Кто виноват в гибели Катерины? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Кто виноват в гибели Катерины? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»).
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Драма "Гроза" была написана Островским в 1859 году, накануне крестьянской реформы 1861 года. Это высшее достижение писателя в предреформенные годы. Драма "Гроза" имела большое значение в общественной атмосфере тех лет, когда шли споры по крестьянскому вопросу, споры о правах личности. "Грозу" Островский написал после своего недельного путешествия с домочадцами в приобретенную отцом усадьбу Щелыково.
Их путь лежал по Волге через многие древние города. Именно в этой поездке Островский уловил нараставший в купеческой жизни конфликт. Итогом осмысления его явилась драма "Гроза". Многие ошибочно считают прототипом Катерины Клыкову, история которой повторяется почти дословно. Но уже доказано, что Клыкова погибла 10 ноября 1859 года, а Островский начал работу над "Грозой" в июне-июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Писатель предугадал эту историю, которая могла произойти в любой семье. Город в его драме Калиновым был назван условно, это мог быть любой другой захолустный городок. Герои Островского не имеют прототипов. Катерина - его любимая героиня, воплощение нравственной безупречности.
В гибели Катерины в большей мере виновато, конечно, "темное царство". Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Но здесь сыграли немаловажную роль также ее фанатическая религиозность и сильно развитое чувство совести.
Действительно, по большей части в гибели Катерины виновата Кабаниха как представитель "темного царства". Ведь Катерина - натура свободолюбивая, цельная. До свадьбы она жила в любви и воле, а в доме у Кабанихи она точно птица в клетке. Ее никто не уважает, ее не считают за человека, ей вечно недовольны. Под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет простора ее светлым мечтам, нет свободы ее чувствам. К тому же Кабаниха хочет, чтобы все было по ее и никак иначе. Такой натуре, как Катерина, невозможно жить по законам, царящим в этом "гнилом болоте", но Кабаниха требует от нее их соблюдения. Значит, Катерине нужно на словах подчиняться этим законам, а на деле делать все по-своему, как ей и советует Варвара. Она говорит: "У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало". Но это противоречит цельной натуре Катерины. Она отвечает Варваре: "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу". Поэтому Катерине так трудно жить в мире Диких и Кабаних.
В доме Кабановых ее постоянно унижают. Это хорошо видно в сцене прощания с Тихоном. Кабаниха заставляет сына перед отъездом в Москву дать жене несколько унизительных наставлений, тем самым сильно оскорбляя ее. Тихон не смеет при матери заступиться за Катерину, и только лишь когда мать ушла, он ей говорит: "Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай!" Из этих слов становится ясно, что Тихон, с детства живший с Кабанихой, уже давно привык "мимо ушей пропущать" маменькины слова. Катерина же так жить не может, она все принимает близко к сердцу и считает оскорблением то, что о ней могли подумать такое. От жизни с Тихоном в Катерине начало развиваться "оскорбленное чувство жены и женщины". Ведь по всему видно, что Тихон не любит Катерину, он просто хорошо к ней относится, ему очень жалко ее. И даже когда Катерина просит мужа забрать ее с собой в Москву, он ей отвечает: "Всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов эких на ногах нет, так до жены ли мне?" Если бы Тихон по-настоящему любил Катерину, он забрал бы ее с собой, понимая, что она тоже хочет отдохнуть от издевательств Кабанихи. Но он не понимает, что такое настоящая любовь, потому что в среде, которая его окружает, любви места нет. Любовь в понимании Тихона - это просто жалость.
Даже радужные мечты покинули Катерину, она уже не может представить в облаке пыли поющих ангелов, ей уже не снятся райские сады, утомленная непосильной дневной работой, она уже не может думать о них. Все мрачно, страшно вокруг нее, все веет холодом и какой-то неотразимой угрозой. Дальше так продолжаться не могло! Однообразная жизнь совсем замучила Катерину, все сильнее и сильнее становилась потребность любви в ее душе. Желание найти родственный отзыв в другом сердце, потребность нежных наслаждений естественным образом открылись в молодой женщине и изменили ее прежние неопределенные и бесплодные мечты. Вот тут и встречается на ее жизненном пути Борис, который "с виду и по речам не похож на остальных".
И с момента встречи Катерины с Борисом ее начинают мучить угрызения совести, чувство вины перед Тихоном. В первом действии отдаленные удары грома вселяют смятение в душу Катерины, только что признавшейся Варваре в "грехе" своей любви к Борису. Варвара ей говорит: "Я и не знала, что ты так грозы боишься". Катерина отвечает: "Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами". После ночного свидания с Борисом всепоглощающее чувство захватило Катерину. Она говорит своему избраннику: "Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?" Катерина одерживает победу над собой, она уже не боится свободного чувства, не боится этой любви. Но все равно мироощущение ее трагично: она предчувствует, что ее ждет гибель.
Признание Катерины перед народом в четвертом действии спровоцировано: тут и выкрики полусумасшедшей барыни: "Все в огне будете гореть неугасимом! Все в смоле будете кипеть неутолимой!", - и удары грома, и зрелище геенны огненной, и неожиданное появление Бориса. Все это приводит впечатлительную Катерину в небывалое волнение, заставляет ее покаяться в своем "грехе".
После этого признания жизнь Катерины становится невыносимой. Кабаниха запирает ее в комнате под замок, ест поедом, как ржа железо, заставляет Тихона побить жену. Но Тихону ее жаль, он вроде бы ее простил. Даже Кулигину он говорит: "Мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала". А для Катерины даже хуже было, что Тихон ее простил: она видит, какой он добрый, и еще больше себя винит, что изменила ему, хотя его ни капли не любит. Она говорит: "Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев". Да еще и Борис уезжает в Сибирь. Катерина просит его взять ее с собой, но он отвечает: "Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы". И вот Катерина остается совсем одна. Всё против нее, даже ее собственные понятия. Катерина не могла отвергнуть отсталые мнения; она пошла против всех них, вооруженная только силой своего чувства, инстинктивным сознанием своего прямого, неотъемлемого права на жизнь, счастье и любовь. Но после всего пережитого Катерина уже не возвратится к прежней жизни, если ей нельзя наслаждаться своими чувствами вполне законно, она ничего не хочет в жизни, она и жизни не хочет. Она сделает все, чтобы не подчиниться их правилам, не примириться с их неестественными требованиями. Для этой борьбы ей ничего не жалко, даже жизни.
Несомненно, смерть Катерины - это протест, вызов, брошенный самодурной силе. Но она ушла из мира сего с чувством глубокой вины перед людьми и Богом. Ее фанатическая религиозность и сильно развитое чувство совести помешали ей понять, что она ни в чем не виновата, что ее вынудили совершить этот поступок обстоятельства, естественная потребность в любви.
Катерина первой смогла бросить такой смелый вызов "темному царству". И люди, которые не могли раньше сказать смелых слов Дикому и Кабанихе, уже не боятся высказать им свои протесты. Например, Кулигин в конце пятого действия говорит: "Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!" И даже робкий Тихон говорит маменьке: "Вы ее погубили! Вы! Вы!" Добролюбов так говорит о Катерине: "В Катерине видим мы протест против Кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина". В то время таких людей, которые не желают мириться с бытом "темного царства" и бросают ему вызов, было очень немного. И Катерина - одна из них!
Полезный материал по теме:
- Кто виноват в гибели Катерины?
- В чём смысл сопоставления образов Катерины и Варвары в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?
- Образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза» Островского по плану : семья, воспитание, характер, особенности речи, проблемы и темы, авторское отношение к Катерине
- Кто виноват в смерти Катерины?
- Образ Катерины в пьесе «Гроза»