«Мне на плечи кидается век-волкодав» (Образ времени в поэзии С.Есенина)
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать «Мне на плечи кидается век-волкодав» (Образ времени в поэзии С.Есенина).
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Главной особенностью России на рубеже 19 и 20 века было полное изменение духовных ценностей в обществе, сопровождаемое попытками людей найти свое место не только в жизни, но и в искусстве. Благодаря стремительному развитию и усовершенствованию культурного и философского начала, протекающего на фоне бурных политических и социальных потрясений, в России зародилось такое явление как «Серебряный век».
Новые поэты всерьез задумались о человеческой душе, в отличии даже от поэтов 19-го века, изучавших так называемые «социальные болезни».
Яркое желание обращения к внутренним проблемам людей стало причиной того, что поэты Серебряного века начали наиболее глубоко чувствовать проблемы времени. Каждая перемена в обществе, каждое потрясение и конфликт затрагивали писателей, потому что именно они могли ощущать всё это так остро, как не мог никто другой. Однако каждый из них по-разному интерпретировал эти явления, из-за чего поэты в России начали создавать и объединяться в различные группы, модернистские направления и течения, отличающиеся друг друга способом выражения своего слова, жанрами, идеологией и многим другим.
Время в разной степени влияло на всех русских поэтов Серебряного века, и Сергей Есенин не стал исключением. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Более того, Есенин стал символом национальной культуры своего века. Несмотря на то, что тогда в литературных кругах было безмерное количество талантливых поэтов, существенно повлиявших на русскую культуру, именно Есенин стал выразителем национального сознания, благодаря тому, что, как выразится сам поэт, «с детства нравиться я понимал».
Начал свой путь молодой Есенин с новокрестьянской лирики, в которой выразил архетип Святой Руси, а также показал не только круговорот крестьянской жизни, но и духовные идеалы русского народа. Лирический герой, представленный поэтом в сборнике «Радуница» - это странник, привязанный корнями к крестьянскому дому, но при этом не зависимый от него, а наоборот, вечно странствующий. В представлении Есенина Святая Русь – то есть русская деревня – есть не что иное, как Земной рай, поэтому тема любви к Родине является одной из ведущих в раннем творчестве поэта. Наиболее ярко она представлена в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная!», в последней строфе которого лирический герой в ответ на слова «Кинь ты Русь, живи в раю!» восторженно говорит о том, что рая не может быть для него, если не будет его Родины. Также доказывает мысль о том, что крестьянская деревня – это рай, цветопись и звукопись сборника. Поэт показывает целостную картину мира, наполненного различными оттенками красок и озвученного естественными звуками, в котором основой является единство природного мира с человеческим.
Пока это было возможно, Есенин максимально гармонично ощущал себя в том времени, но русская деревня не могла существовать вечно, и он сам осознавал это. После событий 1917 года поэтом было написано много поэм, таких как «Преображение», «Иорданская голубица», «Инония», «Пантакратор» и другие, отличительными чертами которых были дерзость и бунтарство Есенина:
Не устрашуся гибели,
Ни копий, ни стрел дождей, -
Так говорил по Библии
Пророк Есенин Сергей. («Инония»)
В 1920 поэт напишет поэму «Сорокоуст», в котором объективно показаны события, происходящие в России, в том числе и гибель русской деревни, настолько близкой поэту. Само название стихотворения очень значимо, потому что сорокоуст – это молитвы, читаемые по усопшему спустя 40 дней после его смерти, поэтому такое название символизирует окончательную победу «железного века» над деревенской Россией:
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Наблюдая за стремительным изменением уклада жизни, Есенин пишет такие стихотворения как «Сторона ль ты моя, сторона!..», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мир таинственный, мир мой древний!». Поэт переживает глубокий душевный кризис, и единственный способ отвлечься от чуждой ему реальности он находит в кабаке.
В «Москве кабацкой» мы видим героя, которого «эта прямая дорога» привела прямо к мутным окнам кабака, заменившим его жизнь. В жизни этой нет ни настоящей любви, поскольку она продажная, ни дружбы – их заменили собутыльники.
В таком состоянии Есенин в 1922 году отправляется за границу со своей женой. Даже находясь вдалеке от Родины, волнения и тоска о России не оставляют поэта, поэтому он, с уже обновленным мировоззрением и восстановленными силами возвращается домой, в ожидании, что все будут ему рады. Но всё вышло совершенно наоборот: Есенин видел, что он больше не нужен своей стране, и это привело к полному разочарованию поэта. В это время им были написаны такие стихотворения как, «Русь бесприютная», «Русь уходящая», «Русь советская». В «Возвращении на Родину» отчетливо виден мотив неузнаваемости: поэт не узнаёт свои родные места, но и они не узнают его:
Отцовский дом
Не мог я распознать:
Приметный клен уж под окном не машет,
И на крылечке не сидит уж мать,
Кормя цыплят крупитчатою кашей.
Новая жизнь будто другая, чужая; ощущение отторжености от Родины чрезвычайно болезненно для Есенина, который не без оснований считал себя певцом страны.
В самом конце его творческого пути, поэтом была написана поэма «Чёрный человек», отражающая все чувства поэта: мучительная боль, гнев, ненависть, страх, которые он хотел заглушить алкоголем. Основная идея поэмы заключается в том, что в душе каждого человека живет этот самый «черный человек», второе «я». Каждый день своей жизни Есенин пытался бороться с ним, старательно спрятать ото всех, в том числе и от себя, но эти попытки были бесполезны – от себя не убежишь.
Анализируя жизнь Сергея Есенина, можно сказать, что его путь от «Радуницы» до «Чёрного человека» - это путь настоящего саморазрушения, на которое, безусловно, в большей степени повлияло время. Поэт всегда ощущал перемены в России и остро реагировал не только на происходящие события, в корне меняющие прежний мир, но и то, кем он являлся в своей стране.
Полезный материал по теме: