Три правды в пьесе Горького «На дне» (с примерами из текста)
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Три правды в пьесе Горького «На дне» (с примерами из текста).
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Пьеса "На дне" была написана Горьким в 1902 году. Окончательное свое название пьеса получила на театральной афише после того, как Горький перебрал другие: "Без солнца", "Ночлежка", "Дно", "На дне жизни". В отличие от первоначальных, оттеняющих лишь трагическое положение босяков, последнее явно обладало многозначностью: "на дне" не только жизни, а в первую очередь человеческой души. Пьеса Горького - это приговор бесчеловечной действительности, социальному устройству, где возможно само существование людей "дна", и утверждение веры в добро, справедливость и талант.
В пьесе Горького "На дне" сталкиваются три правды: правда факта, правда утешительной лжи и правда веры в человека.
Правду факта в пьесе представляет Бубнов.
Он был когда-то скорняком, имел свое заведение, но оно было записано на жену. Поругавшись с ней из-за того, что та ему изменила, он ушел из дома и остался ни с чем. Сейчас он картузник. Как и все обитатели ночлежки, Бубнов пьет. Его правда заключается в том, чтобы лишь констатировать факты. Он не дает людям надежды, не утешает их и в них не верит. Это хорошо видно из слов, которые Бубнов говорит Насте, когда та заявляет, что уйдет из ночлежки, потому что она тут лишняя: "Ты везде лишняя... да и и все люди на земле - лишние..." Возможно, это происходит потому, что Бубнов сам уже никому и ни во что не верит, и, в первую очередь, не верит в себя. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Он уже смирился со своим положением и не хочет ничего менять, ни к чему не стремится, жажда жизни в нем давно угасла. Бубнов говорит: "Люди все живут... как щепки по реке плывут... строят дом... а щепки - прочь..." Душа Бубнова тоже очерствела, он даже не может сострадать человеку. На заявление Луки о том, что Анна умирает, Бубнов лишь цинично говорит: "Кашлять, значит, перестанет... Кашляла она очень беспокойно..."
В пьесе Бубнов не играет ни отрицательной, ни положительной роли. Безусловно, он говорит правильные вещи, речь его усыпана пословицами и поговорками, но для жителей ночлежки он не представляет решительно ничего. Он постоянно находится как бы в стороне от событий. Он все время то сидит на нарах вдали от всех и шьет из штанов шапку, то уходит за нитками на базар. В третьем действии, когда все обитатели ночлежки сидят на пустыре сзади дома, он только высовывается в окошко, в сцене драки мы тоже не наблюдаем его активного участия. И лишь в конце четвертого действия Бубнов вваливается с множеством бутылок водки и пива и кричит, что всех угощает. С его приходом происходит сближение всех ночлежников, они пьют, поют, тем самым "рыдая" над своей судьбой. Вот почему на объявление Барона о самоубийстве Актера Сатин отвечает: "Эх... испортил песню... дур-рак!"
Правду утешительной лжи в пьесе представляет Лука. Это мудрый старик, странник. Он поселился в ночлежке лишь на некоторое время, чтобы отдохнуть и отправиться странствовать дальше. С одной стороны Лука - светлый, с другой - лукавый. Действительно, Лука, как луч света, блеснул в серой и безнадежной жизни ночлежников, пробудил в их душах самые человечные чувства. Более того, Лука дал понять ночлежникам, что их тоже можно уважать. Войдя в ночлежку, он сказал: "Доброго здоровья, народ честной!" Бубнов холодно заметил: "Был честной..." Но Лука ответил: "Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха: все - черненькие, все - прыгают..." Лука вернул ночлежникам чувство собственного достоинства, стремление к лучшему, хоть и сказочному. Актеру он внушил, что в одном городе есть больница с мраморным полом, где лечат от пьянства бесплатно, потому что "признали, видишь, что пьяница - тоже человек". Ваське Пеплу обещал сладкую жизнь в Сибири. Анну успокаивал сказками о том, что на том свете, в раю, она отдохнет, что умирать совсем не страшно. Но сам старик хорошо понимал, что ждет этих людей в будущем, поэтому он пытался своим лукавством натолкнуть их на путь истинный. Ведь после того, как Лука рассказал Актеру про лечебницу, он добавил: "Да я тебе город назову!... Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись!... Возьми себя в руки и - терпи..." Это говорит о том, что Лука верит в человека, в его силы. Наврав Актеру про лечебницу, он надеялся, что тот сам справится с алкоголизмом, несколько раз воздержавшись. Лука говорит: "Человек - все может... лишь бы захотел..."
По отношению к Анне Лука оказался единственным утешителем, ведь никто даже не обращал на нее внимания, не ухаживал за ней. Каждый раз, когда Анне становилось скучно и страшно, Лука разговаривал с ней, утешал ее, он выводил Анну в сени подышать свежим воздухом и приносил попить. А все это потому, что Лука любит людей. Он говорит: "Человек - каков ни есть - а всегда своей цены стоит..." Лука верит, что каждый человек "для лучшего живет". Эта его вера мотивирует и такой поступок, как спасение Васьки Пепла. Лука специально залез на печь и подслушал разговор Пепла и Василисы, потому что чувствовал, что затевается что-то неладное. И только благодаря старику Васька в порыве ярости не убил Костылева. Затем Лука начинает внушать ему, чтобы он не слушал Василису и уходил отсюда как можно быстрее, и вот тут-то старик, чтобы обнадежить Ваську, прибегает опять к своей утешительной лжи. И даже Васька Пепел, который вначале никому не верил, теперь прислушивается к басням старика.
Обнадежив таким образом практически всех ночлежников, Лука незаметно исчезает во время уличной драки. Этот уход обычно трактуют как бегство лжеца, сеятеля иллюзий, как крах его. Но на самом деле старик понял, что ему больше нечего делать в ночлежке, он дал ее обитателям призрачную надежду, вернул веру в себя и жажду жизни.
После ухода Луки напущенный им дым иллюзий начинает понемногу развеиваться. Ночлежники уже хорошо понимают, что так больше жить нельзя, но и выхода не видят. Чем радужнее были надежды, навеянные Лукой, тем больнее было осознавать, что на самом деле они никогда не сбудутся. Например, Актер вообще не выдержал краха надежд и покончил жизнь самоубийством. Но все-таки приход Луки не прошел бесследно: все, кто раньше ничего не понимал, не думал, начинают размышлять над смыслом жизни. Даже Барон, такой, казалось бы, совершенно пустой человек, которого Лука, в принципе, и не коснулся, говорит: "А... ведь зачем-нибудь я родился... а?"
Наряду с положительной ролью, которую сыграл Лука в пьесе, явно есть и отрицательная. Да, людям нужно сочувствие и сострадание, их нужно пожалеть и успокоить, но правду о жизни человек обязан знать всегда, иначе последствия от разочарования будут огромны, как получилось с Актером. А Лука был для ночлежников "как пластырь для нарывов", - так сказал о нем Барон; "как мякиш для беззубых", - так выразился Сатин.
Правду веры в человека в пьесе представляет Сатин. В прошлом он был очень образованным человеком, играл на сцене, рассказывал анекдоты и служил на телеграфе. Потом он четыре года и семь месяцев отсидел в тюрьме за то, что "убил подлеца в запальчивости и раздражении" из-за родной сестры. Отблески прошлой жизни еще иногда всплывают в его сознании, Сатин до сих пор помнит научные слова: ""сикамбр", "макробиотика", - но уже не знает, что они значат. Его теснит, давит нищая жизнь, он говорит: "Надоели мне, брат, все человеческие слова... все наши слова - надоели! Каждое из них слышал я... наверное, тысячу раз..." Но и делать ничего для того, чтобы вырваться из ночлежки, он не собирается. Сатин твердо уверен в том, что "после тюрьмы - нет ходу!" Он единственный в ночлежке не верил ни единому слову Луки, но и единственный хорошо понимал его поступки. В пьесе Сатин говорит устами Горького, но его идеи находятся в противоречии с его существованием, мысли расходятся с поступками. Сатин, безусловно, видит правду, но к настоящему делу он не пригоден. Умный и дерзкий, он говорит правду в глаза, не щадя человека. Во всей ночлежке нет понимающей и близкой ему души, лишь с приходом Луки такая появляется. Сатин как будто оживает с его появлением, начинает с ним спорить. Они оба понимают друг друга. Лука видел в душе Сатина желание говорить всем жестокую правду в лицо, потому что он сам был сломлен этой правдой. А Сатин, в свою очередь, видел, что Лука указывает ложный путь спасения, не зная истинного, потому что хочет помочь людям, но помогает не так, как следовало бы. После пребывания Луки в ночлежке Сатин сам пропитывается его идеями и продолжает высказывать их даже после его ухода. Он же и защищает Луку, когда практически все обитатели ночлежки называют его шарлатаном. Сатин кричит на них: "Дубьё... молчать о старике! Ты, Барон, - всех хуже! Ты - ничего не понимаешь... И - врешь! Старик - не шарлатан! Он врал... но - это из жалости к вам!" Именно из этих слов лучше всего видно, что Сатин глубоко понимал идеи и поведение Луки.
Но в следующих поступках Сатина проявляется его двойственная натура. С того момента, как Сатин увидел, что ночлежники только больше запутываются в дыму иллюзий, напущенном Лукой, он начинает открывать всем глаза на правду и как можно ниже опускает идеи старика в глазах сожителей. Здесь сам Горький в лице Сатина противостоит утешительной лжи Луки. Сатин говорит: "Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!" Актер от такой внезапной истины покончил жизнь самоубийством, даже Клещ, в котором до сих пор не угасала надежда на спасение, от такого контраста красивой сказки и жестокой правды теряет свою веру и сливается с безликой массой ночлежников. Теперь он не называет их никчемными тварями, не утверждает, что они ниже его и не хотят работать, теперь Клещ сравнялся с ними, он говорит: "Ничего... Везде - люди... Сначала - не видишь этого... потом - поглядишь, оказывается, все люди... ничего!"
Но пребывание Луки с его идеями рядом с Сатиным не прошло бесследно. Сатин уяснил для себя, что нужно верить в людей, поддерживать их, ведь каждый своей цены стоит. И Сатину уже не хочется говорить правду грубо всем в глаза, он понимает, что "человек - вот правда!" Сатин говорит о себе и Луке: "Он... подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету..." Лука пусть и хотел помочь людям, но, пожалуй, сыграл положительную роль только в судьбе Сатина, ведь тот наконец-то понял: "Не обижай человека!"
В пьесе Сатин - ключевой персонаж. Его устами говорит сам Горький. Именно из-за Сатина повесился Актер, потому что тот в одну минуту сломал все его мечты и планы. Он же убил надежду Клеща и убедил Настю, что настоящей любви не бывает. Именно Сатин понял Луку, и только он смог прогнать призрачные надежды обитателей ночлежки. Трудно судить, положительную или отрицательную роль играет Сатин в пьесе. Он, скорее всего, выступает как судья неправильным действиям Луки и глупым мечтам ночлежников. Если в самом начале Сатин и был грубым, то потом, благодаря Луке, он понял, как нужно относиться к людям.
Я считаю, что врать людям так много, представлять мир в розовом свете, хотя на самом деле все не так, нельзя. Каждый человек должен трезво оценивать свое положение, возможности и мир вокруг себя. А так, как Лука, вводить людей в заблуждение не стоит. Но и жестоко говорить правду в глаза, не жалея человека, тоже не нужно, ведь обидеть всегда легко, а поддержать в трудную минуту сможет не каждый. Правду говорить необходимо, но делать это надо так, чтобы она не ранила человека.
Сам Горький так же, как Лука, безгранично любил людей, но одобрял поведение Сатина, потому что ненавидел ложь, затмевавшую глаза. Через всю пьесу Горький проводит главную мысль: "Человек! Это - великолепно! Это звучит... гордо!"
Полезный материал по теме: