Тема в литературе определение
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Тема в литературе определение.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Тема (от греч. thema - то, что положено в основу). Слова "тема" в «Словаре Академии Российской, по азбучному порядку расположенном» (Т. 6. СПб, 1822) - нет. Но зато Пушкин в «Евгении Онегине» рифмует тему как совершенно привычное слово (гл. VIII. строфа 23): «Перед хозяйкой легкий вздор/ Сверкал без глупого жеманства, / И прерывал его меж тем/ Разумный толк без пошлых тем... »
Слово "тема" употребляют, вдумываясь всегда в его смысл, многие наши писатели. Некрасов («Подражание Шиллеру») призывает поэта, овладевающего мастерством: «Форме дай щедрую дань/ Временем: важен в поэме/ Стиль, отвечающий теме». А П.Коган говорит о вдохновенном, но не вполне удачном стихотворном опыте своего героя из поэмы «Первая треть» так: «Едва ль он тему покорял -/ Скорее тема покоряла...
»
Пишет и современная критика о «владении темой и предметом». Тема - слово привычное, но она может обмануть читателя, когда у писателя нет «владения» ею. Она может быть серьезна, она может требовать особого стиля, ей отвечающего, но бывают, по Пушкину, и «пошлые темы», неразумные разговоры о них.
Тема - это, собственно, и есть предмет сочинения, предмет рассуждения, разговора: то, о чем говорится или пишется. Скажем, русская национальная жизнь начата XIX в. есть тема «Войны и мира», а приключения морских охотников - это, говоря в общем, тема романа Мэлвилла «Моби Дик». Общее представление о теме дают знакомые по критике обороты «произведение на рабочую тему» (ясно, что в нем говорится о жизни рабочих), «современная по теме повесть» (то есть изображены в ней, составили ее предмет наши дни). Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
С той или иной темой в художественную литературу входят люди разных эпох -от времен Троянской войны («Илиада», «Одиссея») до жизни американских индейцев (романы Ф.Купера) или строителей современного индустриального советского города («Протокол одного заседания» А.Гельмана). Она обеспечивает произведению интерес читателя обилием жизненного материала (уже одно такое богатство позволяет заговорить об «энциклопедии русской жизни», представленной в «Евгении Онегине»).
Тема, сам выбор которой есть нередко акт творчества и даже гражданской смелости (скажем, как жизнь "маленького человека" у Гоголя и Достоевского, обитателей "дна" у Горького), делает искусством то. что раньше считалось чуждым для изящной словесности. А с необычным героем приходят новый, свежий язык, новые конфликты, новые идеалы.
Как видно, тема в художественном произведении значит немало (возьмем хотя бы «Войну и мир». Как емки эти два слова из заглавия романа!). Но почему же тему надо «покорять»? Здесь бытового представления о теме, сколь это слово ни было бы издавна знакомо, уже недостаточно. Здесь надо знать слово как строгий термин в ряду других терминов.
Обратимся за некоторыми полезными сведениями к одному из наиболее «литературоведческих» произведений Пушкина - к «Египетским ночам». Разговор здесь идет о тайнах поэтического вдохновения, и наряду с «рифмой», «воплощением», «импровизацией», «эпиграммой», «строфой» здесь не раз (а точнее десять раз!) упоминается тема. Каким же образом?
Заезжий итальянец-импровизатор получает заказ от поэта Чарского: «Вот вам тема: поэт сам избирает предметы своих песен; толпа не имеет права управлять его вдохновением». И Чарский слышит: «...Таков поэт: как Аквилон, / Что хочет, то и носит он -/ Орлу подобно он летает/ И, не спросясь ни у кого, / Как Дездемона, избирает/ Кумир для сердца своего...»
Не чувствуется ли разница между темой как таковой, отвлеченно и сжато названной в заказе Чарского («поэт... избирает предметы... толпа не имеет права управлять...») и ее воплощением? То, что разница есть, показывают сами стихи, показывают яркие образы, мастерски находимые импровизатором.
Затем Чарский устраивает гостю вечер-концерт, и тот просит посетителей назначить несколько тем», чтобы тут же развить любую из них в стихотворение. Из пяти тем выбирают жребием любовь Клеопатры, покупаемую ценой жизни. И сразу же льются звучные, мощные стихи.
Но только лишь прочитано блестящее вступление, как именно тут «Египетские ночи» Пушкина обрываются.
Размышления над малой и даже незавершенной миниатюрой помогают разобраться в самом существенном. Чтобы понять место темы в художественной литературе и место этого понятия среди других понятий и терминов, зададим себе один простейший вопрос: почему нам досадно, что мы не до конца прослушали импровизацию? Ведь тема нам известна! Или почему мы сожалеем, что «Египетские ночи» - незавершенная вещь Пушкина?
Зная о чем заговорил импровизатор, зная тему, мы так и не узнаем, что хотел он об этом сказать. Чувствуя, что Чарский вступил с нищим чужеземцем в какие-то таинственно-братские отношения художника с художником (тема), мы так и не узнали, как эти отношения разовьются и каков их исход. Зная, что Пушкин был накануне блестящей поэмы «о Клеопатре» (тема), мы так и не прочитаем эту поэму до конца.
Эта разница между темой и ее решением крайне важна. Тема - значительная, но относительно пассивная сторона в творчестве. А вот проблема, поставленная на этой теме; а вот мастерство художественного воплощения - это те стороны творчества, в которых активность таланта сказывается наиболее наглядно. И мы ждем вслед за темой еще и проблемности произведения, еще и мастерства художника в развитии темы, в разрешении проблем.
Тему для импровизации - подсказывает Пушкин в «Египетских ночах» - художнику мог предложить каждый: и «секретарь неаполитанского посольства», и «два журналиста», и др. Но только художник мог извлечь из темы скрытые в ней возможности для мысли; только талантливый поэт облекал свои мысли в прекрасные стихи.
Вот почему, кроме убедительной, значимой темы, писателю для художественного успеха нужно еще многое. Недостаточно пышных имен «Клеопатра», царица «Тамара» - нужен еще и дар поэта-лирика, нравописателя, пейзажиста (как у Лермонтова в «Тамаре»). Недостаточно грандиозности событий 1812 г. (или экзотики Крымской либо Кавказской войн. Черное море, «горцы» и т.п.) - нужна глубокая народность, философская глубина авторского мышления, чтобы из-под пера вышло не «Кавалерист-девица», а «Война и мир» или «Хаджи-Мурат». Недостаточно, если выражаться терминами, самой и одной только темой -нужен сюжет, нужен конфликт, нужен и стиль, отвечающий ей. Все это и означает, что такое «темой покорять».
Полезный материал по теме: