Анализ поэмы «Руслан и Людмила». Часть II.
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Анализ поэмы «Руслан и Людмила». Часть II..
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Дело главным образом в том, что Пушкин устанавливает принципиально новые отношения между автором, текстом и читателем. Автор в «Руслане и Людмиле» постоянно присутствует в тексте, вмешивается в действие, высказывает свои оценки, полемизирует с критиками, намекает на известные читателю лица и события. Он играет с рассказом, распоряжается им по своему усмотрению и всячески демонстрирует себя. Вся поэма превращается в беседу автора с читателем, в противоположность эпической поэме, где действие развивалось как бы само по себе, а автор себя не обнаруживал.
Как пишет Б. В. Томашевский, «сущность новой формы поэмы» составляли «не столько сами события, сколько общение с автором поэмы через рассказ» (Томашевский Б. В. Пушкин. С. 311).
В поэме автор появляется, во-первых, как персонаж, как индивидуальный образ: это молодой вольнодумец, петербуржец, светский человек, завсегдатай театров. Образ этот дан, как правило, в ироническом ключе. Б. В. Томашевский обратил внимание на стилистические сбои, с помощью которых выражается ирония: «В первой же песне мы читаем такую тираду от автора:
Но после долгих, долгих лет
Обнять влюбленную подругу,
Желаний, слез, тоски предмет,
И вдруг минутную супругу
Навек утратить... Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
о друзья,
Конечно, лучше б умер я!
Эта тирада звучит патетически, однако следующий же стих разбивает весь пафос элегической фразеологии:
Однако жив Руслан несчастный...
И тем самым рушится серьезность всего сказанного от имени этого "я"» (Томашевский Б. В. Пушкин. С. 325).
Параллельно с этим условным образом автора строится другой, главный, который точнее, может быть, следует назвать образом авторского сознания. В его сознании основную роль играет интонационное разнообразие рассказа, который может быть и легкомысленным, и серьезным, и веселым, и грустным, и простодушным, и лукавым, и наивным, и мудрым. С легкомысленной шуткой соседствуют поэтическое настроение, элегическая грусть, а то и патетика. Вот этим скольжением, этими переходами создается новый мир не условных, а реальных чувств, создается реальность авторского сознания, подлинная картина души – души сложной, противоречиво устремленной, знающей разные стороны бытия.
Источник: Творчество А. С. Пушкина: Лекции проф. И. А. Дергачева в записи его учеников. Екатеринбург: УрГУ, 1999. 136 с.
Полезный материал по теме: