Анализ стихотворений Тютчева и Мандельштама «Silentium»

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Анализ стихотворений Тютчева и Мандельштама «Silentium».

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» » Анализ стихотворений Тютчева и Мандельштама «Silentium»

Первое сходство бросается в глаза при первом же взгляде на тексты: название. Оба поэта подарили своим стихотворениям «имена» на одном из самых таинственных языков, когда-либо существовавших – латыни. Может быть, это некая невербальная подсказка, сигнализирующая о загадке, таящейся в ткани текстов?


Но такое лексическое единство смело разбивается восклицательным знаком в заглавии тютчевского стихотворения.


У Тютчева “Silentium” с восклицательным знаком, как призыв, напутствие к личности, человеческому «Я».


У Мандельштама – вечное возвращение к возобновляющемуся вновь и вновь мигу “первоначальной немоты”.


Тексты подчинены ритму четырехстопного ямба – классического для мира поэзии метра, но резко различающаяся система рифмовок словно «обедняет», сводит на нет это сходство, делая его незначительным и едва уловимым.



Смежная рифмовка Тютчева вкупе со сломленным ритмом (спондей в начале второй строфы) показывает, что все стихотворение – это единый порыв мыслей, заключенных в стихотворную форму и объединенных мужской клаузулой. И хотя весь текст разделен на три строфы, он воспринимается в единстве «тезис-доказательство-вывод», это подтверждается и композиционным кольцом.


Текст Мандельштама лишен жесткости, напора, но наполнен благостным мечтанием: это обусловлено композицией (4 строфы), особенностью кольцевой рифмовки, чередованием мужской и женской клаузулы и повторением трехслоговой анакрузы («ненарушаемая», «первоосновой», «как кристаллической», «первоначальной», «но, как безумный…», «да обретут», «что от рождения»).


Императив в начале стихотворения определяет всю художественную доминанту текста Тютчева: ЛГ повелевает держать в себе свои внутренние переживания, свое отношение к миру:


Молчи, скрывайся и таи


И чувства и мечты свои, -


потому что это настолько ценно, что сопоставимо с солнцем и звездами в ночи» (на это указывают глаголы «встают» и «заходят»).


Уже здесь обозначен еще один доминирующий художественный прием – антитеза: душевная глубина и небесное звездное пространство. Через это противопоставление подчеркивается пропасть между внешним миром и душой человека.


Именно это утверждение содержится в риторических вопросах второй строфы:



Как сердцу высказать себя?


Другому как понять тебя?


Поймет ли он, чем ты живешь?



которые завершаются сентенцией:



Мысль изреченная есть ложь.



и призывом-рефреном:



Взрывая, возмутишь ключи, —


Питайся ими — и молчи.



Важно отметить, что в этом, до боли известном каждому, афоризме тоже антитеза: истинность мысли, рожденной в душе человека противопоставлена лжи слова, в которое она воплощена


Душа человека, способного чувствовать красоту – это кладезь, которым нужно дорожить, откуда нужно черпать силы и сверять жизненные правила – отсюда императив «Любуйся ими», «Питайся ими», «Внимай их пенью». Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.



Неслучайно поэт соединяет с ней не только образы света, солнца и «звезд», но и родника - «ключи».


В финальная строфе эта антитеза усиливается сакральность «мира таинственно-волшебных дум» противопоставляется суетности «наружного шума» и бренности «дневного» (!) света (И тут Тютчев остается верен сам себе)




Начало текста Мандельштама звучит обескураживающе, читая анафорой начинающиеся строки, не сразу понимаешь, о чем идет речь:


Она еще не родилась,


Она и музыка и слово,


И потому всего живого


Ненарушаемая связь.



Что скрывается за место-имением? Что есть для поэта музыка и слово? Что для него ненарушаемая связь? Конечно, поэзия.


Не случайно ЛГ обращается к античности – времени еще не-рождения поэзии, когда она существовала неразделимо с музыкой. Образ времени, характерный для творчества Мандельштама, воплощен в мифе о рождении Афродиты, богини красоты, любви. Становится ясным, что для поэта поэзия здесь не способ выражения своих мыслей и чувств, а некая метафизическая субстанция, состояние души, способность смотреть на мир образами, постигая его красоту.


Восприятие ЛГ рождает картины, нанизывающиеся на конкретный сюжет появления из пены Афродиты, образ которой воплощен в «черно-лазоревом сосуде». Характерная для Мандельштама манера использования "импрессионистических» (по Брюсову) эпитетов («черно-лазоревый», «кристаллическая нота»), построенное на оксюмороне сравнение («как безумный, светел день»), метонимия («пены бледная сирень») готовят к тому, что сейчас произойдет что-то тревожно-исключительное – когда поэзия материализуется в слове. Что же в этом страшного? Потеряется та первоначальная чистота и ясность, которые свойственны мысли и не выраженному еще чувству. Подобная мысль встречается у современника Тютчева – Фета, мечтающего о парадоксальном - о том, чтобы поэтическое слово онемело, поэзия (так мыслит его лирическое Я) – это та субстанция, которой не нужны слова:



О, если б без слова


Сказаться душой было можно!



А лирический герой Мандельштама не просто желает этого, в его финальные строфы звучат императивно:



Да обретут мои уста


Первоначальную немоту…



Останься пеной, Афродита,


И слово в музыку вернись,


И сердце сердца устыдись,


С первоосновой жизни слито!



И хотя оба автора призывают к молчанию, главное различие между текстами таится в причинах этого побуждения. ЛГ Тютчева считает, что мир поэта должен быть скрыт от внешнего мира, потому что нет способа, чтобы его тождественно передать. Провозглашая: «Мысль изреченная есть ложь», он подобно Жуковскому утверждает, что «невыразимое неподвластно выражению»!


Если адресат стихотворения Тютчева – каждый, скорее всего, каждый поэт, то у Мандельштама, наверное, нет адресата. Его призыв можно назвать риторическим, ведь этого никогда не может быть: время нельзя повернуть вспять, нельзя расчлененное сделать синкретным.


Так чем вызваны к жизни эти тексты? Пониманием несовершенства формы перед красотой мира, которую эта форма должна передать. Но в то же время эти стихи не что иное, как попытка обрести идеальную форму для выражения сакральных переживаний и размышлений человека.




Полезный материал по теме:
  1. стихотворения «Silentium!» Ф.И. Тютчева и «Silentium» О.Э. Мандельштама.
  2. Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Бессонница» и Ф.И. Тютчева «Бессонница»
  3. Сравнительный анализ стихотворений А. Блока «Незнакомка» и «В ресторане»
  4. Сравнительный анализ стихотворений «Узник» и «Пленный рыцарь»
  5. Сравнительный анализ стихотворений М. Ю.Лермонтова "Бородино» и «Валерик»


Анализ стихотворений Тютчева и Мандельштама «Silentium» Стр. 1
Анализ стихотворений Тютчева и Мандельштама «Silentium»
Другие
Стр. 1
Анализ стихотворений Тютчева и Мандельштама «Silentium» Стр. 2
Анализ стихотворений Тютчева и Мандельштама «Silentium»
Другие
Стр. 2
Анализ стихотворений Тютчева и Мандельштама «Silentium» Стр. 3
Анализ стихотворений Тютчева и Мандельштама «Silentium»
Другие
Стр. 3
Анализ стихотворений Тютчева и Мандельштама «Silentium» Стр. 4
Анализ стихотворений Тютчева и Мандельштама «Silentium»
Другие
Стр. 4
Отправить на email или скачать Анализ стихотворений Тютчева и Мандельштама «Silentium» можно с помощью кнопок ниже.

Похожие сочинения