Использование метафор и метонимий в лирическом портрете и пейзаже в лирике Александра Блока

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Использование метафор и метонимий в лирическом портрете и пейзаже в лирике Александра Блока.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» По авторам» » Использование метафор и метонимий в лирическом портрете и пейзаже в лирике Александра Блока

Во многих лирических произведениях раннего периода творчества Блока пейзаж и лирический портрет создаются с помощью психологического параллелизма: сопоставляется по аналогии состояние природы и внутреннее состояние человека. Стихотворение «Окрай небес – звезда омега…» (1899) композиционно делится на две части. В первой части создаётся образ природы, где автор использует метонимию и метафору:


Окрай небес – звезда омега,


Весь в искрах. Сириус цветной.


Над головой – немая Вега


Из царства сумрака и снега


Оледенела над землёй.


Образ холодного звёздного неба создаётся с помощи метонимии «из царства сумрака и снега», метафоры «оледенела», метафорического эпитета «немая» (Вега), усиливая мотив холодного безмолвия. Метонимия «из царства сумрака и снега» - это цитата из стихотворения Фета «Ещё майская ночь» (1857).


Во второй части стихотворения с помощью развёрнутого сравнения создаётся лирический портрет:


Так ты, холодная богиня,


Над вечно пламенной душой


Царишь и властвуешь поныне,


Как та холодная святыня


Над вечно пламенной звездой!


Лексический повтор контекстуальных антонимов: холодная богиня, холодная святыня – пламенной звездой, пламенной душой (метафорический эпитет) усиливает противоречивость мира природы и мира лирической героини, которая подобна холодному, ледяному небу, а лирический герой обладает пламенной душой, как и звезда Сириус, образ которой довершает метафора «в искрах».



Греческой буквой «омега» астрономы обозначают «цветные» звёзды. Сириус – это альфа созвездия Большого Пса, самая яркая звезда на небе. Вега – альфа созвездия Лиры, одна из самых ярких звёзд Северного полушария. Время написания стихотворения – 1898 год – период влюблённости блока, о котором он написал в дневнике: «Я сильно ломался, но был уже страшно влюблён. Сириус и Вега». В стихотворении с Сириусом соотнесён лирический герой, с Вегой – её героиня. Тема её «холодности» и власти над героем ощутима в лирике 1898 – 1900 годов.


Обратимся к ещё одному стихотворению Блока «Луна проснулась. Город шумный…», которое посвящено К. М. Садовской, на это указывают инициалы, предпосланные произведению: «К. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.


М. С.». Пространство создаётся с помощью антитезы: шумный город (метонимия) – тихое место, где уединились герои: Он и Она. Образ города создаётся с помощью метафор: «гремит», «льёт огни», «звенит». Метафора «лились» повторяется и при описании лирических героев:


Но если б пламень этой встречи


Был пламень вечный и святой,


Не так лились бы наши встречи,


Не так звучал бы голос твой!..


Повтор метафоры «пламень» раскрывает силу любви между героями, но в то же время, в их душе живёт тревога, так как они боятся потерять свои чувства. Риторические вопросы указывают на это:


Ужель живут ещё страданья,


И счастье может унести?


Рассмотрим, какие метафоры использует Блок при создании лирического портрета в стихотворении «Когда толпа вокруг кумира рукоплещет…» (1899). Стихотворению предпослан эпиграф из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дума»: «К добру и злу постыдно равнодушны, // В начале поприща мы вянем без борьбы». Внутреннее состояние лирического героя изображено с помощью метафор, отражающий противоречия в его душе. С одной стороны, его «болезненная душа» героя стремится к «святому огню» и «младости восходу». С другой стороны, он чувствует, что «корабль надежды потопил» (метафорический развёрнутый образ). Ещё один развёрнутый метафорический образ: «Затянут в бездну гибели сердечной» - передаёт отчаяние и тяжёлую тоску героя. Лирический герой противопоставлен толпе. Антитеза построена на синтаксическом параллелизме:


Толпа кричит – я хладен бесконечно,


Толпа зовёт – я нем и недвижим.




Полезный материал по теме:
  1. Школьные сочинения по творчеству Александра Блока: «На поле Куликовом» и Тема любви в творчестве Блока.
  2. Анализ стихотворения Александра Блока «Петр»
  3. Язык иносказаний в лирике А. Блока
  4. Мечты и фантазии в юношеской лирике Блока
  5. Тема «страшного мира» поэзии Александра Александровича Блока


Использование метафор и метонимий в лирическом портрете и пейзаже в лирике Александра Блока Стр. 1
Использование метафор и метонимий в лирическом портрете и пейзаже в лирике Александра Блока
Блок Александр
Стр. 1
Использование метафор и метонимий в лирическом портрете и пейзаже в лирике Александра Блока Стр. 2
Использование метафор и метонимий в лирическом портрете и пейзаже в лирике Александра Блока
Блок Александр
Стр. 2
Использование метафор и метонимий в лирическом портрете и пейзаже в лирике Александра Блока Стр. 3
Использование метафор и метонимий в лирическом портрете и пейзаже в лирике Александра Блока
Блок Александр
Стр. 3
Отправить на email или скачать Использование метафор и метонимий в лирическом портрете и пейзаже в лирике Александра Блока можно с помощью кнопок ниже.

Похожие сочинения