Сочинение на тему Бессмертная любовь
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему Бессмертная любовь.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! «Цикл Людмилы Петрушевской «Бессмертная любовь» включает рассказы разных лет, объединенные одним типом повествователя ЭУО преимущественно монологи молодых женщин как об отдельных эпизодах своей жизни, так и о чужих судьбах, тоже чаще всего женских.
Интересно, что у героини почти каждого рассказа этого цикла есть какая-то одна особая черта — внешняя или внутренняя, которая определяет своеобразие каждой «женской истории». Таким образом, в «Бессмертной любви» создается своеобразная галерея обобщенных женских типов, универсальных моделей поведения женщины в конкретных жизненных ситуациях.
Первое произведение цикла носит название «Рассказчица», которое создает образ, наиболее типичный для всего творчества Л. Петрушесской, и рпределяет тональность не только этой, по и последующих историй — доверительный монолог.
Так, Галя («Рассказчица») полностью открыта людям. Эта девушка еще не научилась скрывать от них свои чувства и выбирать «правильные» темы для разговоров. При этом она «совершенно не дорожит тем, что другие скрывают или, наоборот, рассказывают с горечью, с жалостью к себе, со сдержанной печалью». Напротив, героиня «с видом полнейшего равнодушия выкладывает ьсе, что у нее есть за душой».
С другой стороны, Галя, как и большинство героинь Л. Петрушевской, находится в постоянном процессе общения, ведет непрекращающийся внешний или внутренний диглог со всем миром и отдельными людьми. Именно поэтому с ней «можно было не начинать расспросы с самого начала, а просто продолжить с того момента, на котором предыдущий раз остановились».
Любвеобильная Вера («Приключения Веры») «потеряла вкус к жизни в свои двадцать лет» и «чувствовала себя глубокой старухой», не умея отличить расположение людей от настоящей любви. Ее жизнь изображается как цепочка любовных историй, пугающая родных и коллег.
Однако и Галя, и Вера представлены как уже вполне сформированные личности.
Обе героини испытывают одиночество в мире непонимания и равнодушия.
При этом ни повествователь, ни сам автор не выражают надежды на то, что их персонажи изменятся и «примут правила игры» этого мира, что Галя перестанет делать свою личную жизнь темой всеобщего обсуждения, а Вера найдет настоящую любовь.
В этом цикле рассказов писательница показывает человека в кругу жизненных обстоятельств, повседневных ситуаций и бытовых деталей.
Интересно, что характеры персонажей «Бессмертной любви» раскрываются не через поступки, а через внешние условия существования, потому что «только обстоятельства жизни и проясняют для окружающих личность того или иного человека, и каждое обстоятельство проясняет, освещает эту личность каждый раз с другой стороны» («Стена»).
Например, героиня рассказа «Две души»'прибегает к косметике и носит черно-золотые шелковые платья для создания видимости жизни «как у всех» после смерти мужа. Кларисса, которая в школе «не вызывала ни в ком не то что восхищения, но и малейшего интереса», обнаруживает чувство собственного достоинства только в эпизоде драки с одноклассником «за слово, показавшееся ей оскорбительным» («История Клариссы»).
Через весь цикл проходит идея замкнутости человека в мире повседневности.
Наиболее яркое описание этого состояния — через многочисленные перечисления и уточнения без знаков препинания — находим в рассказе «Сон и пробуждение»: «Весь быт тут. Здесь чашка ложка тарелка заварка в стакане. Чайник сковородка чемодан вешалка на гвозде, закутанная плахтой, присланной из дома, тонким покрывалом. Лампочка абажура из обложки журнала просвечивает сквозь красное, на окне кефир и банка с остатками сметаны, как будто со старыми белилами. За окном висит в авоське нечто в бумаге. Все».
В связи с этим в «Бессмертной любви» возникает и по-разному варьируется символический образ круга, тоже типичный для художественного мира Л. Пет-рушевской (повесть «Свой круг» и др.).
Это и образ, символизирующий ощущение тоски и одиночества, слабости человека перед лицом судьбы, неотвратимости того, что он «все равно будет умирать» («Вот вам и хлопоты»).
В рассказе «Юность» показан типичный путь героини по этому замкнутому кругу судьбы. Сначала Нина «безудержно пользовалась дарами своей юности и расхищала их без какой бы то ни было мысли о будущем». Затем она «стала жить, не привлекая внимания», и «постепенно превратилась в обычнейшую женщину с каким-то своим бытом одиночки».
Петрушевская показывает различные типы «бегства» от подобного существования: сон («Страна»); сумасшествие («Пропуск», «Бессмертная любовь»); уход в себя, отчуждение от людей («Стена»); ложь или уход в мир фантазий («Скрипка», «Смотровая площадка»).
При этом Лене из рассказа «Скрипка», которая «врала безудержно», все сочувствуют и помогают. Все прощается и Артемиде из «Смотровой площадки», потому что «здесь мог быть один только смех и недоумение». В то же время Галю («Рассказчица») и Веру («Приключения Веры») с их предельной откровенностью и естественностью поведения не понимает никто. Напротив, их избегают, над ними смеются.
Объяснением подобного положения вещей, очевидно, служит то, что ложь понимается людьми лучше, чем искренность и обнажение чувств. В финале рассказа «Милая дама» образно показано обесценивание человеческих чувств в круговороте повседневности: «А затем пришла машина, заказанная ранее, и все кончилось, и исчезла проблема слишком позднего появления на земле ее и слишком раннего его — и все исчезло, пропало в круговороте звезд, словно шь чего и не было».
Во многих рассказах цикла проводится также . мысль о том, что полная откровенность не сближает людей, а даже еще больше отталкивает, отчуждает, разъединяет.
Подобно тому, как в рассказе «Случай Богородицы» строятся отношения сына и матери, которая «не щадила» его, рассказывая о самых интимных переживаниях и событиях своей жизни, создаются и отношения читателя с многочисленными повествователями и самим автором.
Через весь цикл Петрушевской проходит идея о том, что в нашей жизни нет ничего сокровенного, тайного, что все становится известно людям. Особенно ярко это можно наблюдать на примере рассказа «Скрипка», в котором всем пациентам и персоналу больницы становятся известны драматические обстоятельства жизни героини.
Таким образом, в «Бессмертной любви» появляется образ всезнающего и всевидящего рассказчика, потому что «от людей никогда и ничто не бывает скрыто, все так или иначе просачивается сквозь стены домов и даже сквозь поры и череп одного, отдельно взятого человека» («Две души»). «Именно до конца хочет все знать человек» («Смотровая площадка»).
Эта идея определяет содержание всех рассказов цикла: история о человеке с точки зрения его самого. Чувства главного героя становятся предметом стороннего наблюдения остальных персонажей и подробного описания рассказчиком.
Представляет интерес и композиционное построение рассказов в «Бессмертной любви». В большинстве из них создается иллюзия «продолжения начатого разговора»: как будто читатель уже давно знает основную фабулу и осталось сообщить ему только некоторые детали, подробности. Именно поэтому в произведениях Петрушевской часто отсутствует классическое вступление. Тем самым достигается эффект полного погружения читателя в жизненные обстоятельства и личные проблемы персонажей.
Еще одна особенность рассказов этого цикла, как и всего творчества Л. Петрушевской, — обрывочность, фрагментарность повествования.
Ярким примером этого может служить рассказ «Козел Ваня», в котором подробно излагается история семьи писателя, сообщается о жизни его родственников. При этом не изображаются обстоятельства собственной жизни героя и не объясняются причины настоящего положения дел его семьи.
В «Приключениях Веры» также наблюдается замена причинно-следственной связи внешними обстоятельствами очередной влюбленности героини. Одновременно с этим никак не объясняются причины ее разрывов со своими избранниками.
Аналогичным образом строится и рассказ «Маня», в котором приводится подробное описание развития отношений девушки со своим коллегой Юрой без раскрытия причин его женитьбы совсем на другой женщине.
Подобный прием не только иллюстрирует абсурдность этого мира и невозможность понимания его законов, но и отражает состояние души героев Петру-шевской. Это состояние определяется как «крах, темнота и запустение» («Горькие слезы»); «мрак и запустение», когда каждый «погребен в своей яме» (« Бессмертная любовь »).
Своеобразен и язык прозы Л. Петрушевской, что ярко отражено в рассказах этого цикла. Так, многие произведения «Бессмертной любви» можно обозначить как сумбурный монолог, скомканная нервная речь, сбивчивая скороговорка. Так создается эффект «естественной» речи, как бы «подслушанной» автором.
Особенно показателен в этом отношении рассказ «Маня», в котором мы наблюдаем небрежность стиля, обилие просторечных слов и разговорных оборотов («короче говоря», «начать с того»), многократные повторы. Это проявляется, например, в описании характера главной героини: «...о Мане говорили, что странно, что мимо такой хорошей девушки проходят; что это общепринятый факт, что Маня действительно очень хороший и любимый в отделе человек, что, пожалуй, что по трезвом размышлении, действительно лучше женщины нет».
Таким образом, цикл рассказов «Бессмертная любовь» отражает основные особенности творчества Л. Петрушевской.
Отправить на email или скачать Сочинение на тему Бессмертная любовь можно с помощью кнопок
ниже.