Преступление и наказание, Достоевский

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Преступление и наказание, Достоевский.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» » Преступление и наказание, Достоевский

Краткое содержание Преступление и наказание

Главным героем романа является бывший студент Родион Романович Раскольников, оставивший университет несколько месяцев назад. Он практически не имеет средств к существованию, в связи с чем вынужден жить в крохотной комнатке, ходить в убогой одежде и при этом все равно быть должным квартирной хозяйке. Все эти обстоятельства вынуждают Раскольникова обратиться за помощью к старухе-ростовщице Алене Ивановне и отдать в заклад единственную ценную вещь. Но деньги являются лишь формальным поводом, так как главная цель Раскольникова – это приготовление к убийству этой женщины. На обратном пути от своей будущей жертвы он заглядывает в распивочную, в которой совершает знакомство с бывшим чиновников и горьким пропойцей Семеном Захаровичем Мармеладовым.­ Его новый знакомый откровенно рассказывает о том, что бедность, болезнь и пагубное пристрастие мужа вынудили его супругу, Катерину Ивановну, пойти на отчаянные меры – отправить его дочь от первой жены Соню работать на панель.­

Раскольников провожает Мармеладова до дома. В начале следующего дня к нему приходит письмо от матери из провинции, где рассказывается обо всех несчастьях и несправедливостях, которые происходят с его младшей сестрой Дуней, живущей в доме бесчестного помещика Свидригайлова, который начинает ее домогаться. Жена Свидригайлова узнает о попытке измены мужа, но он сваливает всю вину на Дуню. Усилиями их матери удается восстановить честное имя младшей сестры Родиона. После чего к ней сватается надворный советник Лужин, которого прельщает, в первую очередь, бедственное положение Дуни, что дает ему власть над его невестой. Естественно, мама думает, что Лужин окажет Раскольникову финансовую помощь, благодаря чему он сможет кончить курс в университете. Родион думает о самопожертвованиях, на которые приходится идти его сестре и Сони Мармеладовой, что снова возвращает его к мыслям об убийстве старухи-ростовщицы. В процессе своих размышлений Раскольников, казалось бы, понимает, что он не способен на такой шаг, отчего ему становится легче. Но неожиданно он встречает сестру ростовщицы – Лизавету, которая договаривается прийти к кому-то завтра по делам. Значит, старуха завтра будет одна, и в этот момент Раскольников чувствует, что нет у него сил противостоять задуманному убийству и что все окончательно решилось.­­­­ ­

На следующий день Родион приходит к старухе-ростовщице и убивает ее топором. На свою беду неожиданно в квартиру возвращается ее кроткая и ни в чем не повинная сестра Лизавета, которая тоже попадает под топор убийцы. Ему кое-как повезло уйти незамеченным, а похищенные ценности он оставляет в случайном месте.

Возвратившись домой, он начинает с ужасом ожидать, что вскоре за ним придет полиция.­ Не выдержав напряжения, Раскольников теряет сознание. Очнулся Родион только на четвертый день – все это время его выхаживали кухарка Настасья и его друг по университету Разумихин. Раскольников слышит беседу своего друга с врачом, из которой ему становится известно, что в преступлении подозревают простого маляра­ Миколку. Кроме того, окружающие замечают, что главный герой романа очень странно реагирует на разговоры о совершенном убийстве.­­­­­­­­­­ ­

Раскольникова навещает Лужин, который остается потрясенным бедностью Родиона и­ условиями его проживания. Между ними происходит серьезный разговор, закончившийся ссорой, так как Раскольникову неприятна теория его оппонента о том, что, в первую очередь, нужно жить для себя. И самое обидное для главного героя, что он чувствует свою схожесть с презираемым Лужиным.

Он отправляется гулять по городу, и в своих размышлениях­ чуть не доходит до того, чтобы сознаться в преступлении. Но в этот момент он замечает прохожего, который попал под карету. Выясняется, что это его новый знакомый – Мармеладов. Пострадавшего переносят в его жилище, где главный герой знакомится с супругой, Катериной Ивановной, и Соней, которая предстает перед Родионом в своем наряде женщины легкого поведения. Раскольников жалеет Мармеладова, его семью и отдает Катерине Ивановне все свои деньги, которые ему прислала мама.

Позитивный настрой, который он ощутил благодаря своему доброму поступку, быстро проходит и заканчивается ссорой­ с Дуней, которой он заявляет о полном неприятии ее жениха.­­ “Или я, или Лужин!” — ставит ей ультиматум Родион.­ Дуню и его мать успокаивает Разумихин, который с первого взгляда влюбляется в сестру Раскольникова. Родион снова начинает чувствовать свое одиночество, но вскоре его навещает Соня Мармеладова, у которой он просит ее адрес.

Родион якобы для того, чтобы выяснить, что случилось с заложенными у процентщицы вещами, решает встретиться со следователем Порфирием Петровичем. Но главная цель встречи со следователем – это выведать, что известно Порфирию о деле и подозревает ли он самого Раскольникова. Следователь вспоминает о статье главного героя под названием «О преступлении», в которой говорится о «двух разрядах людей». По теории Раскольникова все люди делятся на людей обыкновенных («тварей дрожащих»), удел которых быть послушным моральному закону, и «собственно людей» («высшие»), которые ради создания чего-то нового имеют право переступать человеческие нормы, например, могут убить обычного человека. Получается, что главный герой признает право «высших людей» преступать ради своих высших целей библейские законы. Порфирий Петрович понимает, что через эту статью происходит своего рода самораскрытие убийцы, который решил стать «высшим человеком». Но следователь не имеет весомых доказательств причастности Родиона к преступлению, поэтому он его отпускает, посчитав, что должна заставить сознаться Раскольникова его совесть.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­

Родион начинать понимать, что он, так сильно переживающий из-за только одного убийства, совсем не подходит на роль «сверхчеловека». Слишком мелок масштаб личности, так как, например,­­­ “настоящий властелин... громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе...”. «Только и сумел, что убить. ...Эстетическая я вошь, и-больше ничего...” — думает Раскольников.

Раскольникова о помощи просит Свидригайлов, который хочет использовать Родиона, чтобы встретиться с его сестрой, так как с ним одним Дуня просто не захочет общаться. Родион отвечает отказом и говорит, что до него дошел слух, что Свидригайлов погубил свою супругу. На это он получает ответ, что причиной смерти Марфы Петровны стал апоплексический удар, а он ее «ударил всего только два раза хлыстиком”. С одной стороны, конечно, Свидригайлов отвратителен Родиону, но с другой стороны, Раскольникову в нем нравится умение не беспокоиться о совершенных злодеяниях и получать при этом удовольствие от жизни.

В дешевой гостинице, куда Лужин поместил Дуню и ее мать, происходит выяснение отношений Лужина и Раскольникова. Родион обвиняет будущего мужа своей сестры в клевете как на него самого, так и на Соню. Он имеет ввиду письмо Лужина, в котором он говорит, что Раскольников все деньги от матери потратил на услуги девушки легкого поведения, то есть Сони. Сестра и мама Родиона встают на его сторону и приказывают Лужину уйти.­­ ­

Раскольников, между тем, снова начинает чувствовать свое одиночество, что заставляет его прийти к Соне. Но, несмотря на то, что они оба являются людьми, преступившими библейские заповеди, их отличает мотивы этого «преступления». Соня пошла на панель ради своих близких, а Родион думает только о себе. Соня верит в милосердие Бога, верит, что чудо случится и в ее жизни. И она читает Раскольникову о воскрешении Христом Лазаря из Евангелия.­­­­ ­

Раскольников продолжает бояться разоблачения и одновременно с этим хочет, чтобы все уже, наконец, раскрылось. И это заставляет главного героя снова прийти к Порфирию Петровичу. Следователь своими витиеватыми речами о том, что если даже следователь знает, кто именно преступник, то он не должен его арестовывать, так как преступник обязательно придет сам, доводит Родиона до нервного припадка. Доведенный до отчаянья, Родион практически сознается в преступлении, но в этот момент неожиданно врывается маляр Николай, который делает признание, что это он убил старуху. Раскольников под шумок уходит домой.­­­­­­­­ ­

Мармеладовы у себя в комнате устраивают поминки по Семену Захаровичу. Хозяйка квартиры и Катерина Ивановна уже давно находятся в состоянии вражды, которая в процессе поминок перерастает в открытую ссору. Хозяйка квартиры приказывает Катерине Ивановне тотчас съехать с комнаты. В этот момент на поминках появляется Лужин и заявляет, что Соня украла у него сторублевую ассигнацию. Соню обыскивают и, действительно, купюра оказывается в ее кармане. Но, по счастью, среди присутствующих есть человек, видевший как Лужин сам подложил деньги в кармане Сони. Родион раскрывает для всех причину такого поступка Лужина: оклеветав при Дуне Раскольникова и Соню, он хотел добиться мести и доказать своей невесте, что не напрасно подозревал Родиона в обмане.­­­­­­­­­­­ ­

Действие романа перемещается на квартиру к Соне, где Раскольников раскрывает свою тайну. Соня, понимая как он мучается, советует ему искупить вину признанием и последующим за ним наказанием. Но Родион не соглашается с ней и заявляет о том, что готов бороться за себя.­ ­

Затем перед читателями предстает вдова Семена Захаровича с детьми. Катерина Ивановна идет по городу и заставляет детей петь и танцевать. Дети все в слезах. После чего у нее идет кровь горлом, и она умирает. Заняться ее похоронами и дальнейшей судьбой ее детей обещает Свидригайлов.­­­ ­

К Раскольнику приходит Порфирий Петрович, который говорит ему, что маляр Николай не виновен, а настоящим убийцей является Родион. «Против вас у меня пока и нет ничего», - заявляет Порфирий Петрович. Но он хочет, чтобы Родион сам пришел с повинной. ­

Для Родиона живым примером беспечного существования после совершенного преступления является жизнь Свидригайлова. Но их личная встреча в трактире убеждает Раскольникова, что даже Свидригайлов считает свою жизнь пустой и бессмысленной. Единственным шансом для спасения могла быть для него любовь Дуни, но она отвечает решительным отказом. После чего Свидригайлов не остается ничего, как застрелиться.­­­­­ ­

Раскольников, который сильно мучается, но еще не готов к раскаянию, все-таки решается пойти и признаться в полицию, несмотря на презрение к себе за «малодушие». Он просит свою сестру заботиться о матери, прощается с Соней. В присутствии людей он, как и просила его Соня, в смирении целует «… эту грязную землю, с наслаждением и счастьем». В полиции он совершает официальное признание. ­

Родион в Сибири на каторге. Судьба его близких сложилась по-разному: мама начинает сходить с ума и в последствии умирает; сестра стала женой Разумихина; Соня переезжает в Сибирь и живет теперь рядом с ним. Для каторжан из простых людей Родион остается чужим человеком, а к Соне они, напротив, относится с уважением и нежностью. У него обнаруживаются симптомы душевной болезни, в связи с чем он попадает в больницу, где ему снится сон, что человечество поражает вирус, из-за чего каждый человек начинает считать свою мысль – конечной и единственно верной. В мире начинается война всего против всех. Люди погибают, кроме нескольких избранных.

Соня заболевает и пишет Родиону записку, что скоро поправится. Когда он ее читает, у Раскольникова просыпается бесконечная любовь к Соне. Родион понимает, что смирение, терпение и любовь – это его спасение. Роман заканчивается тем, что Родион берет в руки Евангелие, которое оставила Соня.

см. также: Краткие содержания произведений


Краткая биография Федора Достоевского



Преступление и наказание, Достоевский Стр. 1
Преступление и наказание, Достоевский
Краткие содержания
Стр. 1
Преступление и наказание, Достоевский Стр. 2
Преступление и наказание, Достоевский
Краткие содержания
Стр. 2
Преступление и наказание, Достоевский Стр. 3
Преступление и наказание, Достоевский
Краткие содержания
Стр. 3
Отправить на email или скачать Преступление и наказание, Достоевский можно с помощью кнопок ниже.

Похожие сочинения