Сочинение на тему Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»»
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»».
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Роман «Петр Первый» М. Горький назвал «первым в нашей литературе настоящим историческим романом». Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России — эпоху коренной ломки патриархального быта и борьбы русского народа за свою независимость, роман А. Н. Толстого будет привлекать не одно поколение читателей своим патриотизмом и высоким художественным мастерством.
Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей, художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до наших дней тема Петра не сходит со страниц художественной литературы. К ней обращались А. Пушкин, Н. Некрасов, Л. Толстой, А. Блок. Свыше двадцати лет эта тема занимала и Алексея Толстого: рассказ «День Петра» был написан в 1917 году, последние главы его исторического романа «Петр Первый» — в 1945 году. Не сразу удалось писателю совершить задуманное — глубоко, правдиво и всесторонне нарисовать петровскую эпоху, показать характер великих преобразований.
Характерно, что к Петровской эпохе А. Н. Толстой обратился в 1917 году: в далеком прошлом пытался он найти ответы на мучившие его вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно к ней обратился писатель? Время преобразовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси воспринималось им как нечто напоминавшее 1917 год. А уже позже одним из лучших произведений советской литературы на историческую тему стал роман «Петр Первый».
Итак, в центре повествования — Петр, формирование его личности. Однако роман не стал просто мастерски написанной биографией Петра. Почему? Толстому важно было показать не только Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая способствовала формированию этой фигуры. Становление личности первого императора и изображение эпохи в ее историческом движении определило композиционные особенности романа.
А. Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает автору возможность показать жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс. Все классы и сословия русского общества представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических событий, в столкновении общественных сил.
Поражает широкий охват событий, разнообразие созданных персонажей. Действие переносится из бедной крестьянской избы Ивашки Бровкина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной царевны Софьи — на Красное крыльцо в Кремле, где маленький Петр становится очевидцем жестокой расправы стрельцов с Матвеевым; из покоев Натальи Кирилловны в Преображенском дворце — в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи, по которым медленно движется войско Голицына; из Троицко-Сергиевской лавры, куда ночью из Преображенского дворца бежал Петр, — в Архангельск, под Азов, за границу.
Первые главы романа рисуют ожесточенную борьбу за власть между двумя боярскими группами — Милославскими и Нарышкиными, представляющими старую, боярскую, допетровскую Русь. Ни ту, ни другую группу не интересовали ни государство, ни судьба народа. Толстой подчеркивает это почти одинаковыми замечаниями, оценивающими правление одних и других. «И все пошло по-старому. Ничего не случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов... кислые столетние сумерки — нищета, холопство, безделье». Это — после победы Милославских. Но вот победили Нарышкины — «...стали думать и править по прежнему обычаю. Перемен особенных не случилось».
Это понимают и простые люди: «Что Василий Голицын, что Борис — одна от них радость». Толстой показывает также, что народ играет решающую роль и в тех событиях, которые разыгрываются в Кремле. Только при его поддержке Нарышкиным удается сломить Милославских. Недовольство людей своим положением проявляется в ряде массовых сцен.
Примерно с четвертой главы первой книги Толстой показывает, как все более обостряются отношения между возмужавшим Петром и Софьей, что приводит в дальнейшем к падению былой властительницы. Пётр становится самодержавным правителем и со свойственной ему решительностью, преодолевая сопротивление боярства, начинает борьбу с византийской Русью. «Упиралась вся Россия», — пишет Толстой. Ненавидели быстроту и жестокость ново вводимого не только боярство, но и поместное дворянство, и духовенство, и стрельцы: «Стал не мир; а кабак, все ломают, всех тревожат... Не живут — торопятся... В бездну катимся...» Сопротивлялся и народ: люди бегут в леса, на Дон — таков был ответ на тяготы жизни в период правления Петра.
Первая книга кончается жестоким подавлением стрелецкого мятежа: «Всю зиму были пытки и казни... Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей».
Вторая книга, по словам самого Толстого «более монументальна, более психологична», она рассказывает о том как сдвинулась с места держава — начинается с изображения «неохотно» пробуждающейся Москвы, кончается картиной строящегося Петербурга. Борьба старого и нового становится определяющей в развитии действия романа. Толстой показывает, в каких сложных условиях возникает молодая Россия, какие трудности пришлось преодолевать Петру на пути преобразования.
Во второй книге по сравнению с первой меньше исторических событий, действие концентрируется вокруг подготовки к Северной войне, «нарвской конфузии». Описывается лихорадочная деятельность по укреплению обороны, строительство заводов, первые успехи в войне со шведами — взятие Нотебурга, выход к устью Невы и основание города-крепости, которой суждено будет стать северной столицей.
Значительное место отведено в этой книге психологическим характеристикам. Каждый из эпизодов частной и общественной жизни помогает ярче представить ту или иную сторону эпохи Петра, его преобразований (например, описание жизни семей Буйносовых, Бровкиных и других). Толстой показывает, как новое врывается в быт, рушит старые устои. Прогрессивный характер петровских преобразований подчеркивается автором в изображении общего оживления страны, в появлении вокруг Петра новых людей, идущих в ногу со временем и понимающих нужды России. Среди них и выходцы из народной среды: Меньшиков, семья Бровкиных, Федосей Скляев, Воробьев.
«Птенцы гнезда Петрова», люди энергичные, воспитанные Петром, противопоставлены старому московскому боярству — Буйносову, Лыкову и другим, изображенным Толстым с иронией. Боярство внешне смирилось, но продолжало ненавидеть Петра и его нововведения.
Во второй книге с еще большей силой звучит мотив социального протеста народа. Раздражение звучит и в разговоре в кабаке на Варварке, и в поведении мужиков, в их недобрых взглядах, в выкриках, в открытой ненависти крестьян к помещикам и боярам.
А. Толстой показывает глухо бурлящий в народе протест, который должен был вылиться в восстание на Дону под предводительством Булавина. Чтобы жить «по воле, а не по указу государеву», люди бегут в леса. Движение раскольников является одной из форм протеста против усилившегося гнета в период правления Петра. В устье Невы заложен город-крепость. До желанного моря теперь отсюда — рукой подать; началось преобразование армии для решительной победы над шведами и возвращения «исконно русских земель» — Юрьева и Нарвы.
Третья книга романа посвящена борьбе за эти города. «Третья книга — писал сам Толстой, — самая главная часть романа о Петре, она относится к наиболее интересному периоду жизни Петра. В ней будет показана законодательная деятельность Петра, его новаторство в области изменений уклада русской жизни, поездки царя за границу, его окружение... В третьей части будут даны картины не только русской жизни, но и Запада того времени — Франции, Польши, Голландии. Все основные задачи, которые я ставил, приступая к роману, будут осуществлены в этой части».
Третья книга, как и вторая, начинается с описания Москвы. Прошло не так многовремени, но перед нами другой, обновленный город.
Отправить на email или скачать Сочинение на тему Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»» можно с помощью кнопок
ниже.
Похожие сочинения