О Скандинавской сказке часть 1
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать О Скандинавской сказке часть 1.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Cказка ли «Шагреневая кожа» Бальзака? Сказка ли «Портрет Дориана Грея» Уайльда? Сказка ли «Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда» Стивенсона? Нет. Чудо, поражающее читателя в этих произведениях, сюжетно связано с реальной жизнью. Оно врезано в подлинные обстоятельства, оно связано с отношениями между героями, и эти сложные психологические отношения деятельно участвуют в создании общественной сцены, на которой происходит действие.
Смысл этого жанра, впервые созданного гениальным «открывателем жанров» Эдгаром По,— в необыкновенности чуда, в его особливости, в его фантастичности — поэтической или философской.
Ничего похожего нет в сказке, где чудесное существует как воздух, которым дышат ее герои. Перед нами очень странный, в сущности, мир, в котором господствует превращение. Уже и этой одной черты достаточно, чтобы увидеть всю глубину пропасти между сказкой и реалистической прозой. Герой сказки не ограничен, не связан пределами подлинного мира. Действие происходит в обстоятельствах, для которых вполне достаточно понятия «умный и глупый», «смелый и трусливый», «добрый и злой».
Характеры не развиваются, а преображаются, когда это нужно для движения сюжета. Возможное и невозможное совмещаются или перекрещиваются в сказке, не противореча друг другу. Над людьми и событиями господствует неназванная, но магическая, всеобъемлющая сила судьбы. Она-то и диктует обстоятельства, сопровождающие поступки героев. Она-то и заставляет «преображаться» под влиянием причин, не требующих психологических мотивировок.
На первый взгляд кажется, что можно разделить скандинавские сказки на авантюрные, бытовые, волшебные — в мировой фольклористике, присоединяющей к этим трем группам сказки о животных, принята (с оговорками) именно такая классификация. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Однако вполне достаточно внимательного чтения, чтобы убедиться в ее приблизительности. И сущность дела заключается не в том, что отдельные мотивы легко переходят из одного жанра в другой. Объединяющие черты лежат в другой плоскости.
Их-то как раз, пожалуй, можно определить, хотя и они нуждаются в уточнении, В данном случае важно другое: рассказывая о них, можно как бы «представить» читателю скандинавские сказки, такие похожие и такие непохожие на сказки других народов. Вот эти черты:
1. Подчеркнуто в внеисторическое время и пространство, оставляющее за скобками этапы истории реального мира.
2. Расстояние между человеком и волшебными персонажами — феями, троллями, скессами, привидениями и т. д.
3. Конструктивное сходство, рефрены, традиционные концы и начала.
4. Близость к понятию «случай», «происшествие», «быль».
— Откуда ты, прекрасная незнакомка?—спрашивает принц Кари Замарашку, когда она в прекрасном платье появляется в церкви.
— Из Мытой-Перемытой страны,— отвечает Кари.
— Откуда ты, прекрасная незнакомка? спрашивает он, через несколько дней она снова появляется в церкви.
— Из Страны Чистых Полотенец,—отвечает Кари.
В третий раз на такой же вопрос она отвечает:
— Из Страны Золотых Гребней.
И принц начинает бродить по всему свету, разыскивая ее в стране Золотых Гребней (Норвегия).
Все эти фантастические страны — конкретны, однако лишь в том условном которое связано с тем или другим мотивом сказки. Сперва Кари в образе грязной замарашки приносит принцу полотенце и, когда он рвет его на куски, является снова в образе прекрасной незнакомки. Вот откуда возникает представление сперва о «Стране Чистых Полотенец», а потом (ситуация повторяется) — о «Стране Золотых Гребней».
В другой, датской, сказке девушка живет в замке «к югу от солнца, к востоку от месяца, посереди ветра» — пожалуй, трудно придумать более определенное — именно вследствие своей полной неопределенности — место действия не только датских, но и норвежских и шведских сказок. Жених проводит «единый миг» в царствии небесном, а когда он возвращается на землю, оказывается, что прошло сто лет. Это «царство небесное» изображено как страна изобилия, без малейшего намерения внушить религиозное чувство. Это—«тридесятое царство, тридевятое государство» русских сказок,— которое при всем желании нельзя показать на географической карте.
Естественно, что ни рассказчику, ни слушателю не приходит в голову задуматься над историей подобном страны. Более того, для подавляющего большинства сказок характерна эга подчеркнутая внеисторичность. Самое понятие истории как действительности в ее развитии противоречит понятию беспредельно далекой от действительности сказки. Они дышат природой, они выросли среди лесов, рек, озер и долин, но природа в них как бы не существует. Подлинное географическое название, на первый взгляд, выглядело бы в них как реальный предмет, как стул или стол, вставленный в полотно киноэкрана. Не говорю уже о том, что самая сказочная атмосфера с ее превращениями, с ее естественностью чудес с ее символикой сопротивляется подлинности исторических дат и географических названий. Это кажется почти законом. Но что делать с исландскими сказками, которые по-видимому, отменяют этот закон?
«В сочельник все обычно уезжали в церковь» — это из сказки «Хильдур - королева аульвов». «...Жила когда-то в Гнюпверьяхреппе на хуторе одна богатая чета» - так начинается другая сказка. Там же упоминается Скаульхольт — точное географическое понятие епископата. В сказке «Гедливёр» обозначены «последние годы папства» — стало быть, обозначены исторически точные даты. Несколько сказок посвящены Сэмунду Мудрому (1056—1133), и в их числе «Школа Чернокнижия», в которой, кстати сказать, появляется — может быть, впервые — мотив «человека без тени».
Герои исландских сказок отнюдь не люди без рода и племени, не герои вообще, не сказочно-декоративные персонажи. Дьякон — родом из Миркау, Сольвейг — из Миклабай-яра, Грим — из Западных Фьордов, причем указывается родина не только людей, но и привидений, аульвов, чертей и скесс. В сказке «Камень Скессы», которая начинается: «По соседству с Церковным хутором, что находится в Хроуартунге»—скесса превращается камень, и добросовестный рассказчик указывает даже и местопребывание камня.
В то время как рассказчик датских, норвежских, шведских сказок уводит слушателя в далекий, свободный от любых логических мотивировок волшебный мир, исландцы как бы решили перенести этот мир на свою суровую землю, в свои хутора, в свои амбары и овины и для большей достоверности найти для него место во времени и пространстве.
В любой сказке перед нами два вида существ — одни способные, другие неспособные совершить чудо. Иногда вторые с помощью первых приобретают эту возможность. Люди короли, пастухи, кузнецы, сапожники, рыцари, солдаты — сталкиваются с троллями, скессами, злыми и добрыми великанами, драконами, привидениями и т. д. Нечто сверхъестественное, небывалое, поразительное, вызванное неведомой силой, неизменно сопровождает это столкновение. Но к тому, что происходит, можно относиться по-разному. Чудесное явление может удивить, поразить, испугать, но может и оставить героя сказки глубоко равнодушным. В датской сказке «Рыцарь Гренхат» неведомый волшебник превращает обещанного ему мальчика сперва в ежа, потом в олененка, потом в соколенка, а потом снова в ребенка, и присутствующий при этом отец мальчика не выражает ни удивления, ни восхищения. В шведской сказке «Замухрышка» крестьянский сын, ослушавшийся своего хозяина, идет в конюшню и видит, что там «стоит хозяйский конь, под хвостом сено, а под мордой жар. Пожалел Замухрышка коня и повернул его так, чтобы сено под мордой оказалось, а жар под хвостом». Конь, который оказывается не только заколдованным принцем, но могучим волшебником, в благодарность за услугу совершает десятки чудес, приводящих к счастливому концу,— дочь короля становится женой Замухрышки. И ни рассказчик, ни слушатель не останавливаются перед естественным вопросом — почему же конь не воспользовался своей чудесной силой, чтобы повернуться в стойле так, чтобы жар оказался под-хвостом, а сено под мордой?
Об отношениях — или, точнее сказать, о впечатлении, которое производят на людей эти чудеса,— почти ничего не говорится. Впечатления констатируются — и только. Жанр сказки как бы предопределяет заранее эту условность, весьма далекую от реальной жизни. Чудеса не требуют объяснений. Более того, объяснения разрушили бы атмосферу поэтической свободы, которая так характерна для этого жанра.
И снова, как это было, когда речь шла о сказочном «времени и пространстве», исландские сказки по-своему отвечают на этот вопрос. В них тоже нет объяснения чудес. Но отношения между людьми и волшебниками — совсем другие, обыденные, заурядные. Традиционно установившиеся обычаи обязательны в равной мере и для волшебников, и для людей. Так, в одной из них привидение — покойный сын пастора — бьет окна, охотится за овцами и все-таки по временам мирно беседует с женщинами, прядущими шерсть, а вечерами «ему всегда ставили еду, как и всем домочадцам» («Привидение из Снаифедля»).
Полезный материал по теме: