Композиция и художественные особенности повести о нашествии Батыя на Рязань
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Композиция и художественные особенности повести о нашествии Батыя на Рязань.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Повесть состоит из четырёх рассказов:
1) о приходе Батыя к границе Рязанского княжества и посольстве к нему князя Фёдора;
2) о битве рязанцев с Батыем;
3) о Евпатий Коловрате;
4) о возвращении князя Ингваря Ингваревича из Чернигова в Рязань, о похоронах убитых и о восстановлении им Рязанской земли.
События излагаются во временной последовательности, прерываясь лишь одной вставкой — рассказом о Евпатий Коловрате. Важно отметить, что производящий тяжёлое впечатление рассказ об опустошении Рязанской земли оканчивается светлой картиной: Рязань не была окончательно уничтожена, рязанцы вновь отстроили её. Такой конец звучит ободряюще и говорит о том, что нельзя подавить силы русского народа.
События излагаются в повести кратко, но очень выразительно. Так, например, когда рязанцы услышали о гибели посольства князя Фёдора, то, говорит автор, «плакал весь город много часов». II это краткое замечание автора действует на читателя сильнее, чем длинное, подробное описание, В «Повести» много задушевности: при передаче обращения КНЯЗЯ Юрия к дружине, при характеристике дружины, в описаниях опустошения Рязани.
Многие образы взяты из устной народной ПОЭЗИИ или родственны ей.
Таково, например, обращение князя Юрия к дружине: «дружина ласковая, узорочье и воспитание рязанское»; таково сравнение битвы с пиром, где воины «пьют смертную чашу», бьются так, что «земля стонет». Особенно много образов из народной поэзии вошло в рассказ о Евпатий Коловрате: бой малой дружины с несметной силой татар, разговор раненых дружинников Евпатия с Батыем, поединок Евпатия с Хостоврулом, изображение Евпатия в образе былинного богатыря, сожаление Батыя, что нет у него таких богатырей, как Евпатий, В языке повести местами чувствуется ритм, свойственный былинному стиху. Так, например, ритмически построен ответ дружинников Евпатия Батыю.
Находим здесь и отдельные выражения и образы, которые обычно встречаются в древнерусских воинских повестях: татары стали, как пьяные (шатаются от ударов неожиданно напавших на них русских, как пьяные); Евпатий и его дружина, когда их мечи притупились, берут мечи противника и ими секут врагов.
Призыв к защите Русской земли от врагов, звучащий в повести, восхваление воинской доблести, героизма и патриотизма русских людей, правдивое и художественное изображение народной борьбы против захватчиков—всё это делает повесть подлинно народным произведением.
Полезный материал по теме: