Сочинение на тему Роль образа Софьи в комедии А «Горе от ума»»
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему Роль образа Софьи в комедии А «Горе от ума»».
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!В пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» женские образы не занимают центрального места, в действии комедии главную роль играет А. А. Чацкий. Тем не менее и они являются необходимыми лицами, так как пьеса писалась в первой четверти XIX века, когда законы классицизма еще были очень сильны. Некоторые из них продолжает соблюдать автор. В пьесе должны быть героиня и ее служанка-наперсница, обе вовлеченные в любовную интригу. Вот как эту особенность классической комедии объясняет И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний»: «Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой, – это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел».
Несмотря на то что драматург делает главной (вопреки традициям классицизма) не любовную, а социальную линию пьесы, героиня любовной интриги в пьесе есть. Это дочь Павла Афанасьевича Фамусова, Софья, в которую с детства влюблен Чацкий. Она же, в свою очередь, теперь полюбила Молчалина, секретаря своего отца. Алексей Степанович же не видит в Софье Павловне «ничего завидного», а симпатизирует ее служанке Лизе, которая влюблена в буфетчика Петрушу, но при этом с восхищением говорит о главном герое комедии: «Кто так чувствителен и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!» Здесь круг любовной интриги замыкается. В нее оказываются вовлечены две девушки, очень разные по происхождению, характеру и судьбе.
Софья Павловна Фамусова, дочь богатого и знатного московского дворянина, родилась и выросла в доме любящего ее отца. Она рано осталась без матери, Фамусов попытался восполнить эту потерю, наняв дочери гувернантку: «Мать умерла, сумел я принанять В мадам Розье вторую мать». Отец не жалел для воспитания дочери средств, нанимал учителей, правда, он понимает задачи обучения и воспитания весьма своеобразно: «Чтоб их учить всему, всему, И танцам, и пенью, и нежностям, и вздохам…». Главным же, полагает Фамусов, для дочери должен быть пример отца («Не надобно другого образца, Когда в глазах пример отца»).
Фамусов, в целом, доволен тем, как воспитана и ведет себя его дочь. Иногда он не понимает некоторых ее увлечений, например, чтения французских книг («Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится»), идеи выйти замуж за бедного, но любимого человека («Ах, матушка, не довершай удара, Кто беден, тот тебе не пара»). Он уже придумал хитрый план, как выдать дочь за полковника Сергея Сергеевича Скалозуба, который, с точки зрения отца Софьи, самый подходящий жених для его дочери, потому что «И золотой мешок, и метит в генералы». Тем сильнее разочарование Павла Афанасьевича в последнем действии комедии, когда он застает свою любимицу во время тайного ночного свидания с мужчиной. Поистине, «Что за комиссия, создатель, Быть взрослой дочери отцом!». Хорошо еще, что Фамусов не знает всей правды, что его дочь влюблена не в небогатого и нечиновного, но все же дворянина Чацкого, а в «безродного» нищего Молчалина.
Образ Софьи очень противоречив. С одной стороны, она девушка довольно передовых взглядов, так как другой не пришло бы в голову обратить внимание на Молчалина, она не смогла бы правильно оценить достоинства Скалозуба («Он слова умного не выговорил сроду, Мне все равно, что за него, что в воду»). Да и Чацкий вряд ли бы обратил свое внимание на обычную московскую дурочку-пустышку. Достаточно вспомнить, как героиня изобретательно борется за свое счастье: сочиняет сон, рассказывает своему отцу, как страшно разочарована она, когда в последней сцене узнает об истинном лице ее возлюбленного.
Но, с другой стороны, совершенно непонятно, почему, будучи умной, образованной и развитой девушкой, она не разглядела раньше безнравственности и подлости Молчалина, который любит ее «по должности» и вовсе не собирается жениться. Когда она превозносит уступчивость, скромность и примерное поведение своего избранника, поневоле начинаешь думать, что не так уж далеко она ушла в своем развитии от Натальи Горич, управляющей своим «мужем-мальчиком».
Конечно, Чацким управлять ей вряд ли удастся, она уже в этом убедилась, когда он отправился в свои странствия, вопреки ее мнению («Ах, если любит кто кого, Зачем ума искать и ездить так далеко»). Но зачем же она так жестоко поступила с ним, не говоря правды о своем нынешнем к нему отношении, о том, что ее избранником стал совсем другой человек, да еще распустив слух о сумасшествии главного героя?
Эти противоречия заставляли многих читателей и исследователей «Горя от ума» выдвигать свои объяснения образа Софьи и его роли в комедии. Самая негативная оценка роли Софьи состояла в том, что после отъезда Чацкого, оставшись один на один с представителями фамусовского общества, она приняла решение жить по тем заветам, по которым живет большинство ее родственников и знакомых, так как Чацкий – человек ненадежный и для семейной жизни (московского идеала «мужа-мальчика, мужа-слуги») неподходящий. В самом деле, трудно предположить, что Чацкий из любви к жене и чувства долга будет таскаться по балам, сплетничать, делать карьеру, добиваться чинов. Если давать такое объяснение поведению Софьи, то ее образ – это та самая соломинка, которая переломила горб верблюда. Чацкий предан и оболган не только фамусовским обществом, не приемлющим его прогрессивных взглядов и суждений. Его «мильон терзаний» намного тяжелее от того, что его предала и слух о его сумасшествии распустила та, ради которой он вернулся в Москву и к которой сохранил самые нежные чувства.
Видимо, влияние на Софью особого «московского отпечатка», по выражению Фамусова, сильнее, чем она сама считает. Прав И. А. Гончаров, когда пишет о ней: «Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил ее и Чацкий».
Другая точка зрения на Софью и ее образ в комедии исходит из того, что само имя «Софья», что значит «мудрая» (имя в русской литературе традиционное, уже использованное в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»), предполагает, что Софья не могла примириться с той жизнью, которой живет московское дворянство. Но при этом она не склонна быстро прощать Чацкому его предательство и скоропалительный отъезд из Москвы. Поэтому все ее действия – всего лишь попытка помучить Чацкого, отомстить ему, заставить его пережить то, что пережила она, когда он уехал на долгие три года. Именно поэтому она, находясь у истоков сплетни о безумии Чацкого, говорит: «Ах, Чацкий, любите вы всех в шуты рядить, Извольте ж на себе примерить». Такой точки зрения о роли образа Софьи в комедии придерживалась М. В. Нечкина, исследуя данную проблему.
Таковы точки зрения на образ Софьи и его роль в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Думается, автор и сам был бы доволен, что существуют такие разные мнения на этот счет. Не случайно он отказался от мысли написать к своей пьесе последнее (у классицистов – обязательное) пятое действие, в котором порок был бы наказан и справедливость восторжествовала. Драматург оставил нам комедию неразгаданной, финал открытым, во-первых, потому что в условиях современного ему общества невозможно показать, как восторжествует социальная точка зрения, выраженная Чацким, а во-вторых, чтобы мы подольше поразмышляли над написанным. В том числе и об образе Софьи. Сошлет ли ее Фамусов «в глушь, в Саратов», как грозился. Расскажет ли она отцу о подлости его секретаря или на следующее утро решит простить Алексея Степановича, потому что пока жив папенька, а муж еще не достиг степеней известных, им еще можно управлять. Решит ли она, что ей предпочтительнее Чацкий или Скалозуб, чем такой подлец, как Молчалин. Ничего этого мы не знаем, можем только размышлять над теми нравственными коллизиями, которые изобразил А. С. Грибоедов с помощью образа Софьи.
Отправить на email или скачать Сочинение на тему Роль образа Софьи в комедии А «Горе от ума»» можно с помощью кнопок
ниже.