Образ Пугачева в творчестве С.А.Есенина
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Образ Пугачева в творчестве С.А.Есенина.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Отношение к образу вождя крестьянского восстания 1773-1774 г., Емельяна Пугачева, с самого начала его злосчастной славы было противоречивым. Крестьяне и трудовые казаки видели в нем «царя батюшку», «богатыря» и «доброго молодца», в то время как екатерининские вельможи не желали даже слышать имени яицкого казака, называя его «известным вором, злодеем и самозванцем». Потому, трудясь над поэмой «Пугачев», Сергей Александрович Есенин старался отразить волнения и мысли народа, обратив свой взор не на русских офицеров, как это сделал А.С.Пушкин, а на бунтарей и заговорщиков.
Но много ли общего у есенинского образа Пугачева и народного обличия Емельяна?
С самого начала драматического произведения «Пугачев» читатель понимает: бунт обречен. В ярком и печальном имажинизме, в тяжелом, беспрерывно тянущемся, но одновременно и «кричащем» ритме поэмы угадывается безнадежность, тоска и неизбежность финала, предреченного судьбой. Есенин не питает читателя бесплодными надеждами, не оставляя шанса на успех восстания. Схожие мотивы звучат и в народном творчестве, отражающем то тягостное душевное состояние сподвижников бунтаря, осознававших всю несбыточность его замысла. В народной песне «Ты звезда ли моя, да моя звездочка…» этот смысл заложен в следующих строках, повествующих о неизбежном падении самозванца:
Ты звезда ли, моя... Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
да моя звездочка,
Высоко, звезда, да ты восходила, –
Выше леса, выше тёмного,
Выше садика зелёного,
Становилась та звёздочка,
Над воротами решётчатыми.
Как во темнице, во тюремище,
Сидел добрый молодец,
Добрый молодец Емельян Пугачёв!
Заключенному вождю никогда не больше не парить «выше леса, выше тёмного, выше садика зелёного…».
В стремлении придать своему произведению большую динамичность, Сергей Александрович окружает Емельяна чехардой новых лиц, как врагов, так и товарищей. Ни один персонаж не встречается в поэме дважды, навсегда покидая строки поэта. Эта особенность повествования наталкивает читателя на мысль о целеустремленности и хладнокровии, с которым Пугачев перешагивает через тела убитых и обреченных, не оборачиваясь назад. К тому же, наличие лишь одного главного действующего лица, чья история все время находится в центре событий, говорит нам о подчеркнутом одиночестве Емельяна. В конце произведения, как и в начале, Емельян вновь остается один. Рефрены «Вы с ума сошли!» и «Что случилось?» – верные признаки обнаруженной нами замкнутости сюжета.
В народном творчестве одиночество и отчасти безжалостность мятежника практически не отражены, уступая место сочувствию и скорби по народному избраннику. В творчестве же Есенина появление таких деталей образа Пугачева объяснимо, т.к. сам поэт разочаровался в идее праведного бунта, светлой революции. И если образ Емельяна Пугачева в народе не омрачился со временем, то в поэме Сергея Александровича Есенина Пугачев – не личность, а человеческое воплощение бунта, бессмысленного и беспощадного.
Полезный материал по теме: