Сравнительный анализ произведений Максима Горького и Петра Якубовича

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сравнительный анализ произведений Максима Горького и Петра Якубовича.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» » Сравнительный анализ произведений Максима Горького и Петра Якубовича

Творческие переклички М. Горького и П. Якубовича. Часть 1.


Сравнительный анализ произведений Максима Горького и Петра Якубовича.


Одним из источников, питавших романтический пафос поэзии М. Горького, была вольная русская поэзия второй половины 19 века и, в частности, революционная поэзия П. Ф. Якубовича (1860 – 1911). Выдающийся поэт передового лагеря русской революционно-демократической интеллигенции 80-90-х годов, политический узник царской каторги, Якубович принадлежал к типу поэтов-борцов в прямом значении этого слова. Политическое и художественное воздействие его поэзии и личности на современников бело огромно. Большевистская «Звезда» подчёркивала, что революционные идеи Якубовича «нашли сочувственный отклик в сердцах народа, а его поступки вдохновили не одного героя на борьбу, на подвиг».


В творчестве молодого Горького можно найти немало родственных Якубовичу образов и мотивов, близка и поэтическая лексика.


Эти переклички особенно заметны в таких произведениях, как «Песня о Соколе», «О Чиже, который лгал, и о Дятле – любителе истины», «Песня о Буревестнике». Исследователи не обращали внимание на эти совпадения, а между тем они весьма показательны для творческого развития писателя и становления его мировоззрения. Приведём некоторые примеры.


Жаворонок из юношеского стихотворения Якубовича «С песнею торжественной …» (1880) распевает песнь, полночную «гордых сил»: он «гимны пел прекрасные / Свету и теплу». Это не беззаботная песенка: он одновременно «посылал проклятия … ненависти, злу» и «Из страны, приниженной, \ От зорных дел, \ Звал он в страны дальние…». Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.


Его песня «гремит», приобретая характер призыва. Аналогичные мотивы найдём у Горького: Чиж поёт «красиво и мощно», в его песне слышны «гордые звуки», «звучные гимны солнцу», он осуждает «злых» сов и их «проклятья». При этом Чиж тоже зовёт «в страну счастья».


Тожественную песню жаворонка «свету и теплу» подслушивает природа: «Лес её подслушивал, \ Волны камыша …», песнь же Чижа «роща слушала и ощущала нечто хорошее и сильное, это ощущение наполняло её теплом и светом». Наконец, песнь жаворонка пробуждала «чувство непонятное», - порыв далёкие «чудные края». И от песни Чижа «все чувствовали, что в сердцах родилось страстное желание жизни и счастья».


Прекрасной песне жаворонка противопоставлена проза жизни: «Но с землёй ты скована \ Цепью роковой», - говорит поэт про мятущуюся душу. О роковой связи с землёй говорит и Дятел.


Жаворонок Якубовича – ближайший предок аналогичных горьковских образов, в том числе жаворонка-поэта в «Весенних мелодиях» (1901).


«Весенние мелодии» можно сопоставить со стихотворением «Весенний луч» (1886), написанным Якубовичем в Петропавловской крепости. Их сближает бодрый тон, проникнутый верой в скорое обновление всей жизни. Оба рисуют картину какой-то особой весны: все ждут коренных перемен в жизни, радуются, поют и страстно верят, что скоро «всё, всё должно перемениться». Строка эта используется в качестве рефрена Якубовичем. В произведениях совпадают не только общее настроение, но и отдельные детали.


Якубович: «Смеясь … промчался бог весны»; Горький: Солнце «улыбается в ясном небе улыбкой бога».


Якубович: «Уж цепи я сорвал у гремучего ручья»; Горький: «текли ручьи и пели»; торопливый «голос ручья».


Якубович: «И жаворонка песнь звенит среди небес»; Горький: «Спустился с неба жаворонок», он поёт «встречу света и свободы!».


Якубович: «Под окном, беспечен и шумлив, /Промчался птичек рой»; Горький: «За окном моей комнаты … говор серых птичек».


Якубович: «Все пели радостно… \ Всё, всё должно перемениться!. Пение птиц пробудило в душе узника таинственного певца, которых так же «Пропел желанную пророческую весть: \ Всё, всё должно перемениться». У Горького аналогичная по композиции концовка. Чижик «вдохновенно поёт» песню о Буревестнике, извещая о близких переменах. Но сама песня звучит уже в иных тонах. Жажда перемен сменяется революционным призывом: «то кричит пророк победы: «Пусть сильнее грянет буря!..».


Политические аллегории Якубовича, как художественное явление 80-х годов, были шагом вперёд в трактовке героической темы революционного народничества. Горький был певцом нового поколения, его поэтические аллегории овеяны предчувствием революционных битв пролетариата. Тем не менее художественный опыт Якубовича несомненно сыграл в появлении этих аллегорий свою роль.


Аллегорические новеллы В. Гаршина о героях, символизирующих трагическую гибель одинокой личности, одержимой порывом к идеалу, несли в себе зародыш пассивного самопожертвования («Сказка о жабе и розе», «Attalea princeps», «Красный цветок»). Аллегории Якубовича, полные внутренней силы, были антитезой не только пассивному гаршинскому аллегоризму, но и философским «видениям» тургеневских стихотворений («Два брата», «Природа», «Сфинкс»), беспросветному отчаянию «фантазий» К. Фофанова, в которых нарочитые ужасы группировались вокруг излюбленного образа гибели вселенной, а так же настроениям «сказок» Д. Мережковского.


В противоположность пессимистическому восприятию действительности и бегству от неё Якубович создаёт в период второй революционной ситуации аллегорические образы, насыщенные революционной символикой борьбы. Это образы мятежной стихии (бури, волн, моря) и вольных птиц – орла и сокола.


Образы стихий ещё с начала 19 века использовались в русской поэзии в качестве символов мятежности, они пронизывают вольную поэзию. В творчестве Якубовича тяготение к таким образам необычайно интенсивно; они обрели новую окраску, новое идейное звучание, и потому воспринимаются, как образы оригинальные, созданные именно этим поэтом. Образы моря, волн, вала, потока, шквала, бури, а так же грозы, грома, вихря, урагана стали героическими символами, отражающими титаническую борьбу героев «народной воли» с самодержавием. Этот героический настрой был близок Горькому.


Опорными словами в «Фантазии» (1884) Якубовича, а позже у Горького в «Песне о Буревестнике» явились море, ветер, молнии, буря, гром, волны, утёс, скалы и так далее, а так же особая группа образов, характеризующаяся революционный конфликт: ботва, борьба, сраженье, бой, мщенье, клич, победа.


Впервые в традиционную картину борьбы волн Якубович ввёл центральный образ вождя (Царевна – Свобода). Образы мятежной стихии у обоих поэтов – не фон, а главные участники действия: «Волна вслед за волною мчится \ С бурным плеском, с пламенным решеньем … / Вот одна ударилась – разбилась,/ Разлетелась в брызги огневые». Аналогичную картину встречаем у Горького: «Разбивая в пыль и брызги изумрудные громады» и так далее. Совпадают у Горького с Якубовичем эпитеты и метафоры, выражающие психологическое состояние (гордый, смелый, дикий, огненный, «гнев молний»; «буря страсти» - у Якубовича; «сила гнева, пламя страсти» - у Горького, и так далее).


Используя символический традиционный образ девятого вала, Якубович призывал из Трубецкого бастиона Петропавловской крепости верить в победу: «Ждите, братья, ждите с верой \ Побеждающей волны!» («Не за каждым всплеском моря …», 1884). Характерно, что аналогичным призывом ждать бури первоначально заканчивалась «Песня о Буревестнике»: «Ждите! Скоро грянет буря!», изменённым автором в печати на знаменитое «Пусть сильнее грянет буря!».


Образы бушующих волн, излюбленные Якубовичем, звучат всегда оптимистически. Погибло одно революционное поколение, но на смену ему идёт новое («Волна упала, прошумев …», 1898):


«И волны новые придут


На берег, сумраком повитый,


И жизни острые граниты


Усилий их не разобьют!»


Как мы уже отметили, наряду с образами мятежной природы у Якубовича значительное место занимают героические образы вольных птиц, подготовившие восприятие читателем революционной символики Горького. В юношеской поэме «Возмущение любви» (1883) образ вольной птицы дан романтически обобщённо:


«Весь мир меня давит, как злая темница:


Мне душно и тяжко! Я – дикая, вольная птица!»


Как промежуточное звено к созданию конкретного образа вольной птицы Якубович широко использует романтический образ крыльев: «Юность гордая, как крылья, / Смело мчит меня вперёд!»; «И, крылья за спиной, ощущая, летишь»; «Крылатая юность цветёт» и так далее.




Полезный материал по теме:
  1. Сравнительный анализ произведений Максима Горького и Петра Якубовича. Часть 2.
  2. Сравнительный анализ произведений Максима Горького и Петра Якубовича. Часть 4.
  3. Сравнительный анализ произведений Максима Горького и Петра Якубовича. Часть 3.
  4. Сравнительный анализ стихотворений А. Блока «Незнакомка» и «В ресторане»
  5. Сравнительный анализ стихотворений М. Ю.Лермонтова "Бородино» и «Валерик»


Сравнительный анализ произведений Максима Горького и Петра Якубовича Стр. 1
Сравнительный анализ произведений Максима Горького и Петра Якубовича
Другие
Стр. 1
Сравнительный анализ произведений Максима Горького и Петра Якубовича Стр. 2
Сравнительный анализ произведений Максима Горького и Петра Якубовича
Другие
Стр. 2
Сравнительный анализ произведений Максима Горького и Петра Якубовича Стр. 3
Сравнительный анализ произведений Максима Горького и Петра Якубовича
Другие
Стр. 3
Отправить на email или скачать Сравнительный анализ произведений Максима Горького и Петра Якубовича можно с помощью кнопок ниже.

Похожие сочинения