Модификации сюжетов Плавта и Мольера в «Скупом рыцаре» Пушкина, направленные на приобретение пьесой «трагического» аспекта
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Модификации сюжетов Плавта и Мольера в «Скупом рыцаре» Пушкина, направленные на приобретение пьесой «трагического» аспекта.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Существует устоявшееся, традиционно принятое убеждение, что А. С. Пушкин создал «Скупого рыцаря» (1830 г.) под влиянием комедий Плавта («Горшок» или «Клад», II-III век до н.э.) и Мольера («Скупой», 1668). Однако Пушкин, в отличие от Мольера, не заимствовал первозданный сюжет, а внёс в него некоторые изменения, что повлияло на восприятие произведения и даже заставило литературоведов отнести пьесу к противоположному жанру.
По Аристотелю, один из главных признаков трагедии – это совершение действия посредством таких сильных переживаний, как сочувствие и страх. У Пушкина мотив любви, руководящий событиями в комедиях Мольера и Плавта, замещён именно боязнью (барон опасается того, что кто-нибудь похитит его богатство или же что его наследник будет расточителен; Альбер – остаться нищим и, следовательно, опозоренным). Страх, рождающийся в душах героев, побуждает их к конкретным действиям, которые, в свою очередь, управляют развитием сюжета (еврей-ростовщик Соломон не соглашается дать взаймы Альберу из опасения, что тому нечем будет возвращать долг, вследствие чего юноша отправляется к герцогу).
Трагедия – это также драматический жанр, неизбежно разрешающий конфликт гибелью героя.
И финальное событие пушкинского «рыцаря» - это не что иное, как смерть заглавного героя, за которой, однако, в конечном счёте, не наступает развязка конфликта, проблема как бы повисает в воздухе, не решённая, но уже потерявшая актуальность и значимость, ведь одна и противоборствующих сторон более не дееспособна. Барон падает замертво, уничтоженный изнутри своей страстью – скупостью – в которой изначально и крылся «корень всех зол» (удаление от двора, разногласия с сыном и вынужденная клевета на него перед герцогом, приведшая к ссоре).
Опираясь на приведённые примеры, делаем заключение, что А. С. Пушкин действительно несколько модифицировал классический сюжет Плавта и подражающий ему – Мольера, добавив пьесе трагичности.
Полезный материал по теме: