Сочинение на тему Идейное и эстетическое богатство комедии А. С. Ггрибоедова «Горе от ума»»

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему Идейное и эстетическое богатство комедии А. С. Ггрибоедова «Горе от ума»».

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» По авторам» » Сочинение на тему Идейное и эстетическое богатство комедии А. С. Ггрибоедова «Горе от ума»»
В мировой литературе не много можно найти произведений, которые, подобно комедии А. С. Грибоедова, в короткий срок снискали бы столь громкую всенародную славу. При этом современники в полной мере ощущали соци­ально-политическую актуальность комедии, воспринимая ее как злободневное произведе­ние зарождавшейся в России новой литерату­ры, которая ставила своей главной задачей раз­работку «собственных богатств» (то есть мате­риала национальной истории и современной русской жизни) и собственными, оригинальны­ми, не заемными средствами. Сюжетную осно­ву «Горя от ума» составил драматический кон­фликт: столкновение умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображен­ный Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исторически достоверен. С юных лет вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на путь борьбы с миром самодер­жавия и крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко и повсед­невно наблюдать самое важное, характерное и волнующее явление общественного быта своего времени — борьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизненных укладов, двух поколений. После Отечественной войны, в годы форми­рования и подъема общественно-политичес­кого и общекультурного движения дворянских революционеров-декабристов, борьба ново­го — нарождающегося и развивающегося — со старым — отжившим и тормозящим движение вперед — острее всего выражалась в форме именно такого открытого столкновения между молодыми глашатаями «свободной жизни» и воинствующими охранителями ветхозавет­ных, реакционных порядков, какое изображено в «Горе от ума». Сам Грибоедов в широко изве­стном, постоянно цитируемом письме к П. А. Катенину (январь 1825 года) с предель­ной ясностью раскрыл содержание и идейный смысл драматической коллизии, положенной в основу комедии: «...в моей комедии 25 глуп­цов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих». И далее Грибоедов показывает, как плано­мерно и неудержимо, все более и более обо­стряясь, нарастает «противуречие» Чацкого с фамусовским обществом, как это общество предает Чацкого анафеме, которая носит ха­рактер политического доноса, — Чацкого объ­являют во всеуслышанье смутьяном, карбона­рием, человеком, покушающимся на «закон­ный» государственный и общественный строй; как, наконец, голос всеобщей ненависти рас­пространяет гнусную сплетню о безумии Чац­кого. Сначала он весел, и это порок: «Шутить и век шутить, как вас на это станет!» Слегка пе­ребирает странности прежних знакомых, но что же делать, коли нет в них благородной черты! Его насмешки до поры не язвительны, но все-таки: «Унизить рад, кольнуть, завистлив! Горд и пол!» Не терпит подлости: «Ах! Бо­же мой, он карбонарий». Кто-то со злости вы­думал, что он сумасшедший. Голос общего не­доброхотства и до него доходит, притом и не­любовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совер­шенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков. Грибоедов рассказал в своей комедии о том, что произошло в одном мос­ковском доме в течение одного дня. Но какая широта в этом рассказе! В нем дух времени, дух истории. Грибоедов как бы раздвинул сте­ны фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского общества своей эпохи — со всеми противоречиями, кипением страстей, враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматиче­ской картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившего­ся в жизни, — тему рубежа двух эпох — «века нынешнего» и «века минувшего». Отсюда — необыкновенное богатство идей­ного содержания комедии. В той или иной форме и в той или иной мере Грибоедов кос­нулся в «Горе от ума» множества серьезней­ших вопросов общественного быта, морали и культуры, которые имели в декабристскую эпоху самое актуальное, самое злободневное значение. Это были вопросы о положении русского народа, придавленного гнетом кре­постничества, о дальнейших судьбах России, русской государственности и русской культу­ры, о свободе и независимости человеческой личности, об общественном призвании чело­века, о его патриотическом и гражданском долге, о новом понимании личной и граждан­ской чести, о силе человеческого разума и познания о задачах, путях и средствах про­свещения и воспитания. На все эти вопросы откликнулся гений Грибоедова, и отклик этот был исполнен такой горячей гражданственно-патриотической страсти, такого неукротимо­го негодования, что комедия не могла не про­извести самого глубокого и разительного впечатления как в передовых кругах русского общества, так и в лагере реакционеров. Комедия с могучей сатирической силой ра­зоблачала нравы крепостников. Грибоедов по­ставил перед собой задачу сорвать с них маску внешнего благолепия и благоприличия и пред­ставить их на суд людской разоблаченными от всех и всяческих украшающих покровов. И пи­сатель с блеском выполнил эту задачу. Он за­печатлел в «Горе от ума» целую галерею чело­веческих портретов, которые в совокупности составляют истинный, ничем не прикрашен­ный отвратительный облик крепостнического общества с его паразитизмом и своекорысти­ем, чванством и лакейством, мракобесием и нравственным растлением. Здесь, в этом обществе, процветают «знат­ные негодяи» и мелкотравчатые подлецы, отъявленные мошенники и «зловещие стару­хи», ханжи и доносчики, объединенные, как круговой порукой, непримиримой враждой к «свободной жизни», к культуре, к просвеще­нию, к малейшему проявлению независимой мысли и свободного чувства. В этом мире без тени смущения меняли крепостных рабов на борзых собак, явным грабительством добы­вали богатства и почести, «разливались в пиpax и в мотовстве», а ученье считали «чумой», зловредным и огнеопасным изобретением «окаянных вольтерьянцев». Люди этого жес­токого мира жили по заветам и преданьям «минувшего века» — «века покорности и стра­ха». «Мораль» их была основана на пресмыка­тельстве перед сильными и на угнетении и унижении слабых. Идеалом человека был для них удачливый вельможа блаженных фео­дальных времен — такой, как дядя Фамусова Максим Петрович, достигший «степеней из­вестных» благодаря своему бесстыдному ра­болепству и шутовству при дворе. Типичнейший представитель этого мира — сам Фамусов, воинствующий мракобес, хан­жа и деспот, грозящий своим рабам сибир­ской каторгой. Под стать Фамусову все его родственники, приятели и гости. В образе полковника Скалозуба Грибоедов воссоздал тип аракчеевца, тупого, самовлюб­ленного и невежественного «героя» плац-парадных учений, шагистики и палочной мушт­ры, заклятого врага свободной мысли. Этот «хрипун, удавленник, фагот, созвездие мане­вров и мазурки», гоняющийся за чинами, ор­денами и богатой невестой, воплощает в се­бе дух реакционного «пруссачества», которое искусственно насаждалось царизмом в рус­ской армии и вызывало ненависть всего пе­редового офицерства, хранившего суворов­ские и кутузовские традиции (в черновой ре­дакции «Горя от ума» Скалозуб сам говорит о себе: «Я — школы Фридриха...»). Резкими, типическими чертами наделены и все остальные персонажи барской Москвы, выведенные в «Горе от ума»: властная бары­ня-крепостница старуха Хлестова, графини Хрюмины, княжеское семейство Тугоуховских, Загорецкий — светский шулер, мошен­ник и доносчик, по всем данным — тайный агент политической полиции, Репетилов — «душа» дворянского общества, шут, сплетник и пустозвон, затесавшийся, чтобы не отстать от моды, в круг каких-то псевдолиберальных болтунов, Платон Михайлович Горич — в про­шлом приятель Чацкого, человек опустив­шийся, инертный, внутренне примирившийся с фамусовским миром. Как свой принят в этом мире «безродный» секретарь Фамусова — Молчалин. В его лице - Грибоедов создал исключительно вырази­тельный обобщенный образ подлеца и цини­ка, «низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до«степеней известных».


Сочинение на тему Идейное и эстетическое богатство комедии А. С. Ггрибоедова «Горе от ума»» Стр. 1
Сочинение на тему Идейное и эстетическое богатство комедии А. С. Ггрибоедова «Горе от ума»»
Грибоедов А.С.
Стр. 1
Сочинение на тему Идейное и эстетическое богатство комедии А. С. Ггрибоедова «Горе от ума»» Стр. 2
Сочинение на тему Идейное и эстетическое богатство комедии А. С. Ггрибоедова «Горе от ума»»
Грибоедов А.С.
Стр. 2
Сочинение на тему Идейное и эстетическое богатство комедии А. С. Ггрибоедова «Горе от ума»» Стр. 3
Сочинение на тему Идейное и эстетическое богатство комедии А. С. Ггрибоедова «Горе от ума»»
Грибоедов А.С.
Стр. 3
Отправить на email или скачать Сочинение на тему Идейное и эстетическое богатство комедии А. С. Ггрибоедова «Горе от ума»» можно с помощью кнопок ниже.

Похожие сочинения