Сочинение на тему Жанровое своеобразие романа "Разгром" Фадеева А.А.»

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему Жанровое своеобразие романа "Разгром" Фадеева А.А.».

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» По авторам» » Сочинение на тему Жанровое своеобразие романа "Разгром" Фадеева А.А.»
Тема романа Фадеева «Разгром» — рассказ о судьбах простых людей, то есть о народе, в один из самых драматических периодов русской истории — в годы гражданской войны. Главным героем произведения писатель делает Ивана Морозова, которого товарищи для краткости называют Морозкой. Он простой шахтёр, человек без особых талантов, с обычной биографией. Участие Морозки в партизанской войне за советскую власть на Дальнем Востоке против колчаковцев и японцев изменяет его психологию, приводит к росту самодисциплины и самосознания, а осознанное им чувство собственного достоинства позволяет раскрыться замечательным душевным качествам героя. Следовательно, идею романа можно сформулировать таким образом: в сражениях гражданской войны воспитываются новые лют, которые убеждены в справедливости коммунистических идей и готовы бороться за их осуществление, не щадя сил и даже жизни. Мужество, стойкость, воля таких людей являются, по мнению Фадеева, гарантией непобедимости советской власти. В «Разгроме» развёртывается одно событие (разгром партизанского отряда), что характерно для жанра повести, но это событие отражает важнейшие исторические процессы в народной жизни, поэтому небольшое по объёму однособытийное произведение Фадеева можно с полным правом назвать романом. При этом автор сосредоточил внимание не на эпических картинах боёв, а на раскрытии внутреннего мира героев, на острых драматических ситуациях, в которых герои проявляют свою социальную сущность. Отсюда следует, что жанровое своеобразие «Разгрома» выразилось в соединении социальных и психологических проблем. Фадеев писал своё произведение в то время, когда в молодой советской литературе преобладал показ народных масс в революционных событиях, а не отдельной личности, когда изображались преимущественно внешние приметы нового героя (кожаная куртка и маузер комиссара; решительность без интеллигентских колебаний в герое-большевике), а не его духовный облик. В таких условиях создание социально-психологического романа (описание духовного мира простого человека и процесса «переделки» его характера) стало серьёзным творческим достижением Фадеева. В романе изображены два десятка партизан: ординарец Морозка, командир Левинсон и его помощник Бакланов, предатель Мечик, разведчик Метелица, сестра милосердия Варя, взводный Дубов, врач Сташинский, минёр Гончаренко, гимназист Чиж, старик Пика, смертельно раненный Фролов, фельдшер Харченко, взводный Кубрак, наглый детина без имени, которого Левинсон заставил лезть в холодную реку за глушёной рыбой, и т.д. Все они получили в романе запоминающиеся портреты, яркие, хотя и краткие характеристики. Показать революцию через характер конкретного человека, то есть показать, что изменила революция в человеке, — вот какую художественную и социальную задачу поставил пред собой писатель и весьма успешно решил её, ибо в романе революционные события толкают самых обычных людей к сознательному и смелому историческому творчеству. Положительные герои, изображённые Фадеевым, до революции только беспрекословно выполняли приказы хозяев и разных начальников, а теперь сами становятся «общественными людьми» (VIII); от них зависит жизнь товарищей-партизан, а в конечном счёте — судьба советской власти. Идея романа выражается через антитезу Морозка — Мечик. Автор последовательно и подробно описывает их взаимоотношения, поступки и мысли. С одной стороны, в ходе жизненной проверки раскрывается высокий тип личности Морозки, который постепенно преодолевает недостатки своего характера, осознаёт недопустимость своих легкомысленных поступков (кража дынь, пьяные дебоши) и бездумного отношения к людям (к Варе, Гончаренко). С другой стороны, по мере развития романного действия всё более ощущается нравственное ничтожество Мечика, случайно оказавшегося в партизанском отряде, законченного эгоиста, который больше всего на свете любит самого себя, мелкие «свои страдания, свои поступки» (XVII). Противопоставление героев продолжается до трагической развязки романа, когда Мечик совершает предательство, трусливо спасаясь бегством, а Морозка ценой собственной жизни предупреждает товарищей о засаде. Таким образом, простой шахтёр «с тяжёлым прошлым» оказывается морально выше культурного и образованного гимназиста Мечика, который не способен ни любить, ни дружить, ни совершать подвиги. В сущности, Мечик не столько вредный, сколько бесполезный, слабый, безвольный человек. Возвышенные взгляды, вычитанные из книг, не стали его убеждениями. Здесь даже не важно, к какому социальному слою он принадлежит, здесь важны его личные качества. Характер Мечика проявляется в эпизоде со свиньёй, которую Левинсон решился отобрать у корейской семьи, чтобы накормить своих партизан: они уже несколько дней едят только сухари да ягоды, собранные в тайге. Так будет продолжаться и дальше, потому что невозможно найти продовольствие в глухих таёжных местах, где отряд пытается укрыться от преследования колчаковцев. Фадеев показывает, как Левинсон переживает объяснение со старым корейцем: плачущий старик на коленях умоляет командира не трогать свинью, ведь зимой вся семья (дети, женщины и сам старик) умрёт от голода. Мечик негодует, издали наблюдая эту тяжёлую сцену, но благородное негодование не мешает ему съесть свой кусок горячей жареной свинины (XI). На Морозку эпизод со свиньёй не произвёл заметного впечатления, может быть, потому, что с детства привык голодать сам и видеть голодных в родном шахтёрском посёлке. Несмотря на такую «бесчувственность», он не примитивный человек. Напротив, у него, в отличие от Мечика, сильный и цельный характер; он верен своим убеждениям, хотя, может быть, и слова такого не знает. В начале романа на собрании, где его судили за украденные дыни, он нескладно объясняет товарищам свои чувства: «А как сказал Дубов, что всех я ребят наших (опозорил - О.П.) ... да разве же я, братцы!.. - вдруг вырвалось у него изнутри, и весь он подался вперёд, схватившись за грудь, и глаза его брызнули светом, тёплым и влажным... — Да я кровь отдам по жилке за каждого, а не то чтобы позор или как!..» (V). В последний момент своей жизни он поступает именно так, как и говорил на собрании: думает не о себе, а о партизанах, которые ехали позади, полностью доверившись ему, и подал сигнал о колчаковской засаде. Важную социальную идею несёт в романе образ коммуниста Левинсона, выбранного самими партизанами на должность командира отряда. Это человек «особой, правильной породы»: «он всё понимает, всё делает как нужно, он не ходит к девчатам, как Бакланов, он не ворует дыни, как Морозка; он знает только одно — дело» (VI). Самоотверженное служение народу возвеличивает образ Левинсона. Командир берёт на себя самые трудные решения (дать яд умирающему Фролову, навести гать через трясину и т.д.), гибко управляет людьми (устраивает показательный суд над Морозкой, чтобы сразу пресечь воровство среди партизан; незаметно подменяет слишком рискованный военный план Метелицы своим — осторожным и продуманным), в бою не прячется за чужие спины, а идёт впереди отряда (атака на деревню, где погиб Метелица). Словом, он не формальный, а настоящий лидер, он понимает, что партизаны доверили ему свои жизни, и стремится оправдать это доверие: преодолевая физическую слабость, ноющую боль в боку, он часто не спит по несколько суток, проверяет посты и дозоры, заботится о продовольствии, фураже, боеприпасах и т.д. А между тем он всё-таки живой человек, и его железная самодисциплина иногда даёт сбой: в конце романа он плачет на виду у уцелевших партизан, не боясь показаться слабым: «он сидел потупившись, медленно мигая длинными мокрыми ресницами, и слёзы катились по его бороде... Люди стали смотреть в сторону, чтобы самим не расстроиться» (XVII). В «Разгроме» автора привлекает не столько история разгрома маленького партизанского отряда, сколько глубинные процессы, происходящие в людях, логика развития характеров в трагических обстоятельствах, когда эти характеры обнаруживают свою социальную и нравственную сущность. Значение внутренних переживаний героев подчёркивается композицией романа.


Сочинение на тему Жанровое своеобразие романа "Разгром" Фадеева А.А.» Стр. 1
Сочинение на тему Жанровое своеобразие романа "Разгром" Фадеева А.А.»
Фадеев А.А.
Стр. 1
Сочинение на тему Жанровое своеобразие романа "Разгром" Фадеева А.А.» Стр. 2
Сочинение на тему Жанровое своеобразие романа "Разгром" Фадеева А.А.»
Фадеев А.А.
Стр. 2
Сочинение на тему Жанровое своеобразие романа "Разгром" Фадеева А.А.» Стр. 3
Сочинение на тему Жанровое своеобразие романа "Разгром" Фадеева А.А.»
Фадеев А.А.
Стр. 3
Отправить на email или скачать Сочинение на тему Жанровое своеобразие романа "Разгром" Фадеева А.А.» можно с помощью кнопок ниже.

Похожие сочинения