Сочинение «Монизм, дуализм и плюрализм в онтологии: основания и трудности каждой из этих позиций»
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение «Монизм, дуализм и плюрализм в онтологии: основания и трудности каждой из этих позиций».
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Оглавление:
1. Вступление. Цели и задачи работы.
2. Монизм.
3. Дуализм.
4. Плюрализм.
5. Вывод
6. Список используемой литературы.
Вступление. Цели и задачи работы.
Основной целью данного эссе является выявление оснований и трудностей таких мировоззренческих позиций как монизм, дуализм и плюрализм. Их суть сводится к тому, что каждая из этих позиций по-своему отвечает на вопрос из каких «основ» создана наша вселенная. Эта проблема весьма актуальна в наше время, ведь до сих пор ни одна из этих концепций не признана однозначно верной мировым сообществом. В процессе написания этой работы я постараюсь охватить основные аспекты каждого из выше перечисленных мировоззрений, выделить их сильные и слабые стороны.
Монизм
Сам по себе, монизм продвигает идею того, что все, что окружает нас, вся реальность создана и/или сводится к чему-то одному, единому началу или единой субстанции.
Монизм разделяется на три ответвления: идеализм, нейтральный монизм и физикализм.
Своей концепцией идеализм подразумевает существование некого идеала, то есть того, из чего состоит все. В роли этого идеала выступает или Бог, или человеческое сознание. Иными словами, в идеализме Мысль первичнее Материи.
Понятие Идеи часто использовалось в трудах философов 17-18 века, но термин Идеализм впервые прозвучал в статье Лейбница «Ответ на размышления Бейля». Философ писал: «Все, что есть хорошего в гипотезах Эпикура и Платона — величайших материалистов и величайших идеалистов, объединяется здесь»1. Впервые об идеализме, как о мировоззрении заговорил Кант, в своем труде «Критика чистого разума». Сам идеализм он определял так: «идеализм (я имею в виду материальный идеализм) есть теория, провозглашающая существование предметов в пространстве вне нас или только сомнительным и недоказуемым». Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Позже, о нем упомянул Гегель, утверждая, что «Философский идеализм состоит только в том, что конечное не признается истинно сущим»2.
Нейтральный монизм утверждает, что материя и разум едины. То есть то, что мы разделяем все на ментальное и физическое, является не более, чем иллюзией, на самом деле это все состоит из одного и того же материала, из которого, в свою очередь, создана наша вселенная. Одним из основных доказательств данного вида монизма является корпускулярно-волновой дуализм в физике, где фотоны, являясь единым целым, ведут себя одновременно и как волны, и как кванты. Виднейшими мыслителями, придерживающимися этого направления, являются Уильям Джеймс и Бертран Рассел.
Физикализм очень похож по своей сути на материализм. Его последователи утверждают, что все, что происходит в природе можно объяснить только при помощи законов физики. К примеру, мысли и прочие процессы, которые приписываются человеческому сознанию, на самом деле являются ничем иным, как мозговой деятельностью. Физикализм возник в 20-м веке под воздействием НТП, его идейными вдохновителями и приверженцами являются Отто Нейрат и Рудольф Карнап.
1 Лейбниц В. // Ответ на размышления Бейля
2 Кант И. // Критика чистого разума
Из вышенаписанного можно сделать вывод, что монизм весьма
противоречив. Если отталкиваться от концепции чистого монизма, то получается, что все вокруг создано из чего-то единого, неделимого. Однако любая сфера имеет как внешнюю сторону, так и внутреннюю, из чего следует как минимум двойственность, что уже ставит под сомнение всю теорию. С другой стороны, отталкиваясь от этой концепции, легко объясняется многообразие Богов и религий в мире – на самом деле Бог един, а то, что разные народы видят и представляют его по-разному, является не более чем иллюзией.
Дуализм
Концепция дуализма подразумевает совместное существование в природе двух субстанций, из которых, в свою очередь, составляется все остальное во Вселенной. Чаще всего, под этими субстанциями подразумевают Сознание и Материю. Основоположенниками дуализма являются Аристотель и Декарт. По их мнению, Материя и Сознание являются прямо противоположенными субстанциями – Материя это нечто определенное, подчиняющееся физическим законам и обладающее некими определенными свойствами. В то время как Сознание это нечто субъективное и меняющееся в зависимости от времени и обстоятельств. Помимо вышенаписанного, дуализм также подразумевает то, что на всякое явление в мире существует прямо противоположенное ему, что позволяет удерживать баланс во вселенной.
Дуализм, на мой взгляд, является очевидной, очень поверхностной теорией. Действительно, существуют такие понятия как добро и зло, свет и тьма, тепло и холод. Однако помимо них, существует множество вещей, которые не имеют противоположенностей, да и то, что я перечислил до этого, кажутся антонимами только на первый взгляд. Явным примером тому послужат лучи света – лучей тьмы просто не бывает, тьма – это просто отсутствие света. Или, например, разум – его относят к независимой субстанции Сознания, однако при повреждении нервных окончаний мозга, Сознание человека меняется, что показывает связь Сознания и Материи, которой, согласно концепции, быть не должно.
Плюрализм
Плюрализмы характерно выделение в качестве основы для всего сущего нескольких субстанций. В древности, например, приверженцы плюрализма, считали, что все создано из четырех субстанций: огня, воды, земли и воздуха (четыре стихии Эмпедокла). Сам термин впервые был использован в начале 17-го века, философом Христианом Вольфом. Изначально плюрализм развивался как идея, противоположенная монизму, пытающаяся разрешить его противоречия. Точка зрения плюрализма использовалась в качестве основополагающей в методологии Лейбница. Он считал что окружающий нас материальный мир не имеет каких-либо «начал», а состоит из огромного количества физических субстанций разного типа и вида, постоянно взаимодействующих между собой, но существующих независимо друг от друга. Временем он называл смену явлений или состояний. В настоящее время, плюрализм является одним из наиболее популярных мировоззрений. Понятие и концепцию плюрализма используют в политике, экономике, дипломатии и других науках, без которых невозможно представить современную внутреннюю и внешнюю политическую арену любой продвинутой страны. В качестве примера можно обратиться к, так называемому, «политическому плюрализму», принятому в Российской Федерации. Это принцип, который допускает наличие в стране любого количества различных политических партий, конкурирующих между собой за власть.
На мой взгляд, этот вид мировоззрения является наиболее состоятельным. Он объясняет одновременно многие вопросы и решает проблемы как дуализма, так монизма. Однако у плюрализма имеется существенный недостаток – исходя из его концепции, невозможно точно сказать, сколько существует «основ» из которых создан мир. Из этого следует, что невозможно достоверно сказать, является многообразие этих «основ» конечным или бесконечным, а значит появляется некая неоднозначность в данной концепции, что показывает ее несовершенство. Однако, повторюсь, именно плюрализм, на мой взгляд, является наиболее логичной и обоснованной концепцией устройства мира.
Заключение
Исходя из вышесказанного мною, можно сделать однозначный вывод, что ни одна из представленных теорий не имеет безукоризненной логики, то есть каждая концепция несовершенна. В каждой имеются свои изъяны, однако, надо отдать должное, каждая так же имеет свои плюсы. Поставленная задача выполнена, я рассмотрел и проанализировал три типа мировоззрения, выделил основные аспекты каждого и подчеркнул их достоинства и недостатки.
Список источников:
• Лейбниц «Ответ на размышления Бейля» (1702 год)
• Кант «Критика чистого разума»
• Гегель «Наука логики»
• Х. Вольф «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная пси¬хология» (1734), «Разумные мысли о Боге, мире и человеке» (1720)
Полезный материал по теме:
На свободную тему
Стр. 1
На свободную тему
Стр. 2