки дурных свойств», обвиняли в лукавстве, оскорбляли, принижали. В результате Печорин стал скрытен, злопамятен, угрюм, завистлив, выучился ненавидеть. Его лучшие чувства, боясь насмешки, умерли в глубине сердца, и в душе родилось отчаяние. От вулкана угасших, подавленных эмоций остался лишь холодный кратер.
Горькое признание Печорина не могло не вызвать жалость у княжны Мери, и «сострадание – чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в её неопытное сердце».
Накануне дуэли с Грушницким Печорин размышлял о том, для какой цели он жил, каково было его высокое предназначение. Но он не угадал этого назначения, «увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных», «утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни».
В отношениях с женщинами Печорин всегда думал только о себе, ничем не жертвовал для тех, кого любил, никому не принёс счастья. Близких друзей он также не приобрёл. Печорин не сомневался в том, что вряд ли найдётся друг, для которого его смерть будет тяжёлой утратой. У Печорина не возникло ни одной привязанности, ради которой стоило бы жить. Скуку его развеивала лишь необходимость бороться с врагами. Ему нравилось «ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры». Это ли не применение психологии на практике?
Печорину доставляло удовольствие взвешивать, разбирать «свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия». Ему удавалось жить «не сердцем, а головою», судить о себе со стороны. В современной науке это называется пси-хологическим самоанализом личности.
Мастерство М.Ю. Лермонтова-психолога состоит в том, что задолго до проведения многих научных исследований по психологии он самостоятельно сформулировал (в худо-жественной форме) наблюдения в области межличностных отношений, формирования личности под влиянием общества, которые в настоящее время признаны наукой и имеют широкое практическое применение.
Полезный материал по теме: