Развитие литературы Г. Р. Державин
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Развитие литературы Г. Р. Державин.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Сложная и бурная общественная жизнь, наполненная острыми классовыми столкновениями, воздействие революционных событий за границей обострили классовую борьбу и в литературе. Появляется много писателей из самых различных общественных слоев. Среди писателей этого времени мы видим и высшую знать, возглавляемую самой Екатериной II, и представителей среднего и мелкого дворянства, и мещан, и даже крепостных крестьян.
Классицизм в значительной степени видоизменяется, возникает новое направление в литературе и в искусстве — сентиментализм крепнут и развиваются начатки правдивого изображения действительности.
Показательно в этом отношении творчество одного из самых выдающихся поэтов XVIII века — Гавриила Романовича Державина (1743—1816).
Дворянин по происхождению, Державин был сыном своего класса и по своим убеждениям был защитником дворянской монархии.
Жизненный опыт Г.
Р. Державина был богат и разнообразен. Он начал свою службу рядовым солдатом, а закончил её министром. По своей служебной деятельности он соприкасался с жизнью разных слоев общества, от простого народа до придворных кругов. И этот богатый жизненный опыт широко отражён Державиным, человеком честным и прямым, в его творчестве.
Державин писал оды, посвященные и Екатерине II, и событиям придворной жизни; оды, прославлявшие победы русского оружия в XVIII веке, великих полководцев — Румянцева, Суворова; оды, воспевавшие природу.
В этих одах Державин во многом отошёл от правил классицизма. Так, например, в оде «Фелица» классицизм проявляется в зарисовке образа Екатерины II, наделённой всякими добродетелями, в стройности построения, в типичной для русской оды десятистрочной строфе. Но вопреки правилам классицизма, по которым нельзя было смешивать в одном произведении раз-Ные жанры, Державин здесь соединил оду с сатирой, резко противопоставив положительный образ царицы отрицательным образам её вельмож (Г. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Потёмкина, А. Орлова, П. Панина). При этом вельможи были так правдиво зарисованы, так: были подчёркнуты характерные для каждого из них черты, что современники, в том числе и Екатерина, сразу же узнали в них определённых лиц.
Большим новшеством было введение в оду личности самого автора, с его характером, взглядами, привычками. Под пером Державина ода приближалась к произведению, правдиво и просто изображавшему действительность.
Нарушал строгие правила классицизма и язык, , которым написана эта ода. Державин отверг установившуюся в литературе со времён Ломоносова теорию трёх стилей. Для оды полагался высокий стиль, а у Державина наряду с торжественно и величаво звучащими стихами стоят совсем простые («Дурачества сквозь пальцы видишь. Лишь зла не терпишь одного»), и даже встречаются строки «низкого штиля»: «И сажей не марают рож».
В оде «Фелица» лёгкий и звучный стих приближается к шутливо-разговорной речи, которая так отличается от торжественно-величавой речи од Ломоносова.
Ближе к Ломоносову стоит Державин в своих одах, посвященных прославлению побед, одержанных русскими войсками. Здесь речь поэта приобретает торжественно-приподнятые тона, применяются чрезмерно преувеличивающие эпитеты, сравнения и метафоры. Державин прославляет выдающихся полководцев своего времени — Репнина, Румянцева, Суворова, особенно последнего. Но главным героем его победно-патриотических од является русский солдат, русский народ. С патриотическим воодушевлением говорит Державин о героизме и стойкости русского солдата, о непобедимости России.
Русский народ в изображении Державина — не захватчик чужих земель, а защитник своей родины и освободитель порабощённых Наполеоном народов Европы. В оде «На переход Альпийских гор» поэт, обращаясь к народам Западной Европы, говорит:
Воюет Росс за обще благо, За свой, за ваш, за всех покой.
Державин не только воспевал то, что, по его мнению, укрепляло государство, но и обличал придворно-вельможную знать, которая «несчастных голосу не внемлет». С удивительной прямотой и резкостью он высмеивает вельмож, которые кичатся своим высоким положением, не имея никаких заслуг перед страной:
Осёл останется ослом, Хотя осыпь его звездами, Где должно действовать умом, Он только хлопает ушами.
(«Вельможа».)
В оде «Властителям и судиям» Державин рисует свой идеал государственного деятеля:
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Забота Державина об общественном благе, его смелое обличение несправедливости, стремление к жизненной правде в изображении человека и русской действительности — эти сильные стороны его поэзии — оказали влияние на дальнейшее развитие русской литературы, они-то и привлекли к нему внимание и декабриста Рылеева, и Пушкина.
Сам Державин в оде «Памятник», провозглашая своё право на историческое бессмертие, указывает, что он первый в одах заговорил «забавным русским слогом» — лёгкой, простой, полушутливой разговорной речью. Считает он своей заслугой и то, что «дерзнул... истину царям с улыбкой говорить».
Полезный материал по теме: