«Кто заключил в себе талант, тот чище должен быть душою…»
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать «Кто заключил в себе талант, тот чище должен быть душою…».
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Это лирическое размышление Н. В. Гоголя принадлежит страницам повести «Портрет», переписанной для цикла «Петербургских повестей». Произведение писателя было подвергнуто множеству негативных отзывов, причиной которых становились и чрезмерная детализация сюжета, и сухость аллегорий, и «неуместная» фантастическая составляющая.
В.
Г. Белинский писал: «"Портрет" есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом, падении остается талантом. Но вторая ее часть решительно ничего не стоит; в ней совсем не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия».
«Нет, такое исполнение повести не сделало бы особенной чести самому незначительному дарованию» – гласил отзыв неизвестного автора в «Отечественных записках».
Тем не менее, многие критики увидели в повести «Портрет» поражающее, почти что библейское, пророчество Н. В. Гоголя. Несомненно, то, что он описывал не единичную судьбу художника, но портрет всего современного общества и художника, как его часть. Но можно ли считать это и портретом искусства и души самого писателя? И если да, видел ли Н. В. Гоголь себя поэтом – пророком, подобно А. С. Пушкину, и какова была его душа?
По мнению Н. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
В. Гоголя, гений с чистой душой зачастую остается не признанным и не понятым. Это происходит оттого, что взгляд ординарного человека проскальзывает сквозь кристалл его души, не примечая граней. Как только появляются пятна, следы земного существования, он становится осязаемым для окружающих, и они принимают гения за «своего».
Этот процесс можно считать практически не обратимым, фатальным, так как, единожды узнавши вкус мирской славы, человек погружается в омут с головой. Именно это и погубило героя повести, художника Чарткова, некогда благоговеющего перед божественным искусством Микеланджело, и, в последствие, изменивший чистоте самого искусства, солгав и предав бесцветной девице облик Психеи. Художник раскрыл для себя людское стремление к отвержению неприглядной нагой правды, и его кистью управляет уже не «провидение», а алчность и тщеславие.
Темные пятна на душе гения не позволяют пробиться наружу ее созидательному свету. Творец теряет свое первоначальное божественное предназначение – быть светочем в темноте, и подобно Данко, вывести людей из дремучего леса. Художник дожжен отображать все реалии действительности, только тогда его искусство будет познавательным, а значит, истинным.
Вышеперечисленное позволяет нам утверждать, что Н. В. Гоголя бесспорно можно назвать художником – пророком. Он неуклонно изображал действительность в ее истинных красках: блеклую и серую, иссиня-черную, как непроглядная тьма, кроваво красную или белую, как вечная петербургская зима. Он не боялся реальности и не боялся «отпугнуть» ею своего реципиента (достаточно вспомнить хотя бы такие произведения, как «Ревизор», «Мертвые души», «Невский проспект»).
Душа Н. В. Гоголя осталась чистой и не запятнанной благодаря тому, что он осознавал и всегда помнил о высшем предназначении творца. Откровение писателя сохранилось не только в его произведениях, но и в составленных им пред смертью публицистическом сборнике «Выбранные места из переписки с друзьями».
Тема предназначения искусства и художника, как его проводника, широко раскрывается не только в произведениях Н. В. Гоголя («Портрет», «Шинель»1, «Невский проспект»2) и его последователей («Неточка Незванова» Ф. М. Достоевского), но и на примере жизни самого писателя, сберегшего чистоту своей души.
1. Герой повести «Шинель», Акакий Акакиевич Башмачкин, также заключал в себе талант, пусть и выражавшийся в каллиграфическом почерке и чистописании. Но его стремление сблизиться с окружением, а именно получить статус в глазах своих коллег, запятнало душу и привело к истощению ее сил.
2. Второстепенную героиню повести «Невский проспект», куртизанку, полюбившуюся Пискареву, можно назвать произведением искусства. Но род ее занятий, ее низость, аморальность и нравственное разложение превратили ее красоту из воплощения идеала в смертельное оружие, ставшее роковым для влюбленного молодого человека.
Полезный материал по теме: