Сочинение Эссе Поездка в метро как социальный опыт
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение Эссе Поездка в метро как социальный опыт.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Иногда люди и сами непроизвольно задумываются, дает ли такая привычная процедура как поездка в метро нечто большее, чем просто чувство раздражения и усталости. Тогда они начинают внимательнее присматриваться к тому, как они ведут себя в различных жизненных ситуациях, связанных с этим видом транспорта.
Моя работа включает в себя часть как собственных бытовых наблюдений, так и исследования, проведенные в рамках изучения общественного поведения.
Когда мы входим на «сцену» московского метрополитена, то прежде всего обращаем внимание на то как люди, участники этой сцены, быстро и без усилий сливаются в единый поток, живущий по особым правилам. Что, как правило, идет на пользу всем новичкам, -для того, чтобы не выглядеть белой вороной, достаточно просто ориентироваться на остальных пассажиров. Это может означать: держаться определенной стороне при спуске/подъеме на эскалаторе, уступить другим место перед выходом из вагона, если остановка не ваша, не мешать общему пассажиропотоку.
Также ему помогают различные указатели на станциях или внутри вагона поезда и, почти никогда, работники метрополитена. Правда, в большинстве случаев, люди в российском метро предпочитают не идти за помощью к персоналу, предпочитая обходиться собственными силами. Как результат, человек быстро и почти безболезненно вписывается в местную среду.
Разумеется, можно вспомнить о том, что в уставе метрополитена есть вполне конкретный свод правил поведения, обязательных к выполнению, например, нельзя размещать багаж на сиденьях вагона или приставать к другим пассажирам с попрошайничеством. Полный список висит в каждом вагоне в виде плаката «Права и обязанности пассажиров», где вполне четко прописано, что можно, а что нежелательно. Никто этот список специально читать не будет, за исключением той ситуации, когда вы прижаты к нему в переполненном вагоне. Тут особого выбора нет: скосите глаза и читайте.
Постепенно ваш мозг и тело запомнят каждую нехитрую комбинацию движений и вот вы уже полноправный пользователь метро, знающий все тонкости и премудрости поведения внутри «подземного монстра». Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Эффект новизны уже прошел и поездка превратилась в обычную ежедневную процедуру. Социальные нормы поведения давно изучены, переработаны и усвоены.
Вы так в этом уверенны. Проверим на практике?
Правила поведения и общественные нормы, а точнее их знание, пригодятся вам прежде всего тогда, когда вы столкнетесь с теми, кто их изучением, таким же вкрадчивым и вдумчивым, как ваше, совершенно не озаботился. Пассажиропоток довольно большой, и вам даже не придется беспокоиться на тему того, что вы можете не получить такой увлекательный опыт общения. Не стоит волноваться зря, согласно теории статистики, вы его безусловно получите и всего через несколько лет пользования метрополитеном даже смогли бы собрать из этих индивидов полноценную фокус-группу. А то и две. Рекомендуется запастись тетрадью и терпением уже сейчас.
Мы же продолжим следовать пути любознательности. Но прежде чем изучать «подводные камни» или негласно прописанные правила поведения в метрополитене, нам следует сразу вычеркнуть те ситуации, которые не связаны напрямую с поведением других людей. Такими могут оказаться случаи вроде того, если вас случайно зажало между дверьми вагона. Никто из находящихся в вагоне людей не был инициатором столь близкого контакта, но вам их помощь пригодится. И как можно скорее. И вот тогда вы сможете смело причислить свою историю к тем, которые мы рассмотрим.
А рассматривать мы будем случаи непосредственного контакта как между двумя людьми, так и между человеком и толпой.
Итак, мы вернулись на станцию и отправились в путешествие. Сесть в вагон было легко, но сидячие места без боя вам никто не отдаст. У вас есть шанс, если вы мать или старушка или просто женщина немолодых лет и обязательно с тяжелой ношей. Тогда вам вероятно уступит студент или интеллигентный мужчина в очках. Если вы молоды и у вас нет ребенка на руках или хотя бы неподъемного груза, увы, ваши шансы только что стремительно приблизились к нулю. Ниже только у скромного молодого человека, стоящего справа от вас. Слева будет уставший офисный работник, постоянно роняющий то газету, то кейс. Этот неловкий индивид, кстати, вряд ли уступил бы вам место, будь вы трижды немолоды с ребенком и невыносимой тяжестью на плечах.
Если удача все же улыбнулась вам, и вы заняли свое желанное место на две головы ниже остальных пассажиров, то вам не стоит быстро радоваться, особенно если вы считаете себя порядочным человеком. Вы ведь хорошо учили правила? Если нет, услужливый женский (или мужской, если вы едете в сторону центра) напомнит вам, что инвалидам, пожилым людям и пассажирам с детьми принято уступать. И это убедительная просьба.
Какие здесь могут быть «подводные камни», спросите вы? Нет схемы более простой, чем взять и уступить место лицам, принадлежащим к вышеназванной категории. В своем собственном сознании и сознании общество это действие рассматривается исключительно как необходимое и в то же время благородное, что подразумевает, что вы добровольно идете на жертву в угоду общественным правилам. И общество ценит вас за это. До тех пор, пока не оступитесь.
Как показывает практика, очень и очень редкий процент матерей отказывается от любезно предложенного места. Они или также любезно улыбаются вам в ответ или не смотрят на вас вообще, объясняя себе это тем, что им нужно усадить ребенка. Проблем иного рода с ними не возникает вообще, если их не провоцировать.
Пожалуй, к той же категории «безобидных» можно отнести и инвалидов. Но здесь, скорее, в том смысле, что сам инвалид вам ничего не скажет и смотреть в вашу сторону не будет, что, впрочем, глубоко взаимно. Вы и ваши моральные устои даже можете почувствовать себя в относительной безопасности, но в том случае, если вы ему правда так и не уступите, все близстоящие к вам люди сочтут своим долгом убедить вас одуматься. В большинстве случаев, вас ждут весьма красочные эпитеты и неожиданные речевые обороты.
Среди этих людей, кстати, вполне может оказаться последняя, самая «хищная» категория – пожилые люди. Опасаться «сидячих» старичков никакого смысла не имеет. Разве что вы стоите на их пути к выходу из вагона в самый неподходящий момент. Например, когда диспетчер объявляет следующую станцию.
Что бы лучше понять социальное поведение пожилых людей в метро, мы смоделируем еще одну ситуацию внутри уже моделируемой нами ситуации «поездка в час пик». Итак, представьте: столь желаемое место все еще ваше, и вы, предвкушая спокойную поездку, надеетесь, что следующая остановка не будет включать в себя пополнение в лице «опасной категории». Звучит цинично, но вы мгновенно успокаиваете себя тем, что у вас был крайне тяжелый день.
Вам повезло на одной станции, на двух, но справедливость торжествует и в вагон заходит женщина. Вы, первым делом, пытаетесь определить для себя ее возраст и тут же натыкаетесь на первую проблему: какой возраст является достаточным для того, чтобы смело уступить этому человеку место?
Любопытно, что затруднение с определением возраста часто является для нас веским аргументом, для того не сдвинуться с места. Дело совершенно не в эгоизме, а в искренней заботе о чувствах других пассажиров. Вдруг он не считает себя пожилым человеком, и вы причините ему непоправимый моральный ущерб?
Разумеется, никаких вопросов не возникает, когда мы видим перед собой подлинную старость. Множественные морщины, искривленная спина и медленная походка выдают нам глубокий возраст и мы, облегченно вздыхая, на время благородно взваливаем на себя ношу этого человека, меняясь с ним местами.
Если вы считаете, что на этом вопрос можно закрыть, то вы заблуждаетесь. Почти в половине случаев и мне, и остальным пассажирам приходилось сталкиваться с тем, что пожилые отказываются. И тут вы невольно оказываетесь в подвешенном состоянии между сидением и остальным пространством вагона. Ваш мозг начинает судорожно работать, ища выход, а шея заходит пятнами. Дальше люди поступают по-разному : кто-то оставляет место вакантным, другие возвращаются обратно и принципиально избегают взгляда остальных пассажиров вагона.
Иногда та же ситуация оборачивается иначе: старики ждут, что вы начнете их упрашивать. Если их ожидания не оправдываются, то вы неожиданно для себя рискуете оказаться объектом злых насмешек.
Завершающей альтернативой может стать тот факт, что как только ваша старушка вам откажет, она с радостью займет первое же освободившееся место в вагоне. Тут уж объектом насмешек оказывается она. Все доводы рассудка о том, что иронизировать над пожилыми нехорошо, обычно смолкают под гнетом оскорбленных чувств.
Раз уж мы заговорили об общении, то следует отметить, что коммуникация в метрополитене отнюдь не ограничивается обменом опыта между поколениями. Казалось бы, что можно обсуждать в переполненном, душном и шумном вагоне среди незнакомцев?
Находчивые люди всегда найдут нужную тему. Например, однажды на моих глазах заголовок статьи в газете «Metro» послужила поводом для жаркого политического дискуссии. Участники настолько вдохновились, что остальные пассажиры поспешили освободить им пространство для создания настоящей политической арены, чем те и воспользовались, приводя настолько убедительные доводы, что пришлось вызвать дежурного по станции, чтобы помочь остальным участникам не ударить в грязь лицом. А пол в метрополитене очень грязный, дело было зимой.
Поводом для романтического знакомства может послужить книга или свежий выпуск журнала, тут дело вкуса. Хотя книга, безусловно, предпочтительнее, в случае если ваш поклонник пьян, излишне настойчив или у него не такой же свежий запах изо рта, как у вашей газеты.
Иногда в толпе можно услышать переругивания двух незнакомцев, крайне малоэффективное для окружающих. Мелькают крики младенцев, шум веселой компании и звуки музыки, которыми добродушный пассажир решил поделиться с вагоном.
Во всех остальных случаях, исключив шум самого состава, можно насладиться благословенной тишиной, какой не каждый храм может похвастаться. Это очередное негласное правило поведения, распространяющееся на весь общественный транспорт.
И теперь мы подошли к тому, ради чего проделали весь этот путь, ваш самый увлекательный социальный опыт в метро, - наблюдение и непосредственное общение с маргиналами. В этом плане метро оказывает нам неоценимую услугу: ставит нас в стрессовую ситуацию, ведь бежать под землей практически некуда, в отличие от наземного транспорта. И вот ваш мозг выдает вам помимо тех же впечатляющих речевых оборотов план, который позволил бы сдержать объект на почтительном расстоянии настолько долго, насколько это реально. К вашему несчастью, это означает не очень длительный период.
Давайте разберемся, как люди ведут себя с каждым из маргиналов. Как показывает опыт и практика, самый необщительный тип - это «бомжи». Не то что бы люди стремились к тесному контакту с ними, сами понимаете. Обе стороны предпочитают друг друга игнорировать. Впрочем, не все бомжи такие понимающие. Некоторые из них яростно отстаивают свою территорию.
Для наглядности, я приведу другой случай из своего личного опыта: поздним вечером я дождалась поезд с переполненными вагонами. На мое удивление, прямо передо мной остановился вагон ровно наполовину пустой и на такую же другую половину отчаянно переполненный людьми. Было такое чувство, словно посередине вагона поставили перегородку. Лишь зайдя, я поняла, в чем собственно дело: в другом конце вагона уютно свернулся бомж. Поначалу мне казалось не совсем понятным, почему люди не займут хотя бы середину вагона, но словно бы в ответ на мои невысказанные вопросы бомж скатился с сиденья и неуклюже поднялся. Вся толпа испуганно замерла и старательно не следила за происходящим. Все мои подозрения отпали, как только этот гражданин стал помечать территорию (вторая половина вагона) подобно животным. Стоит ли говорить, что люди в данном случае предпочли не спорить с законами природы.
В общем, общаясь с бомжами, люди стараются сократить это общение до минимума или избежать его вовсе. Если таких возможностей временно нет, они гордо молчат, смиренно поджав хвост.
Наш следующий тип – это человек, страдающий расстройствами психики, о чем вы можете и не заподозрить до последнего. Захотят ли они с вами общаться, это дело случая и удачи. К сожалению, это ваши единственные союзники, поскольку остальные пассажиры считают конфиденциальность вашей беседы святым и ни в коем случае не помешают вам. Помните, лучший способ общения с сумасшедшими - это избегать его.
Очень похожая ситуация с нетрезвыми людьми, но тут вам хотя бы понятно, что это помутнение рассудка не носит регулярного характера. Вы даже можете расслабиться в первый момент, пока не обнаружите, что вас пытаются обнять/ выместить злость/ поспать на вас/ рассказать смешную историю/ просветить касательно истории метрополитена и т.д. А еще от нетрезвых людей проще убегать, что тоже принесет очко в копилку вашего опыта.
Не менее интересная категория продавцов и попрошаек. Эти люди так же безобидны, как пассажиры с детьми, хотя бы потому что не приносят никакого морального вреда. Как, впрочем, и опыта. Разве что заставят вас задуматься, как им удалось пронести газонокосилку в метрополитен, чтобы выгодно продать.
Касательно физического вреда я не берусь смелость утверждать, хотя бы потому, что стала свидетельницей душераздирающей истории о том, как во время демонстрации товара продавец случайно попал женщине резиновой ящерицей в глаз. К сожалению, мне не удалось увидеть, забрал он ее или нет.
Таким образом, мы с вами опытным путем установили, что метрополитен является отличной площадкой для получения социального опыта, связанного как и с повседневными действиями, так и с непредвиденными жизненными ситуациями.
От себя также хочу заметить, что все пассажиры метро идеально вписываются в определение толпы, так как походят под многие признаки вроде анонимности, сведенного к нулю контакта, неустойчивости и т.д. Толпу изучать одновременно просто из-за однотипного поведения и в то же время сложнее из-за обилия деталей, которые почему-то кажутся крайне важными.
Исследование никогда не является исчерпывающе законченным. Я надеюсь, что те, кто прочтет это эссе откроют для себя возможность наблюдать и вдумываться, совершая даже такие автоматические действия как ежедневная поездка в метро.
Полезный материал по теме: