Сочинение на тему Культура Древней Руси»
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему Культура Древней Руси».
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Особенности древнерусской литературы
Особенностью древнерусской литературы является рукописный характер ее бытования и
распространения.
При этом то или иное произведение существовало не в виде отдельной, самостоятельной рукописи, a
входило в состав различных сборников, преследовавших определенные практические цели. "Все, что служит не
ради пользы, а ради прикрасы, подлежит обвинению в суетности". Эти слова Василия Великого во многом
определяли отношение древнерусского феодального общества к произведениям письменности.
Значение той или иной, рукописной книги оценивалось с точки зрения ее практического назначения,
полезности.
"Велика бо бываеть полза от ученья книжного, книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость
бо обретаем и въздержанье от словес книжных; се бо суть рекы, напаяюще вселеную, се суть исходищя
мудрости, книгам бо есть неищетная глубина, сими бо в печали утешаеми есмы, си суть узда вьздержанью...
Аще бо поищеши в книгах мудрости прилежно, то обрящеши велику ползу души своей..." — поучает летописец
1037 года.
Другой особенностью нашей древней литературы является — анонимность, имперсональность ее
произведений. Это было следствием религиозно-христианского отношения феодального общества к человеку, и
в частности, к труду писателя, художника, зодчего. В лучшем случае нам известны имена отдельных авторов,
"списателей" книг, которые скромно ставят свое имя либо в конце рукописи, либо на ее полях, либо (что гораздо
реже) в заглавии произведения. При этом писатель не преминет снабдить свое имя такими оценочными
эпитетами, как "худый", "недостойный", "многогрешный". В большинстве же случаев автор произведения
предпочитает оставаться неизвестным, а порой и скрыться за авторитетным именем того, или иного "отца
церкви" — Иоанна Златоуста, Василия Великого и др.
Биографические сведения об известных нам древнерусских писателях, объеме их творчества, характере
общественной деятельности весьма и весьма скудны. Поэтому если при изучении литературы ХVIII – ХХ вв.
литературоведы широко привлекают биографический материал, раскрывают характер политических,
философских, эстетических взглядов того, или иного писателя, используя авторские рукописи, прослеживают
историю создания произведений, выявляют творческую индивидуальность писателя, то к памятникам
древнерусской письменности приходится подходить по-иному.
В средневековом обществе не существовало понятия авторского права, индивидуальные особенности
личности писателя не получили такого яркого проявления, как в литературе нового времени. Переписчики
зачастую выступали в роли редакторов и соавторов, а не простых копиистов текста. Они изменяли идейную
направленность переписываемого произведения, характер его стиля, сокращали или распространяли текст в
соответствии со вкусами, запросами своего времени.
В результате создавались новые редакции памятников. И даже когда переписчик просто копировал текст,
его список всегда чем-то отличался от оригинала: он допускал описки, пропуски слов и букв, невольно отражал в
языке особенности своего родного говора. В связи с этим в науке существует особый термин — "извод"
(рукопись псковско-новгородского извода, московского, или — шире — болгарского, сербского и др.).
Основные темы древнерусской литературы
Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, русской
народности, проникнута героическим и патриотическим пафосом. Тема красоты и величия Руси, родины,
"светло-светлой и украсно-украшенной" Русской земли, которая "знаема" и "ведома" во всех концах мира, —
одна из центральных тем древнерусской литературы. Она прославляет созидательный труд отцов и дедов
наших, самоотверженно защищавших великую землю Русскую от внешних врагов, и крепивших могучее
суверенное государство "велико и пространно", которое сияет "светло", "аки в небе солнце".
В ней звучит резкий голос осуждения политики князей, сеявших кровавые феодальные раздоры,
ослаблявших политическое и военное могущество государства. Литература прославляет моральную красоту
русского человека, способного ради общего блага поступиться самым дорогим — жизнью. Она выражает
глубокую веру в силу и конечное торжество добра, в способность человека возвысить свой дух и победить зло.
Древнерусский писатель менее всего был склонен к беспристрастному изложению фактов, "добру и злу внимая
равнодушно". Любой жанр древней литературы, будь то историческая повесть, или сказание, житие, или
церковная проповедь, как правило, включает в себя значительные элементы публицистики.
Касаясь преимущественно вопросов государственно-политических или моральных, писатель верит в силу
слова, в силу убеждения. Он обращается не только к своим современникам, но и к далеким потомкам с
призывом заботиться о том, чтобы славные деяния предков сохранились в памяти поколений, и чтобы потомки
не повторяли горестных ошибок своих дедов и прадедов.
Литература Древней Руси выражала и защищала интересы верхов феодального общества. Однако она не
могла не показать острой классовой борьбы, которая выливалась либо в форму открытых стихийных
восстаний, либо в формы типично средневековых религиозных ересей. В литературе ярко отразилась борьба
прогрессивных и реакционных группировок внутри господствующего класса, каждая из которых искала опоры в
народе. И поскольку прогрессивные силы феодального общества отражали интересы общегосударственные, а
эти интересы совпадали с интересами народа, мы можем говорить о народности древнерусской литературы.
"Повесть временных лет"
"Повесть временных лет" — выдающийся исторический и литературный памятник, отразивший
становление древнерусского государства, его политический и культурный расцвет, а также начавшийся процесс
феодального дробления. Созданная в первые десятилетия ХII в., она дошла до нас в составе летописных
сводов более позднего времени. Самые старшие из них — Лаврентьевская летопись — 1377 г., Ипатьевская,
относящаяся к 20-м годам ХV в., и Первая Новгородская летопись 30-х годов ХIV в.
В Лаврентьевской летописи "Повесть временных лет" продолжена северорусской Суздальской
летописью, доведенной до 1305 г., а Ипатьевская летопись, помимо "Повести временных лет", содержит
летопись Киевскую и Галицко-Волынскую, доведенную до 1292 г. Все последующие летописные своды ХV – ХVI
вв. непременно включали в свой состав "Повесть временных лет", подвергая ее редакционной и
стилистической переработке.
Формирование летописи
Гипотеза А. А. Шахматова
История возникновения русской летописи привлекала к себе внимание не одного поколения русских
ученых, начиная с В. Н. Татищева. Однако, только А. А. Шахматову, выдающемуся русскому филологу, в начале
нынешнего столетия удалось создать наиболее ценную научную гипотезу о составе, источниках и редакциях
"Повести временных лет". При разработке своей гипотезы А. А. Шахматов блестяще применил сравнительно-
исторический метод филологического изучения текста. Результаты исследования изложены в его работах
"Разыскания о древнейших русских летописных сводах" (Спб., 1908) и "Повесть временных лет", т. 1 (Пг., 1916).
В 1039 г. в Киеве учредили митрополию — самостоятельную церковную организацию. При дворе
митрополита был создан "Древнейший Киевский свод", доведенный до 1037 г. Этот свод, предполагал А. А.
Шахматов, возник на основе греческих переводных хроник и местного фольклорного материала. В Новгороде в
1036 г. создается Новгородская летопись, на ее основе и на основе "Древнейшего Киевского свода" в 1050 г.
возникает "Древний Новгородский свод". В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий,
используя "Древнейший Киевский свод", составил "Первый Киево-Печерский свод", куда включил также записи
исторических событий, происшедших после смерти Ярослава Мудрого (1054).
Отправить на email или скачать Сочинение на тему Культура Древней Руси» можно с помощью кнопок
ниже.
Похожие сочинения