Биография Рождение поэта
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Биография Рождение поэта.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!В пору «сплошной коллективизации» и «ликвидации кулачества как класса» семью Трифона Гордеевича постигла трагическая судьба. 19 марта 1931 года все члены семьи, включая малых детей, были без каких-либо оснований «раскулачены» и высланы на Север, в Зауралье, где в таежной глуши сами должны были построить бараки «спецпере- селенческого» лагеря, чтобы жить в них. Александр не сразу узнал об этом, но и получив письмо от родных, не смог чем-либо помочь им.
А когда бежавшие из ссылки и добравшиеся до Смоленска отец с 13-летним сыном Павлом обратились к нему за помощью, он, как вспоминает его младший брат Иван Твардовский в книге «Родина и чужбина» (1996), встретил их словами: «Помочь вам могу только тем, чтобы бесплатно доставить вас туда, где были».
Впоследствии этот поступок на протяжении многих лет доставлял поэту мучительные переживания, которыми он ни с кем не делился, нося незаживающую боль и рану в своей душе. Свидетельством тому служат и его произведения — от стихотворения «Братья» (1933), заканчивающегося словами: «Что ж ты, брат? / Как ты, брат? / Где ж ты, брат? / На каком Беломорском канале?» — и до написанной в последние годы жизни поэмы «По праву памяти».
Благодаря неимоверным усилиям, исключительной работоспособности Трифона Гордеевича и его безграничной преданности семье Твардовские смогли выжить даже в невыносимых условиях ссылки. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Через какое-то время им удалось перебраться из Зауралья в Русский Турек на реке Вятке. Туда к ним и приехал Александр в апреле 1936 года, а уже в июне с его помощью семья смогла вернуться в родные места, на Смоленщину.
В 1930-е годы разворачивается многообразная литературная деятельность Твардовского. «Именно этим годам я обязан своим поэтическим рождением», - подчеркивал он. Однако процесс его формирования шел далеко не просто. На какое-то время он даже пережил, по собственному признанию, «крайнее отвращение к «стихотворству». В начале десятилетия, кроме прозаической повести «Дневник председателя колхоза», он пишет поэмы «Путь к социализму» (1931) и «Вступление» (1933), в которых преобладал разговорный, прозаизированный стих.
Поэма «Путь к социализму», озаглавленная так по названию колхоза, получила более чем благожелательную оценку Э. Багрицкого. Отмечая в своем отзыве «настоящий и серьезный подход поэта к теме сегодняшнего дня», рецензент подчеркивал:
«Абсолютная простота ее, разговорный язык, которым она написана, ритмическое разнообразие ее — все это делает поэму весьма понятной массовому читателю».
Однако сам Твардовский, несмотря на опубликование поэмы в московском издательстве «Молодая гвардия» и положительные отклики в печати, вскоре осознал, «что такие стихи — езда со спущенными вожжами, утрата ритмической дисциплины стиха, проще говоря, не поэзия». Первые поэмы не стали поэтической удачей, хотя и сыграли свою роль в становлении и быстром самоопределении его таланта.
Широкую известность принесла поэту написанная в середине 1930-х годов «Страна Муравия» (1934-1936) — поэма о судьбе крестьянина-единоличника, о его непростом и нелегком пути в колхоз. В ней ярко проявился его самобытный талант. Тогда же он пишет циклы стихов «Сельская хроника», «Про деда Данилу», ряд других заметных произведений. Именно «Страна Муравия» определяет в те годы складывающийся и противоречивый художественный мир Твардовского.
Судьба «Страны Муравии» складывалась далеко не просто. Некоторые смоленские, да и столичные критики усматривали в ней проявление «кулацкой» идеологии, изобличали Твардовского и в других «смертных грехах». Поэту же важно было услышать о ней компетентное и объективное мнение. В конце июля 1935 года на квартире у Исаковского прошло чтение поэмы «в узком кругу», где кроме хозяина присутствовали критики А. Тарасенков, М. Серебрянский и др. Поэма была встречена положительно. После этого экземпляр рукописи был передан М. Горькому, который довольно резко и во многом несправедливо отозвался о ней:
«Автор должен посмотреть на эти стихи, как на черновики. Если он хочет серьезно работать в области литературы, он должен знать, что “поэмы” такого размера, т. е. в данном случае — длина — пишутся годами, а не по принципу:
“Тяп-ляп — может быть корабль”, или:
“Сбил, сколотил — вот колесо!
Сел да поехал — ох, хорошо!
Оглянулся назад —
Одни спицы лежат”».
Подобный отзыв мог бы стать убийственным, однако этого не произошло. В рабочей тетради Твардовского 23 августа 1935 года появляется запись:
«Подкосил дед, нужно признаться. Но уже прошло два дня. Обдумал, обчувствовал. Переживем. И да обратится сие несчастие на пользу нам. Слов нет, теперь для меня более явственны сырые места. А что продолжает оставаться хорошим, то, видимо, по-настоящему хорошо...
Все буду слышать: и восхищение, и такие отзывы, как “колесо”, а работа будет продолжаться. Дед! Ты заострил лишь мое перо. И я докажу, что ты “ошибку давал”».
Весьма положительную оценку дал «Стране Муравии» Б. Пастернак, увидев в ней «исключительное явление в нашей поэзии». Очень высоко отозвались о ней С. Маршак, К. Чуковский и другие писатели. Поэтому Твардовский имел все основания полагать, что «со “Страны Муравии”, встретившей одобрительный прием у читателей и критики, я начинаю счет своим писаниям, которые могут характеризовать меня как литератора. Выход этой книги в свет послужил причиной значительных перемен и в моей личной жизни. Я переехал в Москву...»
В Москве Твардовский поступает, точнее, переводится на 3 курс филологического факультета одного из лучших в то время гуманитарных вузов — знаменитого Московского института истории, философии и литературы (ИФЛИ) и в 1939 году оканчивает его с отличием. В это время вышли его книги «Дорога» (1938) и «Сельская хроника» (1939), были написаны стихотворения «Матери», «Ивушка», «Еще про Данилу», «Поездка в Загорье» и др.
По окончании института летом, 1939 года, Твардовский посетил свои родные места на Смоленщине, и это отразилось в написанных тогда стихах («На хуторе Загорье», «На старом дворище» и др.). Осенью того же года он был призван в армию и участвовал в качестве корреспондента военной газеты в походе наших войск в Западную Белоруссию. А зимой 1939/40 года в том же качестве участвовал в войне с Финляндией.
По собственному слову поэта:
«Месяцы фронтовой работы в условиях суровой зимы сорокового года в какой-то мере предварили для меня военные впечатления Великой Отечественной войны. А мое участие в создании фельетонного персонажа “Васи Теркина” в газете “На страже Родины” (ЛВО) — это по существу начало моей основной литературной работы в годы Отечественной войны».
Эта, как позже сказал о ней поэт, «незнаменитая» война предстала перед ним прежде всего своей страшной, жестокой, трагической стороной. В одной из дневниковых записей сорокового года Твардовский запечатлевает то, что тогда впервые так потрясло его:
«Наконец вышли на поляну, большую, открытую, и здесь увидели первых убитых. Лежали они, видно, уже дня два. Налево, головой к лесу, лежал молоденький, розовощекий офицер-мальчик. Сапоги с него были сняты, розовые байковые портяночки раскрутились. Направо лежал пере- еханный танком, сплющенный, размеченный на равные части труп. Потом — еще и еще. Свои и финские. Жутко было видеть, например, туловище без головы. Там, где должна быть голова, — что-то розоватое, припорошенное снегом... »
Вместе с тем именно там, в снегах Финляндии, Твардовский по-новому обрел и почувствовал себя как поэта. Незадолго до окончания этой войны он писал Исаковскому:
«Люди, с которыми за эти месяцы довелось встретиться, и все, что привелось увидеть, сделали из меня почти совсем другого человека. Короче говоря, мне открылся новый, необычайно суровый и вместе с тем очень человеческий, дружный и радостный мир. Я рад, что он стал доступен и понятен мне. Красную Армию я полюбил так, как до сих пор любил только деревню, колхозы. И, между прочим, очень много схожего. Мне кажется, что армия будет второй моей темой на всю жизнь».
Полезный материал по теме: