Анализ поэтического сборника Бальмонта «Злые чары»

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Анализ поэтического сборника Бальмонта «Злые чары».

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» По авторам» » Анализ поэтического сборника Бальмонта «Злые чары»
Сборник «Злые чары» увидел свет в 1906 году, а в 1908 году перед читательским судом предстало ещё одно собрание стихотворений «Жар птица. Свирель славянина». Обе книги были безжалостно освистаны ценителями лирического слова и поэтической идеи. В литературных кругах сложилось стойкое мнение о спаде художественной силы одного из ведущих символистов двадцатого столетия. А появившийся в 1909 году следующий сборник «Зелёный вертоград. Слова поцелуйные» только укрепил это мнение.

«Злые чары» подверглись настоящему цензурному аресту, ведь в бальмонтовских строках критики усмотрели богохульные мотивы. Общее настроение и неповторимая образность этих сборников вытолкнуло на поверхность скрытую страсть поэта к древней былинной тематике и почти потусторонней славянской душе и культуре славян. Но поворот в творчестве Бальмонта выглядел настолько неожиданным и тематически непривычным, что все начали говорить о закате его славы, а сам поэт, кажется, даже не осознавал своего поэтического краха.

И всё же в «Злых чарах» Бальмонт предстаёт настоящим мастером художественного слова, дерзко переводя его на неведомый до этого уровень. До этого харизматичного автора принято было преклоняться перед художественным словом, а Бальмонт позволяет себе обращаться с ним крайне небрежно, иногда доводя его почти до примитивности. Но такова авторская задумка. В «причёсанных» рифмо-фразах, считает Бальмонт, невозможно передать мучившую его надежду с оттенком обречённости.

Создаётся ощущение, что автор нарочно нарушает стилистику создаваемых текстов, дабы отразить разлом в собственной душе. Он подчиняет свои строки не их символическому смыслу, а власти стихотворного размера. Это даёт повод обвинить его за предпочтение внешней формы произведения перед его внутренним содержанием. Некоторые частицы в стихотворениях кажутся неуместными и приносят в жертву смысл ради сохранения рифмы.

По мнению критиков, дёшево выглядит результат поэтического эксперимента Бальмонта, пытавшегося причудливо переплести манеру русской фольклорной поэзии, язык ворожбы, народных сказаний и заговоров со своим неповторимым символистским почерком. Бальмонта обвинили в неловкой стилизации народных текстов, в создании чуть ли не пародий на них.

Яркий мотив талисманов и амулетов, часто появляющихся в текстах сборника, являет читателю авторскую любовь и веру ко всему русскому, желание надеть оберег на родную землю. Подобно святому Георгию, поэт готов её защищать и отстаивать перед злыми силами.

В стихотворении «Призрачный набат» лирический герой с горечью наблюдает слепое забвение людей, с каждым новым поколением всё сильнее отрывающихся от своих корней. Он не может поддаваться общему настроению и взывает к родовой памяти соотечественников.

В противовес мотивам греховности человечества, мрачным образам-символам обречённости (например, покойники в могиле, зловещий пожар, змеящийся дым, чёрный ворон, буйный ветер) представлены торжествующие жизнеутверждающие напевы, ставшие названиями стихотворений: «Оргия жизни», «Пир любви», «Мировое древо», «Мировые розы». И пусть Бальмонта хулят за богохульство в его тяге к заклятиям и неомолитвам, читатель чувствует, что все молитвы поэта – только о священном.

И не странно ли, что сборник стихотворений «Злые чары» Бальмонт пишет в годы своей первой эмиграции. Уже лишившись ранее права на публикацию некоторых своих произведений за свою серьёзную увлечённость идеей революции, поэт вынужден творить не на родной земле. Можно ли писать о славянских корнях, находясь вдали от России, не подпитываясь каждое мгновение русским духом?.. Вряд ли. А Бальмонт пишет…

Кто знает, может быть, его интерес к самобытно-славянским мотивам и есть неизбывная тоска по родным просторам. Каждое услышанное за границей русское слово поднимает бурю жарких чувств и тягостную ностальгию по родине в душе тоскующего лирика. Название книги кричит о злых чарах российских властей, выбивших почву из-под ног творца, который после этого так и не окрепнет вновь и прежним уже не станет.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:
Анализ поэтического сборника Бальмонта «Будем как солнце. Книга символов»
Анализ поэтического сборника Бальмонта «Только любовь. Семицветник»
Анализ поэтического сборника Бальмонта «Зелёный вертоград. Слова поцелуйные»
Анализ поэтического сборника Бальмонта «Жар-птица. Свирель славянина»


Анализ поэтического сборника Бальмонта «Злые чары» Стр. 1
Анализ поэтического сборника Бальмонта «Злые чары»
Бальмонт К.Д.
Стр. 1
Отправить на email или скачать Анализ поэтического сборника Бальмонта «Злые чары» можно с помощью кнопок ниже.

Похожие сочинения