Биография Ярослав Сейферт, лауреат Нобелевской премии по литературе

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Биография Ярослав Сейферт, лауреат Нобелевской премии по литературе.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» По авторам» » Биография Ярослав Сейферт, лауреат Нобелевской премии по литературе

Столица Чехии Прагa — один из виднейших центров европейской культуры. Расцвета в этом качестве город достиг в годы, предшествовавшие распаду Австро-Венгрии, и в два десятилетия за этим, когда, освободившись почти от 400-летнего господства австрийцев, чешский народ начал строить свою судьбу. В Праге работали Кафка и Рильке, позже она стала прибежищем многих русских эмигрантов. Тогда же национальная литература, корни которой уходят в средние века, начала восстанавливать собственный голос. И с самого начала этого процесса в нем участвовал Ярослав Сейферт. С момента его дебюта до нобелевской славы прошло более 60 лет, и поэт прошел этот путь вместе с народом.


Родился Сейферт в семье слесаря, жившей в пролетарском предместье Праги.


Отец был членом социал-демократической партии, в гимназии он не доучился. В 1921 году вступил в только что созданную Коммунистическую партию Чехословакии, начал работать в газете «Руде право», а затем в Пражском коммунистическом издательстве. Тогда же вышел его первый сборник «Город в слезах», проникнутый идеями революции. Это было созвучно настроениям пролетарской молодежи, образовавшей в 1920 году художественный союз «Деветсил». Несмотря на узость тематики, Сейферт сразу нащупал собственную поэтическую тропу, отвергнув выспренний слог предыдущей эпохи и обратившись к фольклору и уличной речи.


В последующем политические взгляды Сейферта, не выдержав соприкосновения с действительностью, эволюционируют. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.


В 1925 году он посетил Советский Союз, потом приезжал еще раз и не нашел в измученной и разрушенной стране ничего, что поддержало бы его социальные надежды. А в 1929 году за выступления против руководства Сейферта исключили из компартии.


На жизнь Сейферт зарабатывал, сотрудничая в газетах и журналах. О годах между войнами он вспоминал как о самых счастливых: молодость, надежды... Регулярно выходили новые сборники: «Одна любовь» (1923), «На волнах ТСФ» (1925), «Соловей поет плохо» (1926). Его художнические позиции резко изменились. Впрочем, к середине 20-х годов и весь «Деветсил», в котором Сейферт играл ведущую роль, отказался от программы пролетарской поэзии и выдвинул собственную концепцию — «поэтизм». Этому художественному движению суждено было получить редкое значение для духовной жизни страны, стремясь подчеркнуть специфику искусства, поэтисты резко противопоставляли его идеологии. Они считали, что с развитием общества агитационно-познавательная функция должна быть передана другим сферам деятельности человека, на долю же искусства остается эмоционально-выразительная функция в ее чистом виде. Не отказываясь от борьбы за социальные преобразования, они выносили ее за те скобки, внутри которых сосредоточивалось творчество.


Поэтизм утверждался как «искусство жить и радоваться жизни». Это была реакция на снобизм и академизм искусства прежних времен, на рассудочность чешской литературы XIX века, но в первую очередь на аскетизм и декларативность той самой пролетарской поэзии, из которой вырос поэтизм. Вместе с тем поэтисты не стремились изолироваться от масс, искали пути к рядовому читателю, вводя в творчество элементы занимательности и игры. Искусство, в их представлении, должно было стать эмоциональным противовесом технократической деятельности человека.


Это была глубокая и детальная программа, не замедлившая принести плоды. Поэтизм способствовал усилению в чешской поэзии лирического начала, раскованности в проявлении личности поэта, активизации творческой фантазии, очищению языка от штампов и архаизмов. Он выдвинул могучую плеяду поэтов, в том числе Витезслава Незвала, Константина Библа, Франтишека Галаса. Их жизнь захватила все трагические перипетии, происходившие с их страной и в Европе, и сложилась нелегко.


В стихах межвоенных лет Сейферт обращался к темам любви, природы, родины, истории: они объединены в сборниках «Яблоко из лона» (1933), «Руки Венеры» (1936). Это был период «чистой» лирики. Однако перед угрозой гитлеровской агрессии поэтисты отодвинули на второй план эстетические расхождения с иными направлениями литературы и объединились с ними в едином русле патриотического фронта. Сборники, выпущенные Сейфертом в тот период, — «Погасите огни» (1938), «Веер Божены Немцовой» (1940) и другие — проникнуты болью за народ, настроениями патриотизма и свободомыслием.


После освобождения страны центральной для Сейферта стала тема борьбы и победы над фашизмом, что нашло отражение в книгах «Шлем глины» (1945) и «Моцарт в Праге» (1946). Его популярность растет, однако неискоренимый индивидуализм Сейферта и его тяготение к интимной лирике плохо укладывались в программу Союза писателей, образованного после прихода к власти коммунистов во главе с Клементом Готвальдом. Критика в адрес поэта приобретает серьезный характер, его упрекают в «измене делу рабочего класса» и т. п. И тем не менее появляются новые сборники его поэзии: «Мамочка» (1954), «Мальчик и звезды» (1956), «Концерт на острове» (1965), «Литье колоколов» (1965).


Постепенно конфликт с властями сглаживается, и в 1955 году Сейферту присуждается Государственная премия. Но уже на следующий год, когда разоблачения Хрущева отозвались громким эхом в Восточной Европе, Сейферт выступает с речью в защиту подвергшихся опале писателей: «Когда писатель молчит — это равносильно тому, что он лжет». Опять последовала официальная немилость, однако спустя несколько лет Сейферт снова становится общественно активной фигурой и в середине 60-х годов принимает участие в переоценке опыта национальной литературы с учетом западных достижений: «нового романа», драмы абсурда, «конкретной» поэзии и пр. В 1966 году ему присваивают звание Народного художника Чехословакии.


В период «Пражской весны» Сейферт выступает в поддержку правительства Александра Дубчека и против политического контроля над культурой, подписывает манифест «2000 слов», возглавляет комиссию по реабилитации репрессированных мастеров слова. Его избирают председателем реорганизованного Союза писателей, и в самые тяжелые дни кризиса Сейферт выступает по радио с речью «Мы не будем жить в рабстве». После оккупации страны он отказывается отречься от этого заявления, и его общественная и писательская деятельность переходит на рельсы диссидентства. Сейферт подписывает документ-протест «Хартия-77». Жизнь осложнилась и тяжелой сердечной болезнью, но тем временем растет международное признание. Смягчилось отношение к нему и на родине, что было заметно в дни 80-летия поэта.


Известие о премии Нобеля (1984 год) застало Сейферта в больнице. На торжества он приехать не смог. В адрес престарелого писателя было сказано много хвалебных слов. «В Сейферте воплощен дух чешского народа», — заявил один из его соотечественников.


Сейферт—поэт необычайно широкого стилистического диапазона. Сперва он тяготел к классической, рифмованной форме, затем стал пользоваться свободным стихом. Ему не удалось избежать влияния сюрреализма и дадаизма, но со временем его поэзия становится все более ясной по форме и глубокой по мысли. В стихотворении «Поэт и другие ремесла» Сейферт обратился к старой теме «поэт и общество»:


Поэт?.. Как старый патефон,


одно и то же мямлит он.



Двоятся рифмы, чуть дыша,


«любовь» и «кровь», «мороза — роза»,


вот и сидит он без гроша,


и в долг берет, — такая проза.



Карманы пухнут: весь в стихах.


В чернилах мальцы у бедняги.


Пером гусиным на столах


Он пишет, если нет бумаги.



Иное дело — трубочист,


хоть, может, он и не речист.


И, весело сравнив поэта с трубочистом, бочаром, пекарем и кузнецом, Сейферт заканчивает:


И все-таки. мои друзья,


поэта забывать нельзя.



На нашем языке родном,


на языке, знакомом с детства,


он нам поведает о том,


как мы спасли в годину бедствий



речь матерей, высокий свет неувядаемой отчизны.


Не прячьте слез! Поет поэт, поет поэт во славу жизни.


Колокола и рюмок звон слились в торжественнейшей оде...


С улыбкою бросает он в окошко розу. И уходит.


Перевод М. Шаповояова


Известен Сейферт и как прозаик — в мемуарах «Все красоты мира» усматривают художественную историю чешской литературы XX века. Популярен Сейферт-переводчик, благодаря ему на чешском языке можно читать Аполлинера, Блока, Гурамишвили. Коротко говоря, его имя достойно представляет давно ставшую частью европейской культуры и наконец-то внесенную в нобелевский список чешскую литературу.




Полезный материал по теме:
  1. Биография Нагиба Махфуза, лауреат Нобелевской премии по литературе
  2. Биография Элиас Канетти, лауреат Нобелевской премии по литературе
  3. Биография Уильям Голдинг, лауреат Нобелевской премии по литературе
  4. Биография Чеслав Милош, лауреат Нобелевской премии по литературе
  5. Биография Камило Хосе Села, лауреат Нобелевской премии по литературе


Биография Ярослав Сейферт, лауреат Нобелевской премии по литературе Стр. 1
Биография Ярослав Сейферт, лауреат Нобелевской премии по литературе
Литература XX века
Стр. 1
Биография Ярослав Сейферт, лауреат Нобелевской премии по литературе Стр. 2
Биография Ярослав Сейферт, лауреат Нобелевской премии по литературе
Литература XX века
Стр. 2
Биография Ярослав Сейферт, лауреат Нобелевской премии по литературе Стр. 3
Биография Ярослав Сейферт, лауреат Нобелевской премии по литературе
Литература XX века
Стр. 3
Биография Ярослав Сейферт, лауреат Нобелевской премии по литературе Стр. 4
Биография Ярослав Сейферт, лауреат Нобелевской премии по литературе
Литература XX века
Стр. 4
Отправить на email или скачать Биография Ярослав Сейферт, лауреат Нобелевской премии по литературе можно с помощью кнопок ниже.

Похожие сочинения