Школьные сочинения по творчеству Александра Блока: «На поле Куликовом» и Тема любви в творчестве Блока.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Школьные сочинения по творчеству Александра Блока: «На поле Куликовом» и Тема любви в творчестве Блока..

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» По авторам» » Школьные сочинения по творчеству Александра Блока: «На поле Куликовом» и Тема любви в творчестве Блока.

Школьные сочинения по творчеству Александра Блока: «На поле Куликовом» и Тема любви в творчестве Блока.


ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В ЦИКЛЕ А.БЛОКА «НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ»


Осмысление исторического прошлого, стремление предугадать пути будущего, свойственны художникам слова во все времена. Но в творчестве Александра Блока, данная тема обретает особое звучание, ведь поэт жил на рубеже веков, когда восприятие истории наиболее обострено.


О себе и своих современниках он сказал: «Мы – дети страшных лет России». В предчувствии «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей», поэт не может не задуматься о судьбе России.


Впервые в творчестве Александра Блока эта тема выступает самостоятельно в стихотворении тысяча девятьсот шестого года «Русь». В нём Россия «опоясана реками и дебрями окружена», представлена, как сказочная: «с болотами и журавлями, и смутным взглядом колдуна …»


Итогом размышлений поэта о судьбе своей страны стал цикл стихотворений «Родина» (тысяча девятьсот седьмой год – тысяча девятьсот шестнадцатый год). В этом сборнике Русь представлена, как заповедная страна, хозяйка которой – сказочная княжна. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.


Символом этой страны становится тихий дом, среди густой травы, покинутый героем ради тревог и битв. В это цикл входит и стихотворение «На железной дороге», в чём-то перекликающееся с некрасовским «Что ты жадно глядишь на дорогу …». В нём судьба России осмысливается через женскую судьбу, горькую и трагическую, и это тоже традиционно для русской поэзии. В последних произведениях цикла «Родина» возникает новая нота, связанная с тем, что в истории страны наступил поворотный момент – началась война тысяча девятьсот четырнадцатого года. Всё явственнее звучит в стихах Александра Блока мотив трагической судьбы России («Петроградское небо мутилось дождём …», «Я не предал белое знамя …» и прочие …).


Однако тема эта была затронута Александром Александровичем задолго до начала первой мировой войны. В тысяча девятьсот восьмом году им были написаны пять стихотворений, объединённых одним названием «На поле Куликовым», посвящённых одному из самых значительных событий русской истории (все они вошли в цикл «Родина»). В тысяча девятьсот двенадцатом году Александр Блок писал: "Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их ещё впереди». Значение Куликовской битвы было не столько военным или политическим, сколько духовным.


Первое стихотворение – «Река раскинулась …» - посвящено осмыслению исторической судьбы России. И судьба эта воспринимается автором, как трагическая, он сравнивает её со стремительно мчащейся степной кобылицей. Этот символ – пример традиционного для поэзии осмысления единства жизни людей и жизни природы. Сами природные явления здесь окрашены в кровавый цвет – «закат в крови» (этот образ встречается и в других стихотворениях цикла «Родина», например в стихотворении «Петроградское небо мутилось дождём …»: «В закатной дали были дымные тучи в крови»). В стихотворении «Река раскинулась …» несколько раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно описанием типично русского грустного пейзажа. Затем звучит прямое обращение к России, и, нужно сказать, в своё время оно многим показалось шокирующим: «О, Русь моя! Жена моя!» Однако, в этом нет поэтической вольности, а есть высшая степень единения поэта с Россией, особенно если учесть смысловой ореол слова «жена» в символической поэзии. Жена – это и Святая Дева, и Божья Матерь, и Русь. Об этом свидетельствует тот факт, что эпиграфом к циклу «Родина, куда входит и «На поле Куликовом», стали стихи, посвящённые жене поэта, Л. Д. Менделеевой, а теперь отнесённые к Родине: «Ты отошла, и я в пустыне …» И наконец, в финале стихотворения возникает новые объект обращения: «Плачь, сердце, плачь …»


Характерно, что Александр Блок, размышляя о судьбах своего поколения, употребляет авторское «мы», а не «я». Эти судьбы представляются ему трагическими, стремительное движение истории – это движение к гибели, а «вечный бой» здесь исполнен не победного ликования, а драмы.


Драматичны и другие стихи этого цикла. Лирический герой четвёртого стихотворения цикла не бросается в бой, как этого можно было ожидать; «объятый тоскую могучей», он чувствует себя отлученным от жизни: «И падают светлые мысли, \ Сожжённые тёмным огнём …» И лишь в заключительном стихотворении он вновь обретает себя: его «час настал». Если в первых четырёх стихотворениях прошлое перекликается с настоящим, то в последнем, пятом, поэт говорит о настоящем и будущем, предсказывая неизбежность исторических катаклизмов и свою причастность к ним:


«Но узнаю тебя, начало


Высоких и мятежных дней!


Над вражьим станом, как бывало,


И плеск, и трубы лебедей.


Не может сердце жить покоем,


Недаром тучи собрались.


Доспех тяжёл, как перед боем.


Теперь твой час настал. – Молись!»


Не случайно после стихов «На поле Куликовом», поэт поместил стихотворение «Россия», где есть полная веры, в свою страну, строка: «И невозможное возможно». А звенящая «тоской осторожной глухаря песня ямщика» возвращает к «высоким и мятежным дням», приближение которых пророчески предсказано поэтом в цикле «На поле Куликовом».


Продолжение этих дней Александр Блок увидел в революции тысяча девятьсот семнадцатого года, что отразилось в его поэме «Двенадцать». Россия здесь вступает в тот решающий «вечный бой», который должен завершиться полной гармонией в пути «надвьюжном», в шествии, возглавляемом самим Иисусом Христом. Но, жизнь оказалась трагичнее и страшнее, чем представлял Блок, поэт понял это и сам. После слов: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию», он произнёс другие слова: «а, услышав, бегите прочь …» В этом неожиданном «бегите прочь» - и боль, и горечь, и разочарование, и просто, наверное, страх за человеческую жизнь. В это проявилась и удивительная блоковская неоднозначность, которая заставляет многосторонне подходить к пониманию русской истории, размышлять, анализировать.


Непреходящая ценность стихов Александра Александровича Блока, во многом обусловлена и принадлежностью поэта к символизму, которому свойственно не ограничиваться одним показом жизни в какой-либо конкретный период истории, а рассматривать все времена в единстве.


«Вечный бой» продолжается и сегодня. И в нашей действительности есть злые орды, жестокость, грубость, тоска и грусть, но вместе с тем, есть и вера в то, что Россия не пропадёт, не сгинет.


ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ АЛЕКСАНДРА БЛОКА


В любовной лирике Александра Блока, с особой силой отразилась трагедия человека двадцатого века, прошедшего «трилогию вочеловечения». Как писал об этом сам поэт своему другу Андрею Белому, в его стихах – его путь, «от мгновения слишком яркого света – через необходимый болотистый лес – к отчаянью, проклятиям, «возмездию» и … - к рождению человека «общественного», художника мужественно глядящего в лицо миру …»


Первые стихи Блока о любви возвышенно-восторженные. Да и само понимание любви у него связано не столько с реальным лицом – Л. Д. Менделеевой, в которую он был влюблён и которая вдохновила его на эти стихи, сколько с некой «Девой», «Зарёй», «Купиной», «Величавой Вечной Женой», «Святой», «Ясной», «Непостижимой» … «Земной» лирический герой «Стихов о Прекрасной Даме» противостоит «небесной» Даме. Лишь иногда он говорит от имени самого поэта («Я и молод, и свеж, и влюблён»), обычно же он выступает в роли «безрадостного и тёмного инока», «отрока», зажигающего свечи. Мистическому настрою произведения способствуют и использование «неопределённых» эпитетов: «призрачные сны», «неведомые тени», или «неведомые звуки», «надежды нездешние» или «нездешние ведения», «красота неизречённая», «непостижимая тайна», «сумрак неизвестный» и так далее. «Встреча» с Дамой, о чём мечтает герой, должна привести к преображению мира, к полной гармонии.


Однако по мере развития лирического сюжета, поэт всё больше убеждается в невозможности обрести свой идеал. Радужные надежды сменяются опасением, что божественный облик Девы может быть «искажён» («Но страшно мне: изменишь облик Ты»). В заключительном стихотворении цикла – «Дома растут как желанья …» - содержится трагическое признание: «Ты, Орфей, потерял невесту».


Спустя некоторое время Блок отойдёт от изображения идеального мира и обратится к реальному – сложному и противоречивому миру человеческих страданий, смятений, борьбы … Теперь уже «вечно женственное» предстанет не в возвышенно-романтической, «небесной» трактовке, а в его «земном» воплощении.


Особое место среди стихотворений этого периода занимает «Незнакомка». Действие происходит в каком-то пригородном захолустье, где «воздух дик и глух», оглашается «криками пьяными», «женским визгом», «скрипом уключин» и где даже лунный диск «бессмысленно кривится». Отвратительны и посетители ресторана – «пьяницы с глазами кроликов».


И среди этого пошлого мира, «дыша духами и туманами», появляется прекрасная женщина, блоковский идеал Любви.


«И веют древними поверьями


Её упругие шелка.


И шляпа с траурными перьями,


И в кольцах узкая рука».


Созданный поэтом образ так выразителен и прекрасен, что уже не важно, привиделась ли «Незнакомка» герою в хмельном забытьи или была на самом деле. Нельзя не восхититься её благородной и таинственной красотой, которая позволяет увидеть «берег очарованный и очарованную даль», поверить в торжество красоты в этом мире.


В циклах «Снежная маска» и «Фаина» восторженную любовь к Прекрасной Даме сменяет губительная страсть (« Вот явилась. Заслонила …»). Лирический герой этих циклов полностью отдаётся стихийному, «метельному» чувству. «Настигнутый метелью», он погружается в «вихри снежные» и «снежный мрак очей», упивается этими «снежными хмелями» и во имя любви готов сгореть «на снежном костре». В цикле «Фаина» образ героини воплощает в себе и стихии народной жизни:


«Смотрю я – руки вскинула,


В широкий пляс пошла,


Цветами всех осыпала


И в песне изошла …


Неверная, лукавая,


Коварная – пляши!


И будь навек отравою


Растраченной души!»


Образ впустую растраченной души, переживающей свою греховность, опустошённой и смертельно усталой, присутствует во многих любовных стихах Блока, объединённых темой «страшного мира». В стихотворении «К Музе» он приводит читателя-спутника по адским кругам этого мира. Здесь нет места человеческим чувствам, в том числе и любви. Зато здесь «горькая страсть, как полынь», «попиранье заветных святынь», «поругание счастья». В стихотворении «Унижение» поэт рисует сплошную обстановку публичного дома, горько восклицая: «Разве дом этот – дом в самом деле? \ Разве – так суждено меж людьми?»


Как бы в противовес «страшному миру» поэт обращается к своим светлым воспоминаниям о первой любви. Эта тема звучит в подцикле «Через двенадцать лет», посвящённом Ксении Михайловне Садовской. Первая любовь незабываема. Это не роковая, испепеляющая страсть, разрушающая душу. Они сродни музыке («и арфы спели: улетим»), дающей поэту творческий импульс:


«Эта юность, эта нежность –


Что для нас она была?


Всех стихов моих мятежность


Не она ли создала?»


Темы «цыганской стихии», любви, музыки, искусства, «печали и радости», получили отражение в цикле «Кармен», посвящённом оперной певице Любови Александровне Дельмас. Образ Кармен в трактовке поэта многолик. Это и героиня оперы Бизе, и современная женщина, вольнолюбивая испанская цыганка и славянка, которою герой под «заливистый крик журавля» обречён «ждать у плетня» («Вербы – это весенняя таль …»). В её образе воплощена, с одной стороны, стихия сжигающей безумной страсти, с другой – стихия творческая, дающая надежду на просветление. Этим и близка героиня цикла лирическому герою:


«Сама себе закон – летишь, летишь ты мимо,


К созвездия иным, не ведая орбит …


Всё – музыка и свет: нет счастья, нет измен …


Мелодией одной звучат печаль и радость …


Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен».


Цикл «Кармен» стал своеобразным переходом в творчестве Блока к новой трактовке темы любви. Любовь к Жене, женщине становится в его поэзии синонимом любви к России. Не случайно эпирагфом к циклу «Родина» Блок избирает строку из стихотворения, посвящённого Л. Д. Менделеевой: « …Ты отошла – и я в пустыне …»


В стихотворении этого цикла «Россия», слиты воедино образ женщины и образ Родины. У неё «разбойная краса», неподвластная никакому чародею:


«Пускай заманит и обманет,


Не пропадёшь, не сгинешь ты,


И лишь забота затуманит,


Твои прекрасные черты…»


Образ возлюбленной растворяется в необозримых просторах, чтобы вновь возникнуть:


«А ты всё та же – лес, да поле,


Да плат узорный до бровей …»


И это даёт поэту веру в будущее:


«И невозможное возможно,


Дорога долгая легка,


Когда блеснёт в дали дорожной


Мгновенный взор из-под платка,


Когда звенит тоской осторожной


Глухая песня ямщика!..»


Звенящая «тоской осторожной глухая песня ямщика» возвращает к «разбойной красе» России и к «высоким и мятежным дням», о приближении которых, поэт пророчествовал в цикле «На поле Куликовом». Любовь зовёт поэта в путь, манит своими просторами, ветровыми песнями:


«Выхожу я путь, открытый взорам,


Ветер гнёт упругие кусты …


Вот оно, моё веселье пляшет


И звенит, звенит, в кустах пропав!


И вдали, вдали призывно машет


Твой узорный, твой цветной рукав».


Так т воспевания неземного идеала – Прекрасной Дамы, через разочарования и сомнения в самой возможности любви, Блок в своей лирике, приходит к вершинному пониманию Любви, которая воплощается у него в едином образу – женщины, Жены, Родины.




Полезный материал по теме:
  1. Личность и История в цикле А.А. Блока «На поле Куликовом»
  2. Тема любви в творчестве Блока
  3. Тема Родины в творчестве А.Блока
  4. Тема «страшного мира» поэзии Александра Александровича Блока
  5. «Напитался болью, состраданием и неисчерпаемой верой в свою страну» (Тема Родины в творчестве А. Блока.


Школьные сочинения по творчеству Александра Блока: «На поле Куликовом» и Тема любви в творчестве Блока. Стр. 1
Школьные сочинения по творчеству Александра Блока: «На поле Куликовом» и Тема любви в творчестве Блока.
Блок Александр
Стр. 1
Школьные сочинения по творчеству Александра Блока: «На поле Куликовом» и Тема любви в творчестве Блока. Стр. 2
Школьные сочинения по творчеству Александра Блока: «На поле Куликовом» и Тема любви в творчестве Блока.
Блок Александр
Стр. 2
Школьные сочинения по творчеству Александра Блока: «На поле Куликовом» и Тема любви в творчестве Блока. Стр. 3
Школьные сочинения по творчеству Александра Блока: «На поле Куликовом» и Тема любви в творчестве Блока.
Блок Александр
Стр. 3
Школьные сочинения по творчеству Александра Блока: «На поле Куликовом» и Тема любви в творчестве Блока. Стр. 4
Школьные сочинения по творчеству Александра Блока: «На поле Куликовом» и Тема любви в творчестве Блока.
Блок Александр
Стр. 4
Школьные сочинения по творчеству Александра Блока: «На поле Куликовом» и Тема любви в творчестве Блока. Стр. 5
Школьные сочинения по творчеству Александра Блока: «На поле Куликовом» и Тема любви в творчестве Блока.
Блок Александр
Стр. 5
Школьные сочинения по творчеству Александра Блока: «На поле Куликовом» и Тема любви в творчестве Блока. Стр. 6
Школьные сочинения по творчеству Александра Блока: «На поле Куликовом» и Тема любви в творчестве Блока.
Блок Александр
Стр. 6
Школьные сочинения по творчеству Александра Блока: «На поле Куликовом» и Тема любви в творчестве Блока. Стр. 7
Школьные сочинения по творчеству Александра Блока: «На поле Куликовом» и Тема любви в творчестве Блока.
Блок Александр
Стр. 7
Отправить на email или скачать Школьные сочинения по творчеству Александра Блока: «На поле Куликовом» и Тема любви в творчестве Блока. можно с помощью кнопок ниже.

Похожие сочинения