Сочинение на тему Сюжет стихотворения «Прощай немытая Россия»»
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему Сюжет стихотворения «Прощай немытая Россия»».
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Стихотворение «Прощай, немытая Россия…» не требует такого полного анализа, как «Тучи». Сообщим, что стихотворение написано почти одновременно с «Тучами» и что в нем тоже выражены чувства поэта-изгнанника в момент отъезда в ссылку. «Голубые мундиры» - жандармская форма, а «паши» здесь (хотя слово это турецкое) тоже жандармы, полицейские чиновники. (Сноски, раскрывающие значение этих слов, имеются в хрестоматии.) При жизни поэта стихотворение не публиковалось, но разошлось по России во множестве рукописных списков. Впервые напечатано в русском изданий в конце XIX в. (в 1887 г.). «Почему же его не публиковали более сорока лет с момента создания?» Поставим этот вопрос пока риторически, чтобы в ходе анализа ученики имели возможность его осмыслить. Но прежде чем анализировать, прочтем стихотворение. Каким чувством оно проникнуто? Если в «Тучах» прощание с родиной вызвало грусть и печаль, то здесь слышатся гнев, осуждение и боль. Обращаемся к первому вопросу хрестоматии, который заставляет подумать, почему поэт испытывает такие чувства, чем они вызваны.
«Он сердиться должен, чтоб так сказать…». «Он чувствует гнев, ему обидно, что Россия - такая темная страна», «Лермонтов возмущается покорностью народа». Конечно, «немытая Россия» - образ прежде всего эмоциональный, эпитет здесь не требует зрительных представлений, а выражает гневное чувство, как бы внезапно вспыхнувшее, открытое, прямое. И все последующие строки проникнуты тем же гневом и возмущением. И только ли ими? Пусть стихотворение прочтут вам и учащиеся. Тогда они увидят, что сквозь негодование проступает в словах Поэта боль и горечь: и за страну, отданную во власть «голубых мундиров», и за парод, не проснувшийся от рабства, и за себя, вынужденного постоянно опасаться слежки и доносов.
Размышления, подводят к ответу на второй: «Почему стихотворение можно назвать смелым вызовом, обличающим самодержавную Россию?» Вызов - в дерзости, с какой поэт выражает свое отношение к правящей России, в откровенности обличения. Никаких намеков, полутонов, иносказаний, осторожности - все высказано прямо. Ту Россию, которую царь и вельможи не разрешали официально именовать иначе, чем «великая, державная, могучая», Лермонтов называет «немытая». Он видит в ней страну с обманутым, запуганным полицейской слежкой и вечным рабством народом. Он прямо говорит о неусыпном жандармском сыске, являющемся отличительным свойством именно николаевской империи.
Как уже говорилось, стихотворение при жизни Лермонтова не печаталось, а при переписывании его от руки авторский текст иногда искажался (заменялись отдельные слова); автограф же не сохранился. В первых изданиях сочинений Лермонтова текст печатался по списку П. И, Бартенева, где четвертая строка читалась так:
* И ты, послушный им народ…
В 1890 г. сам Бартенев опубликовал другую редакцию: И ты, покорный им народ…
В последнем, академическом издании Сочинений М. Ю. Лермонтова (1958 г.) эта строка печаталась:
* И ты, им преданный народ…Этот вариант современные исследователи, например И. Л. Андроников, считают самым правильным, подлинно лермонтовским. Причем «преданный» здесь не синоним слов «покорный» и «верный», а означает «отданный во власть». Пусть ребята выскажут свое мнение о том, как меняется смысл строки в связи с изменением эпитета. Какое чувство к народу выражено в том случае, когда он назван «послушный» и когда «им преданный»?
Некоторые шестиклассники замечают, что в первом случае негодование, возмущение «немытой Россией» одинаково по отношению и к «господам», и к жандармам, и к народу. В последнем же варианте гнев адресован правящей России, а народу поэт сострадает, думает о нем с болью, потому что он «предан» в руки жандармов и полицейских.
В заключение обратим внимание на особенности поэтической интонации стихотворения, поучим ребят наблюдать, как звуковая окраска и ритм передают (усиливают, выявляют) поэтическую мысль-чувство.
Предложим, прочитав стихотворение, отметить, какой звук кажется им часто повторяющимся, даже преобладающим в первой строке. (Можно прямо назвать, подсказать слова, где это заметно: «прощай», «Россия», «страна рабов», «народ».) Повторяющийся р (звуковая доминанта строфы) придает известную резкость, суровость звучанию. Они усиливаются ритмически: ритм здесь прерывист, первые строки идут с большими внутристрочными паузами:
* Прощай, немытая Россия,
* Страна рабов, страна господ…
подчеркивающими вескость обвинения. В каждой строфе одна пара рифм-твердая, мужская: господ - народ, пашей - ушей. И это тоже создает некоторую жесткость, решительность ритмического рисунка. Все эти особенности проступают отчетливо на фоне мерного, музыкального, неспешного ритма «Туч». Там ритм выявлял грусть, задумчивость, мягкую печаль, он передавал неторопливость внутреннего раздумья, и неожиданный порыв тоски как бы усмирялся мелодией стиха, его гармоническим строем. В стихотворении «Прощай, немытая Россия…» звучание стиха не смягчает, а усиливает, обостряет прямоту обличения.
Конечно, сведения о ритме в таком объеме ив такой форме шестиклассники не усвоят. Но почувствовать ритмическое различие стихотворений (одно плавное, другое кажется торопливым; одно мягкое, другое суровое и т. п.) они в состоянии.
Отправить на email или скачать Сочинение на тему Сюжет стихотворения «Прощай немытая Россия»» можно с помощью кнопок
ниже.